Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
В нашем дошкольном учреждении имеется опыт работы с родителями и детьми по теме «Вместе сбережём птиц Родного края». Эта тема выбрана не случайно. Отправной точкой стали события в нашем детском саду, когда мы спасали совят выпавших из гнезда на участке детского сада и дальнейшее общение с биологами и орнитологом.
После такого общения родители с детьми стали больше наблюдать за птицами, а дети приносить рассказы своим друзьям о том, что видели, наблюдали на берегах рек Оки, Велетьмы, Теши, Сережи на природо-охранной территории озера Свято, об интересных событиях в поведении птиц нашего края.
В воспитательном процессе имеют большое значение беседы в семье с детьми, примеры поведения самих взрослых – мамы и папы. Слова в защиту живого, произнесенные устами родителей, остаются в памяти на подсознательном уровне и руководят человеком во взрослой жизни.
Наблюдения вместе с детьми на озерах поймы Оки за серыми цаплями, стайками соек у дорог, ласточками-береговушками на берегах Теши, Сережи, за птицами на кормушке вызывает большой интерес у детей и, как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение. И очень грустно смотреть на то как погибают птицы, как вернувшихся цапель, уточек в родное озеро становится меньше.
Понимая эту важность, нашим педагогическим коллективом была поставлена цель: вместе с родителями у дошкольников сформировать экологические представления о птицах родного края, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Принести пользу, усилия, дело, труд в защиту птиц нашего края.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и птицами.
2. Развивать познавательные способности дошкольников.
3. Расширять представления детей о знакомых птицах нашего края. Уточнять представления о среде их обитания, о питании, передвижении.
4. Побуждать к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.
Нами учтены образовательно-воспитательные принципы, автором которых является природоохранник, ученый-эколог Олдо Леопольд середины XXв:
Общую проблему педагогов и родителей формирования экологических основ воспитания у детей дошкольного возраста решено осуществлять через реализацию проекта «Вместе сбережём птиц родного края». Вместе – это значит с родителями, детьми, педагогами.
Выбраны разнообразные формы работы с родителями: включение в проектную деятельность с детьми, экологическая акция, конкурсы, тестирование, объявление экологической тревоги, экологические субботники, совместные праздники.
Содержательная часть проекта сформирована на основе методических пособий А.В. Головачевой, М.М. Ушаковой «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», «Экологическая игротека», «Экологические сказки как средство воспитания экологической этики», парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», материалов представленных на сайте экоцентра «Дронт».
Представляем цикл мероприятий проекта «Вместе сбережём птиц Родного края».
№ |
Дата |
Название мероприятий |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Взаимодействие с семьёй |
Практическая значимость |
1. |
Апрель (1 апреля) |
«Международный день птиц» (массовая акция союза охраны птиц России) |
Беседа «Помощь и защита пернатым нужна ежедневно» |
Конкурс «Поможем решить жилищную проблему пернатым». Прогулки на природу, наблюдения за скворцами |
Изготовления скворечников, синичников, дуплянок. |
2 |
Апрель |
Проект«Изучение и охрана редких видов птиц» (Нижегородское отделение союза охраны птиц России) |
Знакомство с областной «Красной книгой». «С информацией Нижегородского отделения СОПР о редких видах птиц Нижегородской области». |
Акция-клич о сборе информации о редких и исчезающих птицах. Экскурсии на водоемы, наблюдение за массовым возращением гусей, уток,журавлей, цаплей,чаек. Знакомство с сайтом экоцентра «Дронт». |
Создание электронного альбома для методической копилки детского сада «Редкие птицы нашего края» (фото). Размещение экогазеты на сайте ДОУ |
3 |
Апрель |
Неделя «Защиты Земли»
|
Чтение экологических сказок Т.А. Шарыгиной; М.М. Ушаковой. Разучивание с детьми инсценировок по сказкам о птицах. Коллективная работа по изо деятельности «Птицы – наши друзья» |
Организация экологического субботника |
Изготовление костюмов птиц для театрализации. Посадка деревьев Изотворчество – дома «Правильно расскрась оперения птиц» |
4 |
Май- июнь |
Весенние дни наблюдений птиц (массовая акция союза охраны птиц России) |
