Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс методических разработок «Внеурочная деятельность в начальной школе»
Составитель: Кулигина Лариса Болеславовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» г.Абакана.
Цели и задачи мероприятия: Более тесно познакомить семьи класса друг с другом; вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения своего имени, своей фамилии, своей семьи; стимулировать стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих родных, друзей, близких. Воспитывать любовь к прошлому, настоящему и будущему своей страны, своего города, своей семьи. Побудить учащихся и их родителей к разговору-общению, настроить на дружеские и доверительные отношения.
Оборудование. В центре – эмблема мероприятия – родословное дерево. На стенах класса размещаются родословные, подготовленные заранее каждой семьей. У каждого участника команды – эмблема своей семьи. В классе оформлена выставка фотографий и фотоальбомов семей. На доске портреты известных и знаменитых людей, таблица с именами людей, таблица с девизом мероприятия. На столах словарные статьи из словаря русского языка С.И.Ожегова. Для подведения итогов мероприятия используются цветы двух оттенков.
Примечания
В одном конкурсе участвуют 2-3 команды.
Родословные готовятся заранее
В паузах между конкурсами учащиеся класса показывают подготовленные номера художественной самодеятельности.
Ход мероприятия
Ведущий. Сегодня мы попробуем разгадать тайну! А тайна – это нечто неразгаданное, еще не познанное.
|
||
|
|
Имя у тебя одно,
Навсегда оно
Дано.
Жизнь длинна,
И оттого
Ты он знамеит Он
Побереги его.
Ведущий. Прочитайте стихотворение на доске. О чем мы будем говорить сегодня?
Дети. Об имени.
Ведущий. Зачем человеку имя? Что такое имя? А что такое фамилия?
Ответы и предположения детей.
Ведущий. К этому стихотворению мы с вами еще вернемся, пусть оно станет нашим девизом. А сейчас давайте узнаем точное значение слов «имя» и «фамилия». Где мы можем найти точное определение этим словам?
Дети. В словаре.
Ведущий. У вас на столах лежат словарные статьи из словаря русского языка С.И. Ожегова. (Приложение № 1) Прочтите их внимательно. Совпали ли ваши представления о значении слов «имя» и «фамилия» со словарными статьями? Ответы детей.
Ведущий. Слова «имя» и «фамилия» однозначны или многозначны? Почему? Ответы детей.
|
||
|
|
Ведущий. Именами собственными занимается специальная наука
От греческого слова «Онома» - имя.
Ведущий. Мы с вами привыкли, что каждому из нас дается имя при рождении. Но так было не всегда. В первобытном обществе не было имен и фамилий, а были прозвища. Люди их брали из окружающей жизни. Ученые установили, что в древних прозвищах людей отражались их различные свойства и качества, особенности их характера, поведения, речи, физические достоинства или недостатки. Имена людей – часть истории народов, поэтому по ним можно судить о быте, верованиях, художественном творчестве народов.
Древние русский имена тоже были своеобразными характеристиками людей. Вот некоторые из древнерусских имен: (запись на доске)
|
Ведущий. Эти имена-прозвища в дальнейшем перешли в фамилии. Следы таких имен можно встретить в современных фамилиях. Как вы думаете, какие это фамилии?
Дети. Некрасова, Нежданов, Жданов, Кудряшов, Рябов, Волков, Жуков и т.д.
Ученик 1. В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых…
Ученик 2. Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
Ведущий. А вот современные наши имена пришли к нам вместе с принятием христианской веры на Руси более 1000 лет назад, в конце 10 века. Они были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Но в большинстве это были имена из древнегреческого языка: Александр, Николай, Анастасия, Елена, Галина, Татьяна и др. у каждого имени есть свое значение или перевод.
Конкурс № 1. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает?
Конкурс проводится как блиц. Каждый ребенок из команды рассказывает о своем имени. В случае затруднения могут помочь родители. При подведении итогов учитывается время и правильность информации.
Ответы команд. Оценивание жюри.
Ведущий. Я говорила, что мы с вами еще раз обратимся к строчкам на доске, которые мы избрали девизом, или руководящей идеей, нашего мероприятия.
