Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Музыкальные занятия, занятия по хореографии и в театральной студии в рамках дошкольного образования, с нашей точки зрения, служат, прежде всего не тому, чтобы научить детей петь, танцевать, играть на сцене. Это, как ни странно звучит, только частные задачи той или иной сферы эстетического воспитания детей. Художественно-эстетический блок в целом направлен на формирование общей ценностной культуры подрастающего поколения, развитие и совершенствование физического и психологического состояния детей, раскрытие творческих способностей.
Говоря более простым языком, необходимо понимать, что пение на музыкальных занятиях в детском саду – это не самоцель, а способ тренировки и развития речевого аппарата, расширения лексического запаса, формирования правильной интонации и общей грамотности, что наиболее актуально в настоящее время, когда так много детей с речевыми нарушениями разного характера. Что, например, танец в парах – это, прежде всего, один из способов коммуникативного развития детей, где целью является взаимодействие с партнером, определение в паре главного, помощь партнеру невербальным средствами (мимика, жесты, движения, взгляды), развитие пространственного мышления и т.д. А сценическое мастерство необходимо не только и не столько для театральных постановок и праздников в детском саду, а помогает детям повысить самооценку, учит ораторскому мастерству, умению держаться перед публикой, развивает компенсаторные умения общения. И это только вершина айсберга под названием «художественно-эстетическое развитие».
Как следует из вышесказанного, музыкальный руководитель, хореограф и руководитель театральной студии имеют достаточно точек соприкосновения, поэтому взаимодействие данных специалистов в рамках всего процесса обучения – это залог гармоничного и всестороннего развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Все специалисты имеют определенный круг задач, реализуемых только средствами одной специальности – музыки, хореографии или театра, однако у всех есть области пересечения, где аккумулированы задачи, для решения которых наиболее продуктивно будет объединить усилия нескольких областей искусства. Ниже представлены некоторые примеры общности целеполагания:
1 (музыкальный руководитель и руководитель театральной студии):
- развитие дикции, речевого аппарата;
- развитие интонационной выразительности речи;
- взаимодействие с партнером;
2 (музыкальный руководитель и хореограф):
- развитие чувства ритма;
- умение двигаться в соответствии с музыкой;
- знакомство с танцевальной культурой народов мира; и т.д.
3 (хореограф и руководитель театральной студии):
- развитие пластики;
- развитие навыков невербальной коммуникации (мимика, движения, жесты);
- развитие пространственного мышления; и т.д.
4 (три специалиста):
- знакомство с родной культурой средствами музыки, танца и театра с целью формирования целостной картины окружающего мира;
- развитие коммуникативных навыков;
- мотивация к творческой реализации, импровизации, самовыражению;
- формирование сценической культуры, умения держать себя на публике; и т.д.
Таким образом, мы видим, что добиться максимального результата для достижения общих целей можно в рамках взаимодействия музыкального руководителя, хореографа и руководителя театральной студии. В ином случае, можно говорить о печальном опыте, описанном в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» - у каждого в отдельности цели благородные, однако общее дело – в нашем случае, формирование самодостаточной и всесторонне развитой личности – страдает. При работе с детьми следует быть максимально последовательным, точно очерчивать круг задач и требований, чтобы не потерять их доверие и максимально эффективно использовать каждую минуту совместной работы, превращая ее в творчество.
На основании вышесказанного, мы с коллегами в 2017-2018 уч.г. разработали совместную программу по реализации художественно-эстетического блока в ДОУ. Программа предназначена для детей подготовительной группы (6-7 лет); за основу планирования был взят календарь народных праздников. В соответствии с этим каждый специалист отбирал материал для работы с детьми: пословицы, поговорки, прибаутки, русские народные игры, хороводные танцы и другое. На стадии планирования мы определили основной материал, используемый на занятиях, а так же аспекты, которые необходимо отработать каждому специалисту в отдельности.
В качестве примера мы предлагаем небольшую музыкально-театральную зарисовку «Кострумушка», которая была частью осеннего праздника детей подготовительной группы
Музыкально-театральная постановка «Кострумушка» по мотивам народных осенних праздников
Действующие лица: коробейники, Бабки-Ежки, Кострумушка, девушки-красавицы
Атрибуты: короба для коробейников с товаром (платки, деревянные ложки, муляжи овощей), русские народные музыкальные инструменты (трещотки, свистульки, коробочки), парики и накидки для Бабок-Ежек
Дети появляются, держась за руки. Идут цепочкой, выстраиваются в полукруг (фотография 1). Говорят по ходу слова:
Поспешите все сюда
Осень в гости к нам пришла
Будем все шутить, смеяться,
Удивляться, забавляться.
Пришла Кострумушка урожайная
Для людей уважаемая.
Кострумушка: Тень-тень, потетень,
Я сплету из вас плетень.
Танец «Заплетися, плетень» (фотография 2)
Кострумушка: Люди! Дождь в сентябре предвещает теплую осень… А знакомы ли вы хоть с одной Бабой-Ягой? Нет? А я знаю троих, очень милых, хороших и добрых Бабок-Ежек. Встречайте, Красноволоска! Ражепатлатка! Желтая Кудряшка!