Работа с календарём прилета птиц Беседы в рамках акции союза охраны птиц России «Тише! птицы на гнёздах» |
Походы, прогулки в лес, к озерам, рекам. Встреча ласточек, стрижей, соловьев. Сбор материала о заповедных местах приближенному к нашему городу, и о птицах обитающих там. |
Изготовление альбомов Птицы нашего Родного края, электронного фотоальбома |
5 |
Июль-август |
Цикл занятий «Экологические знаки» |
КВН по экологической игротеке М.М. Ушаковой. |
Тестирование «Найди правильный ответ» |
Изготовление знаков поведения в природе |
6 |
Сентябрь
|
Клич «Защитим птиц от поражения электрическим током»
|
Беседа о опасностях грозящих птицам |
Сбор макулатуры» для акции эко центра «Дронт» Регистрация на сайте Нижегородской области эко цента «Дронт» |
Вручение дипломов, грамот. |
7 |
Сентябрь |
Интегрированное занятие физ. – познавательное «Птицы нашего края. |
Игры «Надо подкрепиться»; «Освобождение скворечника»; «Дрозды собирают червячков»; Чибис и многоножки»; Познаван. Заданий из экологической игротеки М.М. Ушаковой. |
Совместное участие в мероприятии. Заготовка корма для птиц. |
Закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах нашего Родного края |
8 |
Октябрь
|
Международный день наблюдения птиц (по нечетным годам всемирный) |
Работа с календарём перелета птиц Беседы о зимующих птицах |
Наблюдение за птицами (перелетом). Ознакомление с информацией сайта «Дронт» - «Изучение пролета птиц» |
Пополнение альбомов Птицы нашего Родного края, электронного фотоальбома |
9 |
Ноябрь-март |
Проект «Страна птиц». 1 тема: Птицы. Построение общей модели «Птицы» и жизненного круга птиц. 2 тема: Многообразие птиц (на примере птиц Нижегородской области) 3 тема: Беседа о птицах 4 тема: Моделирование отношений между различными понятиями по теме «Птицы» 5 тема: Птицы. Охрана птиц (итоговое занятие). |
Использование технологических карт автора Смотровой Н.Н. Изучение модели «Птицы» «Жизненого круга птиц» Конкурс «Лучший знаток птиц» Труд в природе (подкормка птиц) |
Домашнее чтение рассказов о птицах В.Зотов «Лесная мозаика» А.А. Плешаков «Зелёные страницы «сказки М.М. Ушаковой. Конкурс кормушек «Дожить до весны» |
Изготовление кормушек
Пополнение альбомов «Птицы на кормушке» Вручение дипломов, грамот. |
Говоря о результатах работы, следует отметить, что через проектную деятельность, акции, совместную работу с педагогами и родителями удалось собрать материал о птицах Родного края, больше узнать о заповедных природоохранных местах Навашинского района. Удалось привлечь внимание детей и их родителей к тому, что птицы исчезают, сокращают свою численность, становятся редкими, становится все меньше мест, где могут гнездится дикие птицы.
Вместе с родителями, детьми мы узнали, что на берегах озера Свято – памятника природы регионального значения обитают утки, журавли, а в прилегающих смешенных лесах – выпь, глухарь, тетерев. В пойме реки Оки, вдоль красивого нового Муромского моста нами замечены горделиво стоящие в водоемах парочки серых цапель. На реках Теша, Сережа вьют гнезда ласточки-береговушки, а на Навашинском затоне реки Оки замечена скопа – прирожденный рыболов, гуси, журавли, близь деревни Ярцево наблюдали парящих в небе ястребов и соколов. Проезжая зимой по дорогам в сторону Дивеева, встречали стайки соек. В искусственно созданном водоеме близь Горьковской железной дороги у станции Велетьма обитают журавли, лебеди.
Накопленный материал мы собрали в альбомы, электронные фото-альбомы, создали презентации, подобрали художественную литературу. Руками родителей построены искусственные гнездовья, для того чтобы помочь птицам решить «жилищную проблему» и вывести потомство, собрана макулатура для сбора средств участия в программе, разработанной экологическим центром «Дронт» с целью защиты птиц от поражения электрическим током. Действия взрослых и детей стало более осознанными. Так на участках детского сада, в скверах возле домов больше появилось кормушек, тем самым помогая птицам выжить в холодное время года. А изучив особенности видов птиц стали кормить их безопасным полезным кормом, чем завоевали доверие птиц.
Мы рады, что в работе все принимали участие и педагоги, родители, дети и только совместными усилиями мы спасаем наших пернатых друзей.
Составители: заведующая О.М.Захарова, воспитатель Е.Г.Липатова, МБДОУ Детский сад № 6 «Алёнка», г.Навашино.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.