Перечитайте строки еще раз. Как вы их понимаете? Ответы детей.
Ведущий. Что означает гордиться своим именем? От чего надо беречь свое имя?
Дети. От плохих и глупых, необдуманных поступков.
Ведущий. Каждого человека можно назвать не иначе, как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Человека можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени.
Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли именитыми, знатными, знаменитыми.
Ведущий. А вы знаете таких людей? Ответы детей.
Работа с портретами знаменитых людей (Портреты подбираются по усмотрению организаторов мероприятия).
Ведущий. Узнали ли вы людей на портретах? Какие у них имена? Чем они знамениты? Ответы детей.
Ведущий. Именами знаменитых людей названы города, улицы и даже ордена. Знаете ли вы такие названия?
Дети. Дети называют города, названия улиц в своем городе.
Ведущий. В нашем городе много улиц, названных в честь известных людей: Пушкина, Чехова, Лермонтова, Кати Перекрещенко, Володарского. Наша школа находится на улице Чернышевского. Имена некоторых из этих людей вам известны, а некоторых нет, хотя вы, возможно, даже живете на улицах, названных в честь знаменитых людей. Поэтому одним из заданий для вас будет такое: узнать, в честь кого названа улица, на которой вы живете и чем знаменит этот человек.
Конкурс № 2. В честь кого названа улица, на которой вы живете? В конкурсе принимают участие дети и родители. Команды готовят рассказ о своей улице и о знаменитом человеке, в честь которого названа улица.
Ответы команд. Оценивание жюри.
Ведущий. Как даются имена новорожденным? Кто их выбирает?
Дети. В честь бабушки, дедушки, родственников, святых людей, в честь знаменитых людей.
Ведущий. А вы знаете, почему вас назвали именно так и откуда пошла фамилия вашей семьи?
Конкурс № 3 «Откуда вы родом?» Участники конкурса представляют историю происхождения своей фамилии и обосновывают, почему их назвали именно так, а не иначе.Жюри подводят итоги конкурса.
Ведущий. Почему надо очень ответственно и серьезно относится к выбору имени ребенку? Ведь вы все в будущем тоже станете родителями, и будете выбирать имя своему ребенку. Ответы детей.
Ведущий. Некоторые мамы и папы стремятся дать своему ребенку красивое имя, не имея о нем никакого представления. И могут попасть в неловкое положение, как в стихотворении С.Я. Маршака «В защиту детей».
Чтение стихотворения. (Приложение №2)
Конкурс № 4 «Моя родословная»
Ведущий. Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Участники конкурса должны представить свою родословную, с использованием приготовленного заранее генеалогического дерева, фотографий и т.д.
Жюри оценивает выступления участников.
Конкурс № 5. «Герб и девиз нашей семьи»
Ведущий. Объявляется следующий конкурс – «Герб и девиз нашей семьи».
Участники команд рисуют и защищают герб своей семьи (2 человека от команды). Девиз представляет вся команда.
Жюри подводит итоги конкурса и всего мероприятия.
Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Ведущий. Сегодня мы попытались разгадать тайну, тайну вашего имени, фамилии, родословной, происхождения вашей семьи. Многое узнали, многому удивились, о чем-то поспорили.
Сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к тому, что вы узнали сегодня на нашем мероприятии.
Если вы считаете, что все тайны, связанные с вашим именем, фамилией, родословной полностью разгаданы – проголосуйте, синим цветком.
Если вам захотелось узнать о своем имени, фамилии, родословной еще больше – проголосуйте, красным цветком. (Дети помещают цветы на заранее подготовленную зеленую поляну. В зависимости от того, каких цветов на полене больше, организаторы мероприятия могут понять достигло ли оно своих целей и задач)
Ведущий. Наше общение подошло к концу. Большое спасибо всем детям и их семьям за активное участие! Желаю всем счастья и семейного благополучия.
Есть на свете земномПриложение № 1.
Словарная статья из словаря русского языка С.И. Ожегова.
Фамилия, -и, ж.Имя, имени, мн. Имена, имен, именам.
1.Личное название человека, даваемое при рождении.Приложение № 2.
С.Я.Маршак. В защиту детей.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!