(выбегают три Бабки-Ежки ) ( фотография 3)
Ражепатлатка: Сейчас мы закликнем ваш дождь. Красноволоска, давай, начинай.
Красноволоска: Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
Эх, ничего не получилось. Ражепатлатка, давай ты попробуешь.
Ражепатлатка: Не иди, не иди, дождичек,
Сварю тебе борщичек!
Поставлю под сенцами,
Накрою полотенцами,
Будет борщик остужаться,
Будет дождик униматься.
И у меня ничего не выходит. Выручай, Желтая Кудряшка!
Желтая Кудряшка: Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Замочи дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Мама, дай калошки!
Все трое: Ай, ничего не получилось. Да ну, вас!
(убегают)
Кострумушка: Коробейники мои, вставайте, ярмарку открывайте.
(фотография 4)
Коробейники (поднимают короба): Мы нашу ярмарку открываем,
И веселье начинаем!
Подходите, покупайте,
Поскорее разбирайте:
Овощи, самовары, сушки,
Всяки разные игрушки.
Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить,
Продадим вам, так и быть!
Все товары хороши
Для Кострумушки-души,
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!
Кострумушка: Тень-тень, потетень.
Я сыграю вам теперь.
Русско-народная игра «Кострома»
Все участники берут музыкальные инструменты и встают в круг, Кострумушка стоит в центре. Дети отворачиваются из круга. (фотография 5)
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Картошку копаю.
(сначала имитируем движения по тексту – «картошку копаем», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку)
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Грибы-ягоды беру.
(сначала имитируем движения по тексту – «грибы-ягоды беру», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку)
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Вас ловлю.
(на последние слова Кострумушки все должны присесть, кто не успел – выходит из игры; затем под музыку Кострумушка уводит всех детей за собой)
Методические рекомендации по подготовке совместной работы специалистов в рамках проекта
- определение общих целей и задач; определение задач для каждого отдельного специалиста;
- выбор основного материала, который будет использован в итоговом мероприятии: речевой, песенный, танцевальный; в нашем случае: ярморочные заклички, игра на народных музыкальных инструментах, танец «Заплетися, плетень», русская народная игра «Кострома». На этом этапе так же принималось решение о том, с какой частью материала каждый специалист будет знакомить детей именно в рамках своей НОД. Например, с историей осенних праздников на Руси, особенностями быта, национального костюма дети знакомились в театральной студии, а музыкальный руководитель и хореограф дополняли полученные знания уже в рамках активных технологий и игровых методов. Музыкальный руководитель знакомил детей с главными персонажами будущего ярмарочного гуляния посредством эмоциональной сферы – через слушание музыки. А руководитель театральной студии дополнял эти знания при помощи речевых упражнений, пластических этюдов и т.д.
- определение круга основных компетенций, на развитие которых будет направлен данный проект; в нашем случае – коммуникативная компетенция, целостно-смысловая компетенция, т.е., с точки зрения практической деятельности, развитие речевого аппарата и дыхания, рост выразительности речи (интонация, дикция), навыки взаимодействия со сверстниками (вербального и невербального), повышение мотивации к познанию окружающего мира, повышение самооценки.
- составление сетки занятий: 2 музыкальных занятия/ 1 занятие по хореографии/ 1 занятие в театральной студии в неделю; длительность каждого занятия – 30 минут. Занятия в сетке располагались блоком: в один день занятие по хореографии и музыкальное занятие; во второй день – музыкальное занятие и театральная студия. Такой способ планирования позволил максимально эффективно использовать время в рамках каждой НОД: так например, после хореографии музыкальный руководитель имел возможность больше уделить внимание пению и игре на музыкальных инструментах. А когда после музыкального занятия дети попадали в мир театральной студии, специалисту приходилось меньше времени тратить на разогрев речевого аппарата.
- определение формы итогового мероприятия; в нашем случае – осенний праздник для детей подготовительной группы «Ярморочные гуляния» с максимальным включением родителей и других гостей.
В этом блоке мы собрали основные приемы, технологии, игры, упражнения, использованные нами для достижения поставленных задач.
Музыкальный руководитель:
- пение: распевки «Тень-тень, потетень», «Ниточка-иголочка», «Радуга-дуга» (см. «Учимся петь», авт. М.К.Богданец, А.В. Печковская) (по одному/ в группах/ хором);
- пальчиковые игры: «Кап-кап», «Котище», «Полянка» (с постепенным крещендо и диминуэндо, с изменением темпа);
- слушание: «Бабя-Яга» (см. «Праздник каждый день. Подготовительная группа», авт. И. Каплунова, И.Новоскольцева); алгоритм: слушаем и пытаемся охарактеризовать музыку, цель – назвать как можно больше разных прилагательных: страшный, ужасный, злой/добрый, быстрый/медленный, бурный, метущийся, тревожный, грозный и т.д. Перед вторым прослушиванием детям предлагается вопрос: «О ком рассказывает музыка?» (можно дать подсказку – сказочный персонаж); после прослушивания дети стараются отгадать главного героя и, соответственно, название музыкального произведения; в третий раз слушаем и показываем, как себя ведет Баба-Яга, в соответствии с характером музыкального произведения.
