Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
Конспект НОД «Старик-годовик» для детей с ОНР
Тема: пересказ сказки «Старик-годовик».
Задачи:
1. Уточнять, активизировать и расширять словарный запас по теме «Времена года».
2. Учить детей определять по существенным признакам времена года.
3. Продолжать учить употреблять в речи сложные формы предложении с союзом «потому что».
4. Развивать навыки связной речи (пересказ сказки с опорой на вопросный план).
5. Совершенствовать навыки диалогической речи.
6. Развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: иллюстрации к четырем временам года (весна, лето, осень и зима), картинный дидактический материал к игре-лото «Времена года», текст сказки В. Даля «Старик-годовик», картина с изображением Старика-годовика, набор продолговатых бусин по количеству детей к пальчиковой игре «Сосульки».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Послушайте и скажите, правильно ли я произношу слова: «йето», «асень», «жыма», «вешна? (Ответы детей.) Неправильно? Смешно? Конечно! Исправьте меня и сами старайтесь выговаривать слова четко!
2. Объявление темы.
Логопед: На вопросы отвечай, не скучай и не зевай! Назовите весенние приметы, что происходит с природой весной?(Ответы детей.) Назовите весенние месяцы? (Ответы детей.) Назовите летние месяцы? (Ответы детей.) Назовите зимние месяцы? (Ответы детей.) Какое время года вам нравится больше? Почему? (Ответы детей.) Почему мы так говорим: «Весна — всему начало, осень — всему конец»? Можно ли сравнить времена года с частями суток? Весна — это утро. (Весной все оживает, цветет, просыпается.) Лето — это день. (Все крепнет, растет, созревает.) Осень — это вечер. (Осенью природа застывает, остывает, опадает, замедляется.) Зима — это ночь. (Зимою практически все останавливается, спит.) А какое сейчас время года? (Осень.) Тогда, поиграем с Осенью и остальными временами года в интересную, но трудную игру!
3. Основной этап.
- Игра-лото «Времена года».
Логопед: Разделимся на пары и будем подбирать картинки-приметы к временам года. Например, Я возьму зонтик, потому что осенью часто идут проливные дожди. Начали, будьте внимательны, составляйте красивые предложения.
Дальше дети самостоятельно отвечают полными предложениями и объясняют, почему им подходит та или иная картинка.
- Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик».
Логопед: А теперь послушайте необычную сказку, называется она «Старик-годовик»:
Старик-годовик
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно... Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, полил частый дождь.
- Упражнение «Отвечаем на вопросы».
Логопед показывает детям иллюстрацию «Старик-годовик» и задает вопросы по сказке:
Как называется сказка? (Ответы детей.) Сколько раз махнул старик-годовик рукавом? Что означает каждый взмах? (Ответы детей.) Сколько птиц каждый раз вылетало из рукава? Что это за птицы, вы догадались? (Ответы детей.) Какие времена года означают первая, вторая, третья и четвертая тройки? (Ответы детей.) Какие месяцы входят в каждую тройку? (Ответы детей.) Кто такой Старик-годовик? (Ответы детей.)
4. Игра для развития мелкой моторики рук «Сосульки».
Игра проводится в парах. Дети встают друг напротив друга, берут в руки веревочку и поочередно нанизывают на нее по одной плоской бусине. Можно засечь время и посчитать, кто успел быстрее и больше нанизать «сосулек» до середины веревочки.
- Самостоятельные пересказы детей.
Логопед читает сказку еще раз и предлагает детям пересказать ее. Заслушиваются 2-3 пересказа.
- Упражнение «Кто (что) делает?»
Логопед: Подберите слова-предметы, не забывайте про природные явления и времена года. Например, идет (кто? что?) человек, слон, время, дождь, кошка. Бежит (ручей), стучит (град), гремит (гром), ударяют (морозы), сияет (снег), сверкает (молния), свистит (ветер), метет (метель), воет (вьюга).
- Самостоятельные пересказы детей.
Заслушиваются еще 2-3 пересказа. Затем дети анализируют рассказы своих товарищей.
5. Итог занятия.
Логопед: Послушайте стихотворение от Старика-годовика и найдите ошибки:
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?
Дети слушают и исправляют ошибки учителя-логопеда.
Логопед: Молодцы! До свидания, спасибо за внимание!
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2. Алифанова Е.А., Егорова Н.А. Осень, зима, весна, лето. Развивающая игротека, М.: Книголюб, 2008.
3. Даль В.И. Старик-годовик. Сказки и пословицы. Сборник сказок и пословиц для детей младшего школьного возраста, М.: Эксмо, 2014 г.
4. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Книга 2: Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.: Школьная пресса, 2004.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.