Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»
Для осенних праздников: небольшая музыкально-театральная зарисовка «Кострумушка», которая может стать прекрасным началом осеннего праздника детей подготовительной группы, а также методические рекомендации по подготовке и отработке материала.
Действующие лица: коробейники, Бабки-Ежки, Кострумушка, девушки-красавицы.
Атрибуты: короба для коробейников с товаром (платки, деревянные ложки, муляжи овощей), русские народные музыкальные инструменты (трещотки, свистульки, коробочки), парики и накидки для Бабок-Ежек.
Сценарий постановки
Дети появляются, держась за руки. Идут цепочкой, выстраиваются в полукруг (фотография 1).
Говорят по ходу слова:
Поспешите все сюда
Осень в гости к нам пришла
Будем все шутить, смеяться,
Удивляться, забавляться.
Пришла Кострумушка урожайная
Для людей уважаемая.
Кострумушка: Тень-тень, потетень,
Я сплету из вас плетень.
Танец «Заплетися, плетень» (фотография 2)
Кострумушка: Люди! Дождь в сентябре предвещает теплую осень… А знакомы ли вы хоть с одной Бабой-Ягой? Нет? А я знаю троих, очень милых, хороших и добрых Бабок-Ежек. Встречайте, Красноволоска! Ражепатлатка! Желтая Кудряшка!
Выбегают три Бабки-Ежки. ( фотография 3)
Ражепатлатка: Сейчас мы закликнем ваш дождь. Красноволоска, давай, начинай.
Красноволоска:
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
Эх, ничего не получилось. Ражепатлатка, давай ты попробуешь.
Ражепатлатка: Не иди, не иди, дождичек,
Сварю тебе борщичек!
Поставлю под сенцами,
Накрою полотенцами,
Будет борщик остужаться,
Будет дождик униматься.
И у меня ничего не выходит. Выручай, Желтая Кудряшка!
Желтая Кудряшка:
Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Замочи дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Мама, дай калошки!
Все трое: Ай, ничего не получилось. Да ну, вас! (Убегают).
Кострумушка: Коробейники мои, вставайте, ярмарку открывайте.
(фотография 4)
Коробейники (поднимают короба):
Мы нашу ярмарку открываем,
И веселье начинаем!
Подходите, покупайте,
Поскорее разбирайте:
Овощи, самовары, сушки,
Всяки разные игрушки.
Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить,
Продадим вам, так и быть!
Все товары хороши
Для Кострумушки-души,
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!
Кострумушка: Тень-тень, потетень.
Я сыграю вам теперь.
Русско-народная игра «Кострома»
Все участники берут музыкальные инструменты и встают в круг, Кострумушка стоит в центре. Дети отворачиваются из круга. (фотография 5)
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Картошку копаю.
(Сначала имитируем движения по тексту – «картошку копаем», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку).
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Грибы-ягоды беру.
(Сначала имитируем движения по тексту – «грибы-ягоды беру», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку).
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Вас ловлю.
(На последние слова Кострумушки все должны присесть, кто не успел – выходит из игры; затем под музыку Кострумушка уводит всех детей за собой).
Методические рекомендации по подготовке совместной работы музыкального руководителя, хореографа и руководителя театральной студии.
1. Предварительный этап/ планирование.
- Определение общих целей и задач; определение задач для каждого отдельного специалиста.
- Выбор основного материала, который будет использован в итоговом мероприятии: речевой, песенный, танцевальный; в нашем случае: ярморочные заклички, игра на народных музыкальных инструментах, танец «Заплетися, плетень», русская народная игра «Кострома». На этом этапе так же принималось решение о том, с какой частью материала каждый специалист будет знакомить детей именно в рамках своей НОД. Например, с историей осенних праздников на Руси, особенностями быта, национального костюма дети знакомились в театральной студии, а музыкальный руководитель и хореограф дополняли полученные знания уже в рамках активных технологий и игровых методов. Музыкальный руководитель знакомил детей с главными персонажами будущего ярмарочного гуляния посредством эмоциональной сферы – через слушание музыки. А руководитель театральной студии дополнял эти знания при помощи речевых упражнений, пластических этюдов и т.д.
- Определение круга основных компетенций, на развитие которых будет направлен данный проект; в нашем случае – коммуникативная компетенция, целостно-смысловая компетенция, т.е., с точки зрения практической деятельности, развитие речевого аппарата и дыхания, рост выразительности речи (интонация, дикция), навыки взаимодействия со сверстниками (вербального и невербального), повышение мотивации к познанию окружающего мира, повышение самооценки.
- Составление сетки занятий: 2 музыкальных занятия/ 1 занятие по хореографии/ 1 занятие в театральной студии в неделю; длительность каждого занятия – 30 минут. Занятия в сетке располагались блоком: в один день занятие по хореографии и музыкальное занятие; во второй день – музыкальное занятие и театральная студия. Такой способ планирования позволил максимально эффективно использовать время в рамках каждой НОД: так например, после хореографии музыкальный руководитель имел возможность больше уделить внимание пению и игре на музыкальных инструментах. А когда после музыкального занятия дети попадали в мир театральной студии, специалисту приходилось меньше времени тратить на разогрев речевого аппарата.
- Определение формы итогового мероприятия; в нашем случае – осенний праздник для детей подготовительной группы «Ярморочные гуляния» с максимальным включением родителей и других гостей.
2. НОД: приемы и технологии.
В этом блоке мы собрали основные приемы, технологии, игры, упражнения, использованные нами для достижения поставленных задач.