- музыкально-ритмические упражнения: прохлопать/ протопать ритмический рисунок за взрослым; прохлопать/протопать ритмический рисунок за инструментом (пианино, металлофон, ложки); придумать свой ритмический рисунок; в кругу: прохлопать друг за другом ритмический рисунок знакомой песни (например, «Тень-тень, потетень»); каждый ребенок хлопает только один звук; «снежный ком»: в качестве образца дается простой ритмический рисунок; сначала его хлопает один ребенок, к нему присоединяется второй, потом третий и т.д., пока в унисон не будут хлопать все дети.
- игра на музыкальных инструментах: обучение элементарным приемам игры на ложках (см. «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия», авт. Д.А. Рытов); знакомство с другими русскими народными инструментами (трещотки, свистульки, коробочки)
- музыкальные игры на развитие импровизации: «музыкальный театр», когда дети самостоятельно выбирают музыкальные инструменты для «озвучивания» героев истории; «музыкальная карусель»: дети разбирают музыкальные инструменты, становятся в круг, кладут инструменты перед собой; когда звучит медленная музыка, дети плавно ходят по кругу «хороводным» шагом (спина прямая, шаг на пятку прямой ногой с вытянутым носком, руки на поясе «уточкой»), как только темп музыки меняется, дети берут инструменты, оказавшиеся ближе к ним, и играют; потом снова звучит медленная музыка, и игра продолжается.
- русские народные игры: «Золотые ворота» (хороводный вариант), «Мостик» (см. «Праздник каждый день. Подготовительная группа», авт. И. Каплунова, И.Новоскольцева), «Плетень».
Хореограф:
- постановка народного танца: знакомство с особенностями русско-народных движений, история появления танца на Руси; постановка корпуса, рук, ног; создание рисунка танца;
- танцевально-ритмические упражнения: ходьба хороводным шагом с постепенным ускорением согласно темпу музыкального сопровождения; сцепление/расцепление в плетень на сильную долю;
- хороводные игры с предметами: например, «Передай платочек»: дети стоят в кругу, у каждого ребенка по платку в правой руке; под медленную музыку дети передают платок вправо соседу, одновременно принимают платок слева, стараясь соблюдать ритм музыки; под быструю музыку дети пляшут с платком;
- коммуникативные игры в парах: «Зашагали ножки», «Ку-ку»;
Руководитель театральной студии:
- работа над дикцией: скороговорки «Кострумушка урожайная, для всех людей уважаемая», «Шутки-шуточки, прибаутки-прибауточки», «Сидит ворон на дубу, дует ворон во трубу» (с постепенным убыстрением/ с постепенным крещендо и диминуэндо; по одному/хором); речевые игры: рассказ по цепочке,
- сценическое мастерство: пантомима, этюды по теме (показать коробейника, раскладывающего товар; показать Бабу-Ягу); упражнения на ориентирование в пространстве; упражнения на развитие пластики.
- взаимодействие с партнером: коммуникативные игры, «отражение», элементы психологических игр на доверие, взаимопонимание;
Последние два занятия перед итоговым мероприятиям планируются таким образом, чтобы присутствовали все три специалиста, каждый из которых, наблюдая работу коллеги, выступает в роли зрителя, а так же может подсказать интересные решения с точки зрения своего опыта и особого взгляда на общую концепцию. Дети также являются активными участниками: они обсуждают свой выход, предлагают движения, пробуют меняться местами с партнерами. Так например, сценарная идея про дождик и Бабок-Ежек принадлежала как раз нашим юным актерам и пришла она им в голову, когда мы обсуждали «дорогу на ярмарку».
Таким образом, мы хотим еще раз отметить преимущества проектного метода работы, представленного выше:
- формирование исследовательского подхода к познанию окружающего мира, поскольку дети имеют возможность изучать предлагаемый материал одновременно разными художественными средствами;
- формирование активной позиции в процессе НОД, повышение мотивации детей, поскольку они практически сразу получают возможность реализации полученных навыков; а это первая ступенька для развития внутренней мотивации;
- раскрытие творческого потенциала, поскольку в рамках заданной темы каждый ребенок получает возможность для самореализации за счет предоставления всех доступных средств художественно-эстетического блока; например, если ребенок плохо владеет речью, он может реализоваться невербально;
- ускорение процесса усвоения материала, поскольку специалисты дополняют друг друга, а не противоречат (что зачастую встречается, даже на уровне объяснения задания, так например, хореографы и музыканты пользуются разной лексикой для обозначения пространства в зале, что путает детей);
В заключении мы еще раз призываем всех коллег творить, искать новое, прислушиваться к детям, потому что, в конечном счете, весь процесс воспитания и обучения в ДОУ направлен на раскрытие способностей и развитие творческого потенциала наших детей.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хороший методическая разработка! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!