Регистрация

Патриотическое и гражданское воспитание сегодня — одна из наиболее актуальных проблем становления личности ребенка.

  • 11 мая 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский круглый стол «Консультации для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста»


Патриотическое  и  гражданское  воспитание  сегодня  -  одна  из  наиболее  актуальных  проблем  становления  личности  ребенка.

Содержание  этого  направления  воспитания,  определяемое  его  целью  и  задачами,  обуславливается  особенностями,  динамикой  и  уровнем  развития  нашего  общества,  состоянием  его  экономической,  духовной,  социально-политической  и  других  сфер  жизни,  проблемами  формирования  подрастающего  поколения,  главными  тенденциями развития  этого  процесса.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.       

Что же такое «гражданское  воспитание», что под этим подразумевается? Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.  Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность. Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение,  гражданская, нравственная позиция. На этом фоне актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства.

Патриотизм  -  это  олицетворение  любви  к  своей  Родине,  сопричастность  к  ее  истории,  природе, достижениям, проблемам.  Эти  качества  составляют  духовно-нравственную  основу  личности,  формирующим  ее  гражданскую  позицию  и  потребность  в  достойном,  самоотверженном  служении  Отечеству. Патриотизм  представляет  собой  своего  рода  фундамент  общественной  и  государственной  системы,  духовно -  нравственную  основу   их  жизнеспособности.  

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Правовая культура – это одна из форм социально – значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Становление основ правовой культуры осуществляется в общем контексте процесса социализации человека, важнейшее место в котором отводится целенаправленному нравственно – правовому воспитанию.

Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

Для более эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Подводя итог вопросу актуальности и концептуальности гражданско-патриотического воспитания, хочу отметить, что все вышеуказанные проблемы реализованы в нашей авторской программе «Живой родник», разработанной в результате экспериментальной работы в конце прошлого века. Много лет данная программа реализуется в нашем ДОУ, а так же за ее пределами. Но жизнь вносит определенные коррективы в образовательную деятельность и, основываясь на определении «гражданского воспитания», в которое входит такой компонент как правовая культура, а также необходимость повышения компетентности педагогов и родителей, мы разработали проект гражданско-патриотического воспитания «Маленький Россиянин», основой которого является наша программа. Исходя из концепции данного проекта гражданское воспитание дошкольников, мы рассматриваем, как одно из направлений социально – личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, национальной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребенка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального субъекта.

Гражданское воспитание в дошкольной организации является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме  формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!