Содержание:
4. Наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей в утренние и вечерние часы 23
Задания на производственную практику. 26
2. Разработка содержания консультации для родителей по актуальной проблеме 27
3. Составление конспекта родительского собрания. Его проведение и самоанализ 35
4. Создание эскиза оформления уголка для родителей. 40
Конвенция о правах ребенка – международный документ, принятый 20 ноября 1989 года, закрепивший права ребенка (в нашей стране документ стал обязательным с 1990 года).
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «мировой конституции прав ребенка».
26 января 1990 года Конвенция о правах ребенка была открыта для подписания, и в тот же день ее подписала 61 страна, а 2 сентября 1990 года после ратификации двадцатью государствами Конвенция вступила в силу.
Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно - правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире.
Дети, их благополучие и права всегда находились в центре внимания ООН, с момента ее создания в 1945 году. В Всеобщей декларации прав человека (принятой в 1948 году) отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет; детям должны быть обеспечены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.
Время и ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались бы права детей. Как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
Десять лет, с 1979 по 1989 годы, Комиссия по правам человека, в работе которой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.
Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Страны, присоединившиеся к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.
Конвенция возлагает на принявшие ее государства, прежде всего правовую ответственность за их действия по отношению к детям. Требования Конвенции имеют силу норм международного права. Это официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения мира взрослых и мира детей, определяющий новую этику отношения к детству.
Главные цели Конвенции – максимальная защита интересов ребенка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребенка со взрослыми. «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой – либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств» (ч.1,ст.2).
Положения этого документа сводятся к четырем основным требованиям. Которые должны обеспечить права детей: ВЫЖИВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ЗАЩИТА и ОБЕСПЕЧЕНИЕ активного участия в жизни общества.
В этом акте заложены два основополагающих принципа. ПЕРВЫЙ – ребенок является самостоятельным субъектом права. Поэтому, охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция одновременно признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. ВТОРОЙ – приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, администрациями или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (ч.1, ст.3).
Свобода, необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и всегда предоставления этого в первоочередном, приоритетном порядке.
Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры, но и как норма права. Родитель и ребенок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу.
Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Подчеркивает высокие требования и спрос за выполнение государствами провозглашенных прав, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствие с международным актом.
Определяя права детей по различным аспектам, Конвенция усиливает и правовые нормы, вводит специальный механизм контроля, в частности наделяя высокими полномочиями специально созданный для контроля за соблюдением Конвенции Комитет ООН по правам ребенка, состоящий из 10 международных экспертов.
ЧТОБЫ ответить на вопрос: «СКОЛЬКО ПРАВ У РЕБЕНКА?» - обратимся непосредственно к тексту Конвенции.
Конвенция определяет ребенка как человека, не достигшего 18-летнего возраста, за исключением случаев, когда национальные законы устанавливают для зрелости более ранние сроки. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
В соответствии с текстом Конвенции ребенок имеет следующие права:
1. право на жизнь (ст.6, п.1);
2. право знать своих родителей (ст.7, п.1);
3. право на заботу родителей (ст.7, п.1);
4. право на имя (ст.7, п.1; ст.8, п.1);
5. право на гражданство (ст.7, п.1; ст.8,п.1);
6. право на сохранение своей индивидуальности (ст.8, п.1);
7. право на семейные связи (ст.8, п.1);
8. право ребенка, разлученного с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст.9, п.3);
9. право ребенка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст.10.п.2);
10. право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью не разлучения с родителями) (ст.10, п.2);
11. право ребенка свободно выражать свои взгляды (ст.12, п.1);
12. право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст.13, п.1, 2);
13. право на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1, 2);
14. право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст.15, п.1, 2);
15. право на личную жизнь (ст.16, п.1);
16. право на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1);
17. право на семейную жизнь (ст.16, п.1);
18. право на тайну корреспонденции (ст.16, п.1);
19. право на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст.16, п.1, 2);
20.право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст.17, п.1);
21. право ребенка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18, п.3);
22. право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1);
23. право ребенка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст.20, п.1);
24. право неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка на особую заботу (ст.23, п.2);
25. право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1, 2, 4);
26.право ребенка помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст.25);
27. право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.25, п.1);
28. право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.1, 3);
29. право на образование (ст.28; ст.29);
30. право ребенка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды (ст.30);
31. право на отдых и досуг (ст.31, п.1, 2);
32. право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1);
33. право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1);
34. право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.33);
35. право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.34; ст. 36);
36. право ребенка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст.37, д);
37. право ребенка лишенного свободы, оспаривать законность лишения свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия (ст.37, д);
38. право ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувств достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека (ст.40, п.1);
ЭТИ права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной. Права ребенка как неотъемлемая часть прав человека должны служить тем фундаментом, на котором строится национальная система образования и воспитания в любой стране мира. Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем.
