Регистрация

Дифференциация Ч — Ц

  • 27 августа 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Тема: Дифференциация Ч –Ц

Цели:

1. Формирование фонематического слуха и восприятия.

2. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3. Расширение и уточнение словаря учащихся, обучение навыкам словообразования.

4. Развитие слухового внимания, наблюдательности, памяти.

 

Задачи:

  1. Научить дифференцировать звуки Ч-Ц.
  2. Учить различать и находить различия в артикуляции при произношении этих звуков.
  3. Развивать навыки и фонематического анализа и синтеза.
  4. Расширение словарного запаса.
  5. Умение определять место звука и буквы в словах устно и при написании.
  6. Развитие мелкой моторики, памяти и внимания.

 

Оборудование: предметные картинки со звуками «ц», «ч»;  фишки; набор картинок; карточки  для составления предложений; звуковые модели; звуковые линейки; мозайка; крупа; зеркала.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Мы с вами отправляемся в маленькое путешествие на поезде (картинка поезда).

Едем, едем, долго едем

Очень  длинен этот путь

Скоро к цирку мы подъедем

Там и сможем отдохнуть.

(На доске арена цирка и картинки – цапля и чибис)

 

2.На арене посмотри

Просто загляденье

Цапля стройная

И чибис ведут представление.

 

3.Тема занятия. Продолжение работы над звуками Ц-Ч.

а) выделите первый звук в слове цапля (звук Ц), в слове чибис (звук Ч).

б) характеристика органов артикуляции с опорой на зеркала.

в) какие органы артикуляции работают одинаково при произношении звука Ц-Ч?

(зубы и голосовые связки)

г) какие органы артикуляции работают по-разному при произношении звуков Ц-Ч?

(губы при Ч-трубочкой, при Ц-улыбка).

д) почему эти звуки согласные (есть преграда).

е) характеристика звуков Ч-согл., глухой и мягкий; Ц- согл,.глухой и твердый.

з) какой буквой на письме обозначается звук Ч (буква Ч), звук Ц (буква Ц).

 

4. Игра «Поймай звук »

а) в слогах (задание от цапли). Хлопнуть в ладоши, если услышите звук Ц. (ас, ац, ач, су, чу, аст, очи  и т.д.)

б) задание от чибиса, если услышите звук Ч пальчики сжать в кулачок.(червяк, собачка, чудо, овца, обруч, лисица, цыпленок).

-Сколько раз вы сжали кулачок? (3 раза)

 

5. Но прежде чем попасть в зал, нам нужен билет.

Звуковая линейка: синяя фишка -Ц, зеленая фишка –Ч.

Задание: определить на каком месте по счету слышится звук Ц-Ч. (мяч (3), мыльница (5), спички.(4), кирпич (6), девочка (5), пуговица (7), цирк (1), птенец (6), песочница (5), пчелы (2).

И вот мы в зале

 

6. Отгадайте загадку.

В ярком платьице модница

Полетать охотница

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает (картинка  Бабочка).

- составить звуковую схему слова бабочка; 

- сколько слогов? Почему?

- определить место звука Ч в слове бабочка (начало, середина, конец)

7. Приготовили свои пальчики. Считаем, сколько раз слышится звук Ч в  стихе.

 

Четыре черненьких

Чумазеньких чертенка

Чертили черными

Чернилами чертеж (8 раз)

 

Черные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает? (5раз)

 

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок

И, лизнув его в бочок

Уколол свой язычок

А колючий еж смеётся.

В рот не суй, что попадётся. (5раз)

 

Теперь звук Ц.

Из соседнего колодца

Целый день водица льётся

Цыплята и курица

Пьют чай на улице. (7 раз)

 

Забрели к нам в сад

Десять маленьких цыплят

Завела их с улицы,

Пёстренькая курица,

Миленькая курица

Ты ошиблась улицей

Это ясли - сад,

Но не для цыплят. (6 раз)

 

 

8. Физминутка.

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться

За соседа не держаться.

 

 

9. На шесте дворец

Во дворце певец (картинка скворца).

Проделать ту же работу, что и со словом бабочка (звуковая модель, слоги, место звука Ц в слове).

- Задание: Определить место звука Ц или Ч в словах (начало, середина, конец). Картинки распределить в три столбика.

1. Цапля            2.   овЦа                3.   граЧ

    Чайка                  лисиЧка                 песеЦ

    Чиж                     куриЦа                  сквореЦ

В первом столбце, как назвать одним словом? (птицы)

Во втором  столбце, какое слово лишнее? (курица)

В третьем столбце, какое слово лишнее? (песец)

Кто такой песец? (это полярная лисица с ценным мехом, преимущественно серого цвета)

Показать картинку.

 

10. Что за зверь лесной

   а)  Встал, как столбик под сосной

        И стоит среди травы

        Уши больше головы («заяц» картинка)

- Как пишется слово заяц?

- Составить предложение со словом заяц по схеме (По лесной опушке скачет серый заяц.)

б) Изменить слова так, чтобы слышался звук Ч или Ц.

булка, пуговица, дерево, паук, воротник, рукавица (картинки)

 

11. Всех перелётных птиц черней

Враг личинок, друг полей

Взад – вперед по пашне вскачь

И зовётся птица … Грач (Показать картинку).

- выкладывание слова грач из букв.

- Сколько слогов, сколько букв и звуков в слове грач?

12. Квохчет, квохчет

Детей созывает

Всех под крылья собирает. ( «Курица» картинка)

- Как вы знаете, курочки не только яйца несут, но и зернышки клюют. Так как цирк у нас необычный, то курочка тоже научилась выкладывать буквы Ц – Ч из мозаики. И вам она предлагает сделать тоже самое, выложить буквы Ч – Ц из мозаики, и из крупы.

 

13.Итог занятия.

- Чем занимались?

- Перечислите, кто принимал участие в нашем цирковом представлении?

Спасибо!

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!