Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Обычно под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка.
С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и не одобряемых поступков, знаний традиций и обычаев, патриотизм.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Для достижения данной цели существует целый спектр воспитательных задач, которые успешно решают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Так, например, в программах педагогов дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области встречаются такие воспитательные задачи как:
10. воспитывать и развить художественный и эстетический вкус
Для решения поставленных воспитательных задач педагоги МБУ ДО ЦДТ ведут активную воспитательную деятельность: организуют различные мероприятия воспитательного характера: праздники, конкурсы, конференции, соревнования, беседы, походы и т.п., акции («Чья-то жизнь уже не мелочь», «Конфетка за билетик», «Призывник», «Жить или курить», «Марш здоровья» и др.), благотворительные концерты. Педагоги приучают обучающихся к сбору макулатуры и элементов электропитания (батареек) для сохранения окружающей среды и многое другое.
Большую роль в воспитательной деятельности играют добровольческие акции и проекты. В процессе участия в добровольческой (волонтерской) деятельности обучающиеся проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект добровольческой работы в учреждении дополнительного образования.
Но проблемой воспитательного процесса является сложность проведения процедуры оценки качества воспитания, вследствие отсутствия четких критериев и показателей в этой сфере образовательной деятельности.
Каждый педагог стремится решить эту проблему по-своему. Педагоги МБУ ДО «Центра детского творчества» ведут совместную деятельность с психологом учреждения для разработки, внедрения и использования методов диагностики уровня воспитания обучающихся своих объединений.
Диагностику проводят в начале и в конце учебного года. При желании можно выявить и промежуточный результат (3 раза в год).
С целью выявления результативности воспитания в нашем образовательном учреждении используются такие методы диагностики и исследования, как:
1. Метод «Сам себе психолог»
Учащемуся требуется составить свой психологический портрет, что позволит ему научиться понимать себя, свои особенности, почувствовать собственную индивидуальность, глубже и полнее разобраться в себе и своём отношении к миру, проникнуться чувством собственного достоинства.
За что меня ценят? |
Возможные варианты ответов |
Друзья Педагоги Родители |
Добродушие Ответственность Сила воли и др. |
За что меня можно критиковать? |
|
Друзьям Педагогам Родителям |
Непунктуальность Невнимательность Лень и др. |
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Обучающегося просят привести примеры: принципиального поступка, зла, сделанного тебе другим; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
1 балл – если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чёткое и полное
3 балла – если сформировано полное и чёткое представление.
3. Методика «Закончи предложение»
На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
4. Когда в моём присутствии обижают человека, я…
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…
6. Если бы я был на месте учителя, я…
Оценочная шкала:
0 баллов – ребёнок не имеет нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки, реакции неадекватны
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремиться или считает их недостижимыми, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё не устойчивое
3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственными установками, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое
4. Методика «Расшифруй текст»
Для исследования волевых качеств учащихся (выявление упорства в умственной деятельности) можно использовать задание расшифровать текст (например, «Туризм – лучший отдых»), написанный цифрами, в котором буквы алфавита закодированы двузначным числом. Текст представляет собой рассказ, но слова в тексте подбираются таким образом, чтобы исключить догадку при их раскодировании. При проведении эксперимента дети получают разные тексты и разные ключи.
Для примера – ключ для расшифровки текста и часть зашифрованного текста. Первая цифра каждой зашифрованной буквы показывает, в какой строчке (сверху вниз) находится эта буква, вторая цифра указывает номер колонки (слева направо), в которой помещена буква.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Д |
О |
Ь |
Е |
Ц |
П |
2 |
Ю |
Ъ |
Б |
У |
Ф |
Щ |
3 |
Н |
К |
А |
Р |
Ж |
Л |
4 |
В |
Г |
С |
З |
Й |
Ш |
5 |
У |
Э |
И |
Я |
Ы |
Х |
6 |
М |
Т |
|
|
|
|
Так, например, буква «С» шифруется числом 43, так как она находится в четвёртой строчке и в третьей колонке.
62 51 34 53 44 61 36 51 24 46 53 45 12 62 11 55 56
(ТУРИЗМ) (ЛУЧШИЙ) (ОТДЫХ)
После объяснения эксперимента и пробной расшифровки испытуемым даётся следующая инструкция.
Инструкция: в настоящем эксперименте выявляется ваше упорство, умение преодолевать трудности. О вашем упорстве мы будем судить по числу набранных очков (числу правильно расшифрованных знаков). О результатах эксперимента узнают ваши товарищи. Постарайтесь проявить свою волю. Когда ваше терпение кончится, вы можете прекратить расшифровку текста.
Достоинство этого эксперимента состоит в том, что он не требует особых знаний, навыков, и умений, все испытуемые находятся в одинаковых условиях, а поэтому выявляется именно упорство.
5. Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Задают такие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке можешь рассказать ты сам?» Для оценки сформированности понятий используется та же 3-балльная шкала.
6. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» (методика М.И. Рожкова):
Методика позволяет выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
В ходе опроса обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда
3- почти всегда
2 – иногда
1 – очень редко
0 – никогда
1. Стараюсь слушать во всём своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За чтобы я не взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать также, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мой все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссорится с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Для диагностики необходимо заполнить бланк ответов:
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
7. Измерение художественно-эстетической потребности
Проведение исследования:
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте «Да», если вы не согласны, то ответьте «Нет».
Текст опросника:
1. Думаю, что вполне можно обойтись без общения с произведениями искусства.
2. Я не люблю стихи.
3. Я коллекционирую записи классической музыки.
4. Считаю участие в объединениях и мероприятиях художественной направленности пустой тратой времени.
5. В театр я не пойду без приятной компании, даже если спектакль меня привлекает.
6. Классической музыке я предпочитаю эстрадную, популярную.
7. Мне кажется, что люди притворяются, утверждая, что им нравится симфоническая музыка.
8. Высказывание «Архитектура – застывшая музыка» кажется мне надуманным.
9. Немой кинофильм смотреть скучно.
10. Думаю, что хороший инженер гораздо полезнее обществу, чем композитор.
11. Если бы я был журналистом, я предпочёл бы писать о происшествиях, чем об искусстве.
12. Выбирая между спортивной и художественной гимнастикой, я предпочёл бы первую.
13. Наука учит человека больше, чем искусство.
14. Я больше люблю экранизации литературных произведений, чем сами эти произведения.
15. Прослушивание классической музыки снимает мои неприятности.
16. Считаю, что опера изживает себя.
17. Думаю, что эстрада становится самым популярным видом искусства.
18. Я собираю художественные альбомы и репродукции.
19. Находясь в компании, я обычно не участвую в разговорах об искусстве.
20. Любовь учёного к искусству способствует его научной деятельности.
21. Мне нравятся старинные романсы.
22. Мне нравятся больше люди рассудительные, чем эмоциональные.
23. В наше время бальные танцы просто смешны.
24. Я очень люблю смотреть и слушать радио- и телепередачи о композиторах, актёрах, режиссёрах, художниках.
25. В свободное время я постоянно занимаюсь живописью, лепкой, игрой на музыкальных инструментах, сочинением стихов, художественной вышивкой.
26. Я бы занялся искусством, если бы у меня было побольше свободного времени.
27. Я постоянно бываю в театрах.
28. Я участвую в мероприятиях художественной направленности.
29. Мне не нравится классический балет.
30. Я читаю книги по искусству.
31. Мне кажется, что нет необходимости смотреть в театре тот спектакль, который уже транслировали по ТВ.
32. Я хотел бы работать в профессиональном искусстве.
Ключ к тесту
О художественно-эстетической потребности говорят ответы «Да» по утверждениям 3, 15, 18, 20, 21, 24-28, 30, 32 и ответы «Нет» по утверждениям 1, 2, 4-14, 16, 17, 19, 22, 23, 29, 31.
Сила потребности определяется суммой набранных баллов за ответы «Да» и «Нет» по указанным утверждениям.
8. Опросник для оценки терпеливости
Инструкция: ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны, то знак «-».
Текст опросника
1. Если я устаю при выполнении трудовой работы, то сразу её бросаю.
2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.
3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.
5. Обычно я могу долго переносить жажду.
6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.
7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.
8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя её до конца.
9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».
10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.
11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.
12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.
13. Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.
14. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.
15. Я нетерпелив к боли.
16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжёлую физическую работу до конца.
17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
18. Я не считаю, что «терпение и труд всё перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.
Ключ к расшифровке:
По одному баллу начисляется за ответы «Да» по позициям: 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «Нет» по позициям: 1,2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.
Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечавший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечающий набирает 12 баллов и больше.
Таким образом, учёт результатов диагностики уровня воспитания и личностных компетентностей обучающихся очень важен и включает в себя: изучение их темперамента, характера, способностей, интеллектуальности, эмоциональности, тревожности, устойчивости, волевых качеств, настойчивости в достижении цели, самооценки, способности к групповому взаимодействию.
В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества» г. Междуреченска Кемеровской области такой учёт регулярно проводится педагогами дополнительного образования учреждения в сотрудничестве с педагогом - психологом и фиксируется в Мониторинге результатов обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам на ряду с другими результатами образовательной деятельности на основании текущего контроля и аттестации.
Список использованной литературы:
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, хороший материал, смогу воспользоваться в работе, особенно понравился "Опросник для оценки терпеливости", уже опробовала в работе. Спасибо автору