С одной стороны, система образования, образовательное учреждение – это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени, и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако, вероятно, именно в рамках системы образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
С другой стороны, соблюдение прав детей, рассмотренное в широком смысле и зависящее от политики государства в отношении детства, - это условие и залог эффективного функционирования системы образования, ее активного развития на гуманистических принципах.
ВЫДЕЛИМ ПРАВА, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования, и посмотрим, каким образом соблюдение этих прав гарантируется и конкретизируется федеральными и региональными законодательными актами.
ИТАК, для дальнейшего анализа выделяем следующие ДЕСЯТЬ ПРАВ детей:
1.Право на образование.
2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
3. Право на отдых и досуг.
4. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
5. Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.
6. Право на свободу мысли, совести и религии.
7. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
8. Право на личную жизнь.
9. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
ЭТО те права, реализация которых в той или иной степени зависит от системы образования. Задача в том, чтобы конкретизировать общие права применительно к конкретным условиям.
Конвенция о правах детей вступила в силу в нашей стране 14 июля 1990 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Конвенция – один из таких договоров.
24 июля 1998 года в России был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В Конституции РФ статья 38 пункт 1 говорится, что… ДЕТСТВО как важный этап жизни человека находится под зашитой государства, закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в России. Текст закона содержательно соответствует Конвенции о правах ребенка.
К моменту принятия настоящего закона некоторые права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и особенно в Семейном кодексе РФ.
В КОНСТИТУЦИИ РФ:
* статья 20 – гарантируется право ребенка на жизнь.
*статья 43–гарантируется право на образование. Это право на образование конкретизируется в 50 статье 5 главы Закона РФ «Об образовании».
* статья 41 – гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь В статье 51 (5 главы закона РФ «Об образовании» детализируется по отношению к детям, обучающимся в образовательных учреждениях.
В СЕМЕЙНОМ кодексе есть специальный (4) раздел «Права и обязанности родителей и детей», вторая глава которого так и называется – «Права несовершеннолетних детей», где в семи статьях прописаны права ребенка:
1. «право жить и воспитываться в семье», статья 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
2. «право на общение с родителями и другими родственниками». В статье 55 гарантируется право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. При этом оговариваются ситуации (расторжение брака и раздельное проживание родителей, даже в разных государствах), которые не влияют на права ребенка. Особо выделяются случаи, когда ребенок находится в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении). В этих случаях он также имеет право на общение с родителями и родственниками в порядке, установленном законом.
3. «право на защиту». Статья 56 предоставляет ребенку право самостоятельно обращаться за зашитой своих нарушенных прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, а с 14 лет – в суд. В свою очередь органы опеки и попечительства должны принять меры по защите прав и законных интересов ребенка.
4. «право выражать свое мнение». В соответствии со статьей 57 ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; статья гарантирует право на получение содержания от родителей и других членов семьи.
5. «право на имя, отчество и фамилию». Статья 58 гарантирует право ребенка на имя, отчество и фамилию, определяя порядок и правила, по которым даются фамилия, имя и отчество.
6. «право на изменение имени и фамилии». Статья 59 определяет порядок изменения имени или фамилии; особенно важно, что «изменение имени или фамилии ребенка, достигшего 10 лет, может быть произведено только с его согласия».
7. «имущественные права ребенка». В статье 60 оговариваются имущественные права ребенка. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 ГРАЖДАНСКОГО кодекса РФ.
В законе «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»:
* ПРАВО на образование. Статья 50, 5 главы Закона РФ «Об образовании».
* ПРАВО на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 51, 5 главы.
* Статья 15 пункт 6 Закона - определяет основу взаимоотношений между основными участниками образовательного процесса и указывает на то, что «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».
* Статья 15 пункт 7 Закона - гарантируется максимальная открытость образовательного учреждения в школе для контроля со стороны родителей: «Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся».
* Статья 33 пункт 3, Закона - указывает на то, что «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся …. во время образовательного процесса».
В Законе говорится о том, что образовательное учреждение несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Закон состоит из 5 глав и 25 статей, имеющих разный уровень не только смысловой, но и правовой значимости.
