Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Юный исследователь: проектная деятельность младших школьников»
Я, Вероника Фролова, ученица 4 класса. Я родилась в городе Орле, а сейчас живу в городе Подольске. Я помню, когда первый раз увидела глиняную игрушку. Это была осенняя ярмарка. Чего там только не было! Но вот я увидела стол, уставленный глиняными игрушками, свистульками. До чего же они были хороши. Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные!
Позже мы с мамой ходили в музеи народного творчества в Орле, в Москве и Подольске, и я заинтересовалась глиняной игрушкой. Оказывается, она существует с древнейших времен, но разная во всех городах.
Так я увлеклась керамикой и занимаюсь ею с 5 лет во Дворце молодежи под руководством Кондрашовой Елены Викторовны. На занятиях она рассказывает очень много интересного.Там я познакомилась с разными видамиглиняной игрушки, ее историей, способами ее изготовления. Я научилась работать с различными видами глины, узнала об их свойствах и особенностях работы с каждым из них.
Тема: Рождение глиняной игрушки.
Цель: Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками.
Гипотеза:
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Теоретическая часть
Глава 1. История использования глины
История использования глины начинается с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь (возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины).
Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни человека — ее использовали в строительстве, из нее лепили чаши, кувшины, горшки, и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками.
Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. А в наше время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2-4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи.
Подробно свойства глины, а так же её воздействие на всё живое, и способы лечения глиной многочисленных недугов были описаны тысячу лет.[1]
Глава 2. История возникновения глиняной игрушки
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку и в более поздних раскопках X-XVII вв. в Москве, Рязани. Это были свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.[2]
Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи.
Глава 3. Производство игрушки - промысел
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.[3]
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
Известно, что многие виды глиняной игрушки были практически утрачены. Их восстановили энтузиасты. В результате у нас есть теперь — дымковская, кожлянская, карачунская, тульская городская, абашевская, романушка и многие другие виды русской гончарной игрушки. [4]
Практическая часть
Глава 1. Как работать с глиной
Глиняные игрушки поражают яркостью красок, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую игрушку современный человек уже вряд ли сможет.
Занимаясь керамикой, я узнала несколько правил работы с глиной:
Глава 2. Сушка изделия из глины и декорирование
И вот результат. Это некоторые из моих работ. Они стали призерами городских, областных и даже всероссийских конкурсов.
Глава 3. Мастер-класс
Чтобы проверить гипотезы о том, что процесс лепки очень интересный, он может увлечь всех, я решила провести мастер-классы в детском саду и у первоклассников.
Чему раньше всего начинают учить малышей в детских садах и на творческих кружках? Это лепка. Этот процесс занимает деток на длительное время, они обожают разминать в маленьких ручках этот мягкий и податливый материал. С помощью глины можно создать множество интересных поделок. А сейчася пошагово покажу, как проходил мастер-класс по лепке.
Вначале я рассказала немного о глине, как из нее можно лепить, показала разную глину, на разных стадиях подготовке к лепке. А потом рассказала еще немного про глиняную игрушку. Ребята заинтересовались. Я решила показать, как лепить различных животных. С ребятами из детского мы лепили улитку, а с первоклассниками улитку и свинку на выбор. Помимо глины я решила захватить маркер, которым можно рисовать мордочки зверятам, а также что-то, чем можно придать им рельефности.
Я объяснила, что каждая хорошо сделанная игрушка может прожить до 50лет. Все ребята очень старались.Детки были очень счастливы увидеть такой замечательный результат своих трудов!
Заключение
Глиняные игрушки существуют с древнейших времен. Они несут в себе частичку истории. Глядя на них можно узнать, чем люди жили, во что верили.
Сотни лет назад созданное нашими предками искусство бессмертно и сейчас.Глиняная игрушка не забыта. Эти яркие фигурки могут украсить каждый дом, принести уют. А кому не нравится слушать соловьиные трели из глиняных свистулек.
Интересно не только посмотреть, но и сделать такую игрушку своими руками. Этот процесс может увлечь и взрослых, и детей. Сделать глиняную игрушку нелегко. В ходе исследования я узнала о секретах работы с глиной и о том, как сделать глиняную игрушку своими руками. Создание каждой из моих работ заняло несколько месяцев.
В процессе исследования я подробно познакомилась с историей глиняной игрушки. Она тесно связана с историей нашего народа, культурой и теми ценностями, что передавались из поколения в поколение.
Таким образом, в процессе исследования я пришла в следующим выводам:
Особенно лепка глиняной игрушки увлекает маленьких детей. Она одновременно и дарит радость творчества, и развивает. В будущем я бы хотела организовать кружок по лепке из глины для ребят младших классов и дошкольников и передать им свой опыт и знания.
Список литературы
Выполнила Фролова Вероника Александровна, ученица 4 А класса МБОУ СОШ №30. Научный руководитель
Заморева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №30.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.