Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.
Что такое метод проектов? Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова понимается:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причины в основном кроются в социальной сфере: необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. [4, с.65-70]
Многие авторы подчёркивают важность проектного метода для развития познавательного потенциала младших школьников. Мы сравнили некоторые определения:
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (А.В. Запорожец)
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. ( Н.С.Голицына) [2 c.96]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, всегда предполагает решение какой-то проблемы. (Л.Ф. Тихомирова) [6 c.240]
Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. (М.И. Лисина) [4 c.65-70]
Таким образом, рассмотрев разные точки зрения, мы пришли к выводу, что:
Метод проектов – это именно совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
По словам ( д-ра пед. наук, проф. ) Т.М. Ковалёвой "тьюторство"- особый тип педагогического сопровождения - сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Сопровождать, значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать .
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (учащийся) самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы обучения, выполнения работы, которые затем обсуждает с тьютором. [3 c.56]
В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От тьютора потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.
В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы, которые затем обсуждает с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, обучающийся должен прежде всего самсовершить некую "образовательную пробу", результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.[7]
Описание алгоритма тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов
Алгоритм тьюторского сопровождения школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов.
Диагностико-мотивационный этап
На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своими подопечными.
Таблица 1: Деятельность тьютора и тьюторанта на диагностико-мотивационном этапе
Деятельность тьютора |
Деятельность тьюторанта |
Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. |
Тьюторант предъявляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. |
Методы и приёмы: запуск работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объёма знаний по теме заявленного интереса.
В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
Проектировочный этап
Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.
Таблица 2: Деятельность тьютора и тьюторанта на проектировочном этапе.
Деятельность тьютора |
Деятельность тьюторанта |
На этом этапе тьютор помогает школьнику составить "карту познавательного интереса", проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта. Поддержка самостоятельности и активности, стремление тьюторантов отыскать собственный способ заполнения карты познавательных интересов. |
Тьюторант собирает тематический портфолио, посвящённый данной теме. По содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио, который также может пригодится на этапе разработки учебного проекта.
|
В тематический портфолио входят:
Реализационный этап
Таблица 3: Деятельность тьютора и тьюторанта на реализационном этапе.
Деятельность тьютора |
Деятельность тьюторанта |
Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. |
На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект) и затем представляет полученные им результаты. |
Презентация может быть организована разными способами:
Оформляется новый тип портфолио - презентационный (наглядные результаты в процессе поиска, проекта: статистические материалы, схемы, таблицы, графики, используемые в работе, рефлексивное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих проектов).
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, проводится групповая рефлексия с целью получения обратной связи с аудиторией. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и окружающих изменения.
Таблица 4: Деятельность тьютора и тьюторанта на аналитическом этапе
Деятельность тьютора |
Деятельность тьюторанта |
Способствует развитию самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие изменения. |
Самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. |
Третий тип портфолио - портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые результаты. Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии познавательного интереса в избранной области, помогает в написании заключительных эссе, резюме и др. В такой портфолио входят:
Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым обучающимся при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В итоге выстраивается индивидуальный алгоритм тьюторского сопровождения конкретного учащегося. Такие алгоритмы динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями.
Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности. [1]
Алгоритм тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов
Разрабатывая алгоритм тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов и аппробируя его на практике, мы пришли к выводу, что задачей педагога с тьюторской позицией на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность.
Самое главное предоставить выбор и заметить образовательную инициативу ребенка. Поэтому задача так сопровождать каждого ребенка, чтобы с ним случилось максимальное развитие в каждом выборе, каждой инициативе, чтобы максимально расширялся кругозор ребенка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
2. Голицына Н.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /Н.С.Голицына. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с.
3. Ковалёва Т.М. Материалы курса "Основы тьюторского сопровождения в общем образовании": лекции 1-4 / Т.М.Ковалёва. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010. - 56с.
4. Лисина М.И. Развитие восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте // Начальная школа. – 2004. - №11. - С. 65-70.
5. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения. Беспалова Г.М. Материал сайта http://festival.1september.ru
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
7. http://ansuschool1.ucoz.ru/proectirovanie.doc
Составитель: Ольга Александровна Журавлева- МБОУ «Начальная школа – детский сад М.Монтессори» учитель начальных Устьянский район, Архангельская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.