Закон специально выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов,- детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К ним относятся:
* дети, оставшиеся без попечения родителей;
* дети-инвалиды;
* дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;
* дети- жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий;
* дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
* дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
* дети- жертвы насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
* дети, проживающие в малоимущих семьях;
* дети с отклонениями в поведении;
* дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи.
В статье 15 Закона обращают на себя гарантии их судебной защиты. Для защиты прав таких детей и предусмотрено создание соответствующих социальных служб, «которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка».
С 1 июля 1999 года общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, защищающие права детей в трудной жизненной ситуации, получили право оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей и лиц, их заменяющих, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми, если эти действия нарушают права таких детей.
Статья 4 Закона – «Цели государственной политики в интересах детей». В ней в более или менее полном объеме расписаны ее цели, а также указано, что «государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ».
В статье 4 Закона в качестве одного из направлений государственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих права ребенка.
Статья 5 оговаривает полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в стране.
Во 2 главе – «Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ» - указывается на обязанность органов государственной власти всех уровней, родителей, педагогических, медицинских и социальных работников, а также общественных объединений содействовать соблюдению прав ребенка.
Статья 7 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка» - государственные органы и их должностные лица обязаны в соответствии со всей компетенцией содействовать ребенку в осуществлении и защите его прав и интересов, принимая соответствующие нормативные акты и разъясняя ребенку его правовой статус. Ребенку содействует с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема его дееспособности.
Статья 8 Закона – предусматривает установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (ГМСС), являющихся составной частью государственных минимальных стандартов.
В законе установлен определенный перечень ГМСС. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному образованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению права на профориентацию и трудоустройство, а также социальному обслуживанию и социальной защите.
В ГМСС входят меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, к ГМСС относится обеспечение прав ребенка на жилище, оздоровление и отдых, квалифицированную юридическую помощь.
Статья 8 (пункт 3) – право детей, находящихся в соответствующем воспитательном, образовательном, лечебном или ином социальном учреждении, на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг уровню, установленному в ГМСС.
Статьи 9, 10, 11, 12 и т.д. подробно описывают меры по защите прав ребенка в системе образования, охраны, здоровья, профориентации и профподготовки, отдыха и оздоровления и т.д.
Статья 9 пункт 1 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательном или в любом другом учреждении.
Статья 9 пункт 2 Закона запрещает администрации образовательных учреждений препятствовать созданию учениками и воспитанниками в возрасте старше 8 лет детских объединений и органов их самоуправления («…за исключением детских и общественных объединений, учреждаемых или создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций»).
Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не должна препятствовать этому, в том числе не может запрещать проводить митинги и собрания на территории и в помещении образовательного учреждения, «если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения».
Воспитанники образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием своих представителей дисциплинарного расследования деятельности работников этих учреждений, нарушающих или ущемляющих права ребенка.
Статья 11. Права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости обеспечиваются, в частности, путем предоставления несовершеннолетним льгот при совмещении работы с обучением, квотировании рабочих мест и т.д.
Статья 12. Для защиты прав детей на отдых и оздоровление большое значение имеет предусмотренная обязанность государственных органов сохранять и развивать учреждения, чья деятельность направлена на организацию отдыха и оздоровления детей. Устанавливаются социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статья 14 Закона. Правила статьи направлены на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию: «Органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио -и видеопродукции, иной продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».
3 глава Закона посвящена организационным основам гарантий прав ребенка.
Статья 16 определяет уровень компетенции федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, и определяют их полномочия.
Статья 17 гарантирует государственную поддержку органам местного самоуправления, защищающим законные интересы детей.
Статья 21 определены возможности финансирования федеральных целевых программ и мероприятий по реализации государственной политики в интересах детства.
Статья 22 определено, что государственный доклад Правительства РФ о положении детей в России ежегодно должен представляться на рассмотрение палат Федерального Собрания РФ и публиковаться в официальном печатном органе.
Статья 23 определен судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего федерального закона. Определен также круг лиц, которые в установленном порядке могут обратиться в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
Статья 25 Закона обязывает привести в соответствие с ним имеющиеся нормативные правовые акты.
ИТОГ:
Сопоставляя Конвенцию о правах ребенка и федеральные нормативные акты, отметим, что федеральные акты соответствуют положениям Конвенции о правах детей на образование и конкретизируют их. То же самое относится и к праву ребенка на охрану его здоровья. Обязанности образовательного учреждения по обеспечению данного права определены весьма конкретно.
