Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Значит, задача нас, педагогов, заключается в создании таких ситуаций, где ребенку необходимо участие в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблемы и поиске решения, таких ситуаций, в которых тяга к познанию станет постоянной, то есть в формировании у младших школьников исследовательского поведения. Этому способствует включение обучающихся в активную познавательную, исследовательскую и проектную деятельность.
Цель моей работы заключается в обобщении опыта работы над организацией исследовательской и проектной деятельности младших школьников, направленной на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка и формирования у него универсальных учебных действий путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития его исследовательских способностей.
Поставленная цель определяет задачи:
Актуальность моего опыта очевидна:
1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектной и исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и профессиональных учебных учреждениях.
В описанном опыте работы я представляю свои приемы, методы и формы работы, которые можно использовать при организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе. Они универсальны, и применимы в работе каждого творчески работающего учителя. В этом заключена практическая значимость опыта.
Свою систему работы активно применяю на протяжении восьми лет. Важным показателем результата работы является наличие коллег-последователей, которые активно используют отдельные элементы работы. Имеется ряд публикаций, отражающих приемы и методы работы в этом направлении. Ведется систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта на семинарах школьного и городского уровня, на городских педагогических конференциях. Но, наверное, не это главное в моей работе.
Главное, на мой взгляд, это видеть, какую радость испытывают ученики, когда они находятся в поиске вместе с одноклассниками, учителем, родителями; следить за работой мысли ребят, направлять их по пути познания, а иногда просто не мешать, отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.