Музыкальный руководитель:
- пение: распевки «Тень-тень, потетень», «Ниточка-иголочка», «Радуга-дуга» (см. «Учимся петь», авт. М.К.Богданец, А.В. Печковская) (по одному/ в группах/ хором);
- пальчиковые игры: «Кап-кап», «Котище», «Полянка» (с постепенным крещендо и диминуэндо, с изменением темпа);
- слушание: «Бабя-Яга» (см. «Праздник каждый день. Подготовительная группа», авт. И. Каплунова, И.Новоскольцева); алгоритм: слушаем и пытаемся охарактеризовать музыку, цель – назвать как можно больше разных прилагательных: страшный, ужасный, злой/добрый, быстрый/медленный, бурный, метущийся, тревожный, грозный и т.д. Перед вторым прослушиванием детям предлагается вопрос: «О ком рассказывает музыка?» (можно дать подсказку – сказочный персонаж); после прослушивания дети стараются отгадать главного героя и, соответственно, название музыкального произведения; в третий раз слушаем и показываем, как себя ведет Баба-Яга, в соответствии с характером музыкального произведения;
- музыкально-ритмические упражнения: прохлопать/ протопать ритмический рисунок за взрослым; прохлопать/протопать ритмический рисунок за инструментом (пианино, металлофон, ложки); придумать свой ритмический рисунок; в кругу: прохлопать друг за другом ритмический рисунок знакомой песни (например, «Тень-тень, потетень»); каждый ребенок хлопает только один звук; «снежный ком»: в качестве образца дается простой ритмический рисунок; сначала его хлопает один ребенок, к нему присоединяется второй, потом третий и т.д., пока в унисон не будут хлопать все дети;
- игра на музыкальных инструментах: обучение элементарным приемам игры на ложках (см. «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия», авт. Д.А. Рытов); знакомство с другими русскими народными инструментами (трещотки, свистульки, коробочки);
- музыкальные игры на развитие импровизации: «музыкальный театр», когда дети самостоятельно выбирают музыкальные инструменты для «озвучивания» героев истории; «музыкальная карусель»: дети разбирают музыкальные инструменты, становятся в круг, кладут инструменты перед собой; когда звучит медленная музыка, дети плавно ходят по кругу «хороводным» шагом (спина прямая, шаг на пятку прямой ногой с вытянутым носком, руки на поясе «уточкой»), как только темп музыки меняется, дети берут инструменты, оказавшиеся ближе к ним, и играют; потом снова звучит медленная музыка, и игра продолжается;
- русские народные игры: «Золотые ворота» (хороводный вариант), «Мостик» (см. «Праздник каждый день. Подготовительная группа», авт. И. Каплунова, И.Новоскольцева), «Плетень».
Хореограф:
- постановка народного танца: знакомство с особенностями русско-народных движений, история появления танца на Руси; постановка корпуса, рук, ног; создание рисунка танца;
- танцевально-ритмические упражнения: ходьба хороводным шагом с постепенным ускорением согласно темпу музыкального сопровождения; сцепление/расцепление в плетень на сильную долю;
- хороводные игры с предметами: например, «Передай платочек»: дети стоят в кругу, у каждого ребенка по платку в правой руке; под медленную музыку дети передают платок вправо соседу, одновременно принимают платок слева, стараясь соблюдать ритм музыки; под быструю музыку дети пляшут с платком;
- коммуникативные игры в парах: «Зашагали ножки», «Ку-ку».
Руководитель театральной студии:
- работа над дикцией: скороговорки «Кострумушка урожайная, для всех людей уважаемая», «Шутки-шуточки, прибаутки-прибауточки», «Сидит ворон на дубу, дует ворон во трубу» (с постепенным убыстрением/ с постепенным крещендо и диминуэндо; по одному/хором); речевые игры: рассказ по цепочке,
- сценическое мастерство: пантомима, этюды по теме (показать коробейника, раскладывающего товар; показать Бабу-Ягу); упражнения на ориентирование в пространстве; упражнения на развитие пластики.
- взаимодействие с партнером: коммуникативные игры, «отражение», элементы психологических игр на доверие, взаимопонимание.
3. Заключительный этап/совместная НОД
Последние два занятия перед итоговым мероприятиям планируются таким образом, чтобы присутствовали все три специалиста, каждый из которых, наблюдая работу коллеги, выступает в роли зрителя, а так же может подсказать интересные решения с точки зрения своего опыта и особого взгляда на общую концепцию.
Дети также являются активными участниками: они обсуждают свой выход, предлагают движения, пробуют меняться местами с партнерами. Так например, сценарная идея про дождик и Бабок-Ежек принадлежала как раз нашим юным актерам и пришла она им в голову, когда мы обсуждали «дорогу на ярмарку».
Таким образом, мы хотим еще раз отметить преимущества проектного метода работы, представленного выше:
- формирование исследовательского подхода к познанию окружающего мира, поскольку дети имеют возможность изучать предлагаемый материал одновременно разными художественными средствами;
- формирование активной позиции в процессе НОД, повышение мотивации детей, поскольку они практически сразу получают возможность реализации полученных навыков; а это первая ступенька для развития внутренней мотивации;
- раскрытие творческого потенциала, поскольку в рамках заданной темы каждый ребенок получает возможность для самореализации за счет предоставления всех доступных средств художественно-эстетического блока; например, если ребенок плохо владеет речью, он может реализоваться невербально;
- ускорение процесса усвоения материала, поскольку специалисты дополняют друг друга, а не противоречат (что зачастую встречается, даже на уровне объяснения задания, так например, хореографы и музыканты пользуются разной лексикой для обозначения пространства в зале, что путает детей);
В заключении мы еще раз призываем всех коллег творить, искать новое, прислушиваться к детям, потому что, в конечном счете, весь процесс воспитания и обучения в ДОУ направлен на раскрытие способностей и развитие творческого потенциала наших детей.