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ нормативных актах конкретизированы права ребенка на отдых, досуг, на участие в развлекательных мероприятиях, культурной и творческой жизни. Конкретизация этих прав нашла отражение в нормативных актах, посвященных проблемам дополнительного образования детей, их летнего отдыха. То же самое можно сказать и о праве ребенка пользоваться благами социального обеспечения.
Права детей на свободное выражение своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь, на защиту от насилия, грубого или небрежного обращения федеральными законами подтверждаются, но не конкретизируются. Более четко в федеральном законодательстве определяется право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ акты, прежде всего закон об основных гарантиях прав ребенка, конкретизируют понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмам относятся:
•определение ГМСС (государственных минимальных социальных стандартов);
•персональный учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
•создание социальных служб для детей;
•возможность рассмотрения в суде ситуаций, когда действия должностных лиц, организаций, граждан нарушают права детей;
•ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры для детей (если эти объекты являются государственной собственностью);
•информирование детей и их родителей (законных представителей) об их правах;
•разработка и реализация федеральных целевых программ по осуществлению государственной политики в интересах детства.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Работа с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОО:
- первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
- второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
- третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОО.
Построенная таким образом работа позволяет:
- сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
- показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Во-первых, в коридорах и группах ДОО находятся информационные стенды, на которых расположены документы из уже упоминавшегося пакета для родителей.
Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОО, цели которой:
- сбор информации о семье;
- выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
- установление партнерских, доброжелательных отношений.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету.
С этой же целью родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?».
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Одна из форм информационно-аналитической работы с родителями – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В старшей группе уже несколько лет действует родительский клуб «Родительская академия». Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Воспитатели стараются, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираются с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей. Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания, изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д.
Основной документацией работы с родителями является перспективный план, протоколы родительских собраний.
В перспективном плане отражены тематика родительских собраний, консультации, круглые столы и т.д.
На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы собраний - самые разные. Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа.
Содержание родительских собраний отражено в протоколах. Образец протокола представлен ниже.
А) Взаимодействие родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу
Ф.И. ребенка |
Настроение ребенка/родителя |
Процедура раздевания |
Реплики по ходу |
Прощание |
|||||||||||||
веселое |
пасмурное |
равнодушное |
что-то еще |
сам |
родитель |
вместе |
одобрение |
критика |
беседа |
что-то еще |
долгое с уговорами |
ласковое, с поцелуями |
долгое |
С раздражением |
С напутствиями |
Др (что) |
|
Нина П. |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
Егор В. |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
Алина П. |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
Ольга Н. |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
Толя У. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
Кол-во чел |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
5 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Б) Взаимодействие родителей и детей в ситуации вечернего прощания детей в группе
Ф.И. ребенка |
Реакция ребенка на приход родителя |
Настроение родителя |
Содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя |
Процедура сбора домой |
|
||||||||||||||||||||||||
Разговоры |
Активность ребенка |
Активность родителя |
|
||||||||||||||||||||||||||
рад |
безразличен |
огорчен |
Другое |
улыбается |
Хмур, зол |
безразличен |
другое |
О режиме дня |
О чувствах |
О достижениях |
молчит |
активен |
пассивен |
заинтересован |
Просит помолчать |
формален |
Молчит другое |
другое |
торопит |
приказывает |
критикует |
помогает |
терпелив |
||||||
Нина П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Егор В. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|||||
Алина П. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|||||
Ольга Н. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|||||
Толя У. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|||||
Кол-во чел |
3 |
1 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
|||||
Выводы:
I. Особенности взаимодействие родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу:
- у родителей преобладает пасмурное, равнодушное настроение в утренние часы приема;
- при раздевании чаще всего раздевает либо сам родитель, либо сам ребенок;
- в процессе раздевания между родителями и детьми организована беседа;
- в процессе прощания, родители либо долго уговаривают ребенка, либо прощаются с ним ласково с поцелуями.
II. Особенности взаимодействия родителей и детей в ситуации вечернего прощания детей в группе:
- в группе детей реакция на появление родителей в вечернее время – радостное;
- родители демонстрируют радость от встречи с ребенком;
- содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя характеризуется активностью ребенка и заинтересованностью в общении родителя. При этом беседа имеет тематику «режим дня», «достижения ребенка в течение дня».
Итак, в семье Алины П. имеются трудности, связанные с общением между родителями и детьми; у большинства детей не сформированы навыки самообслуживания.
