Активно работаю методистом и педагогом дополнительного образования!
LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Посредством работы с этим конструктором у учащихся происходит всестороннее развитие личности, закладываются основы физико- математических знаний, развивается инженерное мышление.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно важное значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
В настоящее время появилось большое количество интереснейших развивающих конструкторов для детей разных возрастов. Один из них — конструктор российского производства — «Фанкластик». Он по-настоящему уникальный, так как в отличие от классических детских конструкторов, таких как LEGO и других, использующих плоское соединение деталей, в этом конструкторе используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки. Дело в том, что в основе деталей конструктора лежат две пространственные решётки, которые переплетаются друг с другом, деталь попадает то в одну, то в другую решётку. Таким образом, возможно соединять их во все стороны. Получается детали можно крепить почти в любом месте. Это даёт большой простор для детского творчества. В данном мастер-классе, разработанном педагогом дополнительного образования Ермолаевой Алёной Сергеевной и методистом МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области Гавриленко Еленой Владимировной, рассматриваются особенности конструктора и пошаговое изготовление одной из возможных моделей — летательного аппарата «Стреколёт». Конструирование моделей из конструктора нравится практически всем детям. Моделирование из конструктора «Фанкластик» способствуют развитию фантазии, творческих способностей, логического, критического и пространственного мышления, мелкой моторики рук и глазомера учащихся.
В настоящее время учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе всё чаще представляют в виде Цифровых Методических кейсов, которые включают в себя всё разнообразие методической и дидактической продукции, разработанной педагогом к тому или иному учебному курсу. В целях удобства использования и доступности материалов кейса учащимся и их родителям его размещают в сети интернет, регулярно обновляют и пополняют, а также выставляют на различные конкурсы. Так что же такое Цифровой Методический кейс? Данный методический материал подробно отвечает на этот вопрос и представит опыт создания такого Методического кейса, ставшего победителем Всероссийского конкурса программно-методических разработок «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной и социально-педагогической направленностей», организуемого ФГБУК «ВЦХТ» г. Москва.
Личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях наиболее эффективно можно реализовать с помощью индивидуальных образовательных программ. Индивидуальная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мягкая игрушка» призвана обучить детей художественному творчеству, учитывая индивидуальные способности и возрастные особенности учащихся. Для этого в программе для учащихся разработано несколько учебных планов.
При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ порой допускается очень много ошибок и чтобы их избежать, мною, методистом МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области Гавриленко Еленой Владимировной, на основе собственного опыта и разработан методический материал «Типичные недочёты и ошибки в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах (ДООП)». Он поможет педагогам дополнительного образования и методистам учреждений дополнительного образования грамотно разработать программу любой направленности.
В учреждениях дополнительного образования давно утвердилось такая эффективная форма организации учебного процесса как занятие. В настоящее время занятие является основополагающим элементом системы дополнительного образования, во время проведения которого педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает обучающимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности. К организации и проведению занятия в дополнительном образовании предъявляются чёткие требования, которым и посвящена данная методическая рекомендация.
Обычно под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и не одобряемых поступков, знаний традиций и обычаев, патриотизм. Но проблемой воспитательного процесса является сложность проведения процедуры оценки качества воспитания, вследствие отсутствия четких критериев и показателей в этой сфере образовательной деятельности. Каждый педагог стремится решить эту проблему по-своему. Педагоги Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества» города Междуреченска Кемеровской области ведут совместную деятельность с психологом учреждения для разработки, внедрения и использования методов диагностики уровня воспитания обучающихся своих объединений, чему и посвящена данная методическая рекомендация.
В данной методической рекомендации я, методист МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области Гавриленко Елена Владимировна, уделила внимание разработке и обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП), которые можно реализовывать как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях, например, в рамках внеурочной деятельности. Здесь приведён пример как составляют и реализуют подобные программы в учреждениях дополнительного образования Кемеровской области — Кузбасса.
Методическая рекомендация «Новые подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в рамках ПФДО» разработана мною, методистом МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области Гавриленко Еленой Владимировной, в помощь педагогам дополнительного образования по разработке, составлению, оформлению и реализации программ дополнительного образования в рамках персонифицированного дополнительного образования.