Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
Цели:
1. Формирование фонематического слуха и восприятия.
2. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.
3. Расширение и уточнение словаря учащихся, обучение навыкам словообразования.
4. Развитие слухового внимания, наблюдательности, памяти.
Задачи:
Оборудование: предметные картинки со звуками «ц», «ч»; фишки; набор картинок; карточки для составления предложений; звуковые модели; звуковые линейки; мозайка; крупа; зеркала.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Мы с вами отправляемся в маленькое путешествие на поезде (картинка поезда).
Едем, едем, долго едем
Скоро к цирку мы подъедем
Там и сможем отдохнуть.
(На доске арена цирка и картинки – цапля и чибис)
2.На арене посмотри
Цапля стройная
И чибис ведут представление.
3.Тема занятия. Продолжение работы над звуками Ц-Ч.
а) выделите первый звук в слове цапля (звук Ц), в слове чибис (звук Ч).
б) характеристика органов артикуляции с опорой на зеркала.
в) какие органы артикуляции работают одинаково при произношении звука Ц-Ч?
(зубы и голосовые связки)
г) какие органы артикуляции работают по-разному при произношении звуков Ц-Ч?
(губы при Ч-трубочкой, при Ц-улыбка).
д) почему эти звуки согласные (есть преграда).
е) характеристика звуков Ч-согл., глухой и мягкий; Ц- согл,.глухой и твердый.
з) какой буквой на письме обозначается звук Ч (буква Ч), звук Ц (буква Ц).
4. Игра «Поймай звук »
а) в слогах (задание от цапли). Хлопнуть в ладоши, если услышите звук Ц. (ас, ац, ач, су, чу, аст, очи и т.д.)
б) задание от чибиса, если услышите звук Ч пальчики сжать в кулачок.(червяк, собачка, чудо, овца, обруч, лисица, цыпленок).
-Сколько раз вы сжали кулачок? (3 раза)
5. Но прежде чем попасть в зал, нам нужен билет.
Звуковая линейка: синяя фишка -Ц, зеленая фишка –Ч.
Задание: определить на каком месте по счету слышится звук Ц-Ч. (мяч (3), мыльница (5), спички.(4), кирпич (6), девочка (5), пуговица (7), цирк (1), птенец (6), песочница (5), пчелы (2).
И вот мы в зале
6. Отгадайте загадку.
Полетать охотница
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает (картинка Бабочка).
- составить звуковую схему слова бабочка;
- сколько слогов? Почему?
- определить место звука Ч в слове бабочка (начало, середина, конец)
7. Приготовили свои пальчики. Считаем, сколько раз слышится звук Ч в стихе.
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж (8 раз)
Черные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает? (5раз)
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок
И, лизнув его в бочок
Уколол свой язычок
А колючий еж смеётся.
В рот не суй, что попадётся. (5раз)
Теперь звук Ц.
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся
Цыплята и курица
Пьют чай на улице. (7 раз)
Забрели к нам в сад
Десять маленьких цыплят
Завела их с улицы,
Пёстренькая курица,
Миленькая курица
Ты ошиблась улицей
Это ясли - сад,
Но не для цыплят. (6 раз)
8. Физминутка.
Очень трудно нам стоять
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться
За соседа не держаться.
9. На шесте дворец
Во дворце певец (картинка скворца).
Проделать ту же работу, что и со словом бабочка (звуковая модель, слоги, место звука Ц в слове).
- Задание: Определить место звука Ц или Ч в словах (начало, середина, конец). Картинки распределить в три столбика.
1. Цапля 2. овЦа 3. граЧ
Чайка лисиЧка песеЦ
Чиж куриЦа сквореЦ
В первом столбце, как назвать одним словом? (птицы)
Во втором столбце, какое слово лишнее? (курица)
В третьем столбце, какое слово лишнее? (песец)
Кто такой песец? (это полярная лисица с ценным мехом, преимущественно серого цвета)
Показать картинку.
10. Что за зверь лесной
а) Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы («заяц» картинка)
- Как пишется слово заяц?
- Составить предложение со словом заяц по схеме (По лесной опушке скачет серый заяц.)
б) Изменить слова так, чтобы слышался звук Ч или Ц.
булка, пуговица, дерево, паук, воротник, рукавица (картинки)
11. Всех перелётных птиц черней
Враг личинок, друг полей
Взад – вперед по пашне вскачь
И зовётся птица … Грач (Показать картинку).
- выкладывание слова грач из букв.
- Сколько слогов, сколько букв и звуков в слове грач?
12. Квохчет, квохчет
Всех под крылья собирает. ( «Курица» картинка)
- Как вы знаете, курочки не только яйца несут, но и зернышки клюют. Так как цирк у нас необычный, то курочка тоже научилась выкладывать буквы Ц – Ч из мозаики. И вам она предлагает сделать тоже самое, выложить буквы Ч – Ц из мозаики, и из крупы.
13.Итог занятия.
- Перечислите, кто принимал участие в нашем цирковом представлении?
Спасибо!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.