Цель работы с родителями: способствовать формированию культуры общения между родителями и детьми; способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
1. Родительское собрание № 1 «Организационное» |
|
2. Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». |
|
Октябрь |
1. Консультация «Поговорим о правильном питании» |
|
2. Памятка «Как не надо кормить ребенка» |
|
Ноябрь |
1. Консультация «Как правильно наказывать ребенка» |
|
2. Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности» |
|
Декабрь |
1. Консультация «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» |
|
2. Беседа «Рука развивает мозг» |
|
Январь |
|
1. Акция «Подари книгу» |
|
2. Консультация «Не жадина, а собственник» |
Февраль |
1. Выставка поделок «Наши руки не для скуки» |
|
2. Оформление мини-музея «Боевой славы» |
|
Март |
1. Круглый стол «Правила этикета» |
|
2. Фотовыставка «Я мамин помощник» |
Групповое родительское собрание №2 «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» |
Апрель |
1. Неделя добрых дел (благоустройство участка и территории садика) |
|
2. Стенгазета «Детский юмор» |
1. Консультация «Я и дорога» |
Май |
1. Наглядная агитация «Как организовать летний отдых» |
Групповое родительское собрание № 3 «Итоги года» с просмотром открытых занятий |
2. Консультация «Учите детей заботиться о своей безопасности» |
3. Экскурсия в природу «Этот чудесный мир». |
Тема: «Учим ребенка общаться»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития навыков общения в дошкольном возрасте, а также способами его развития в условиях семьи.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.
Способность к общению включает в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
- Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.
На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех - четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.
На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.
Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.
От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.
Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:
- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;
- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.
Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).
Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка.
«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.
«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.
Принципы общения с агрессивным ребенком:
- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Игры на выплеск агрессивности.
«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.
«Разыгрывание ситуации»
Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми.
- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;
- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом.
«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.
«Сидящий и стоящий».
Застенчивость.
Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».
Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»
Советы родителям замкнутых детей:
Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.
Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
- не прибегайте к физическому наказанию
- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям
- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время
Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры
- внеочередное дежурство на кухне и т. д.
Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.
Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: способствовать обогащению родителей знаниями о воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
План:
1. Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.
2. Решение проблематичных ситуаций.
3. Совместная деятельность с ребенком.
4. Чаепитие.
Ход собрания:
1. Стихи детей. Беседа о самостоятельности. Возрастные особенности. Дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?». Осложнения в отношениях ребенка и взрослого приводит к: негативизму, упрямству, строптивости, своеволию. Подведение итогов. Стих воспитателя. Родители делятся опытом.
Стихотворение «Я сама» И. Муравейка:
— Давай будем одеваться…
— Я сама! Я сама!
— Пойдём, будем умываться…
— Я сама! Я сама!
— Ну идём хоть причешу я…
— Я сама! Я сама!
— Ну давай хоть накормлю я…
— Я сама! Я сама!
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Стихотворение «Взрослым» М. Шварц:
Я в своей родной квартире
Как на слyжбе строевой.
Командир на командире...
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказy - одеваться,
По приказy - yмываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде - есть садиться,
По заданию - yчиться,
По режимy - спать ложиться,
По бyдильникy - вставать!
Теперь вам ясно, почемy
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моемy,
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!
А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?
Родители делятся опытом.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
Для того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
2. Ситуация для анализа. Письма от родителей. Ответы на вопросы.
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация. Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?
Ситуация. На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации?
3.Стихи детей. Совместная деятельность с детьми (ребенок + родитель): умывание рук, уборка игрушек, подготовка к чаепитию.
А теперь наши дети хотят сами продемонстрировать свою самостоятельность.
Стихотворение «Что взяла, клади на место»
З. Александрова:
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.
А сейчас наши дети научат наших мам и пап мыть руки правильно. А остальные дети научат наших родителей убирать игрушки и накрывать на стол. Молодцы! Вы умеете делать сами и научили своих родителей. А сейчас мы вместе будем пить чай.
4. Чаепитие.
Звучит спокойная музыка. Дети, родители и воспитатели пьют чай.
Анализ проведения родительского собрания
На родительском собрании присутствовало ¾ родителей.
Данное родительское собрание привлекает внимание тем, что к его проведению активно привлекались сами дети.
Кроме того, родителям была предоставлена возможность поделиться собственным опытом, т.к. был организован обмен опытом.
Между родителями и мной были установлены доверительные отношения, что способствовало повышению эффективности родительского собрания в целом.
Родительское собрание было построено по типу диалога, что делало его более динамичным и живым, что стимулировало родителей на проявление активности.
Перед проведением родительского собрания была сделана выставка литературы по его теме. Многие родители знакомились с литературой.
Во время подготовки и проведения родительского собрания трудностей не возникло.
Цель родительского собрания было достигнута в полном объеме.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.