Регистрация

Семейное чтение

  • 23 июня 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс методических разработок «Организация работы с родителями в начальной школе»


Учительствуя в начальной школе вот уже на рубеже тридцати лет, приходится сталкиваться с тяжёлой детской проблемой чувствования мира на уровне «хороший – плохой», «горячий – холодный» и так до примитивной бесконечности. Слова – «шелуха» наших чувств, в них нет ничего. Образу неоткуда родиться.

Каким образом нашим современным детям проникнуть в живописные закоулки русского языка, когда компьютер и видео ребёнку заменяет лес, двор, общение, наконец, книги – являются почти нормой восприятия окружающего мира? И обычный ответ на вопрос «ты читал эту книгу?» – «Нет, не читал, я смотрел…». Он, она, они – смотрели кино по этой книге.

Во мне до сих пор жива память моих детских открытий, восторгов от домашнего чтения книг, которых было так мало на прилавках книжных магазинов, которые приобретались по «великому блату» (непонятное выражение нынешнему молодому поколению). Читая в детстве Жюль Верна, Майн Рида, Аркадия Гайдара, Анатолия Алексина, так хотелось почувствовать, что такое «солёный ветер», «плеск морской волны», «костёр в ночи» и мощность слова, рождённого настоятельной потребностью в лаконичном глубоком художественном отклике на волнующие житейские проблемы.

Да, голод на чувства – серьёзная вещь. Нет ничего больнее, чем чисто теоретическая любовь к миру, когда в современных квартирах уже не модно владеть художественной родной классической литературой в книжных шкафах, а заполненные бестолковой содержанием, не дающей духовной подпитки зарубежными бестселлерами, где трудно «попасть» на столь популярные в 70-е годы «Тимур и его команда».

Всем известна печальная картина: дети наши не читают, а если и читают, то для того, что «надо» по требованию школьной программы. Как-то я попыталась выяснить, что читают дети и по чьей рекомендации они выбирают книги. Ни один из опрошенных не дал ответа о выборе книг учащимися по совету родителей. Факт тревожный. Тревожный потому, что редко можно встретить современного родителя, который бы сам читал художественную литературу.

Из наблюдений сделала вывод, что они сами дают пример своему ребёнку тем, что тотально сидят в информационных безграничных пространствах интернета. Спросила своих первоклассников о сюжете сказки про Буратино, они мне выдали хором, что знакомы с ним через телевидение. Родительские сетования сводятся к одному: не любят дети читать.

А я бы сказала так: не умеют. Не умеют, и потому знание сюжета, почерпнутое из нехитрого рассказа сверстника и с телеэкрана, по мнению детей, вполне заменяет им долгие сидения над книгой. Не умеют вникать в красоту слова, не слышат они его, и потому им кажутся безмерно скучными, ненужными волшебные пришвинские, паустовские страницы с описанием природы.

Традиционное домашнее задание четвероклассника – выучить стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» –воспринимается им, как второклассником вызубрить таблицы умножения: скучно, но надо, а то двойку поставят. Один уже довольно взрослый школьник началки так, например, пересказал мне паустовский шедевр «Корзина с еловыми шишками»: – А это про то, как написали музыку для девочки. Заметьте, он не смог процитировать ни одной строчки и Пушкина.

Поэзия слова, возвышенность человеческих чувств, грусть, необыкновенное душевное благородство – всё это осталось за рамками восприятия. Откуда эта глухота? Когда я сказала маме этого мальчика, что её сын не умеет читать, она возмутилась: ещё бы, её ребёнок уже в пять лет прочитал сам «Репку»! Да, он очень рано научился складывать из слогов слова, а из слов фразы, но читать по-настоящему он не умеет до сих пор. Его этому не научили.

Нужно заметить, что сейчас многие родители считают необходимым учить ребёнка хореографии, плаванию, чтобы его походка, которую он приобрёл в годовалом возрасте, его движения были пластичными и гармоничными: музыке, рисованию или лепке – всему, что хоть как-то проявляется в ребёнке с первых лет жизни. И это хорошо и правильно.

Но почему же к умению ребёнка читать зачастую относимся примитивно? Вместе с погремушками и пищащими зайчатами в дом входит книжка. Сначала это ширма, где под огромными картинками две-три строчки текста, потом появляются сказки Пушкина и стишки Барто. Ребёнок может слушать их бесконечно. Он уже знает наизусть, как накажет жадную и злую старуху золотая рыбка и что станет с девочкой, попавшей в жилище трёх медведей.

Но каждый день он по несколько раз повторяет одну и ту же просьбу: – Мам, почитай. Терпеливая мама читает, менее терпеливая сопротивляется, предлагая ребёнку какое-либо другое занятие, но потом ей всё равно придётся сдаться. Но вот, к родительскому облегчению, ребёнок выучивается читать сам. И теперь на все его просьбы следует один и тот же ответ: – Ты же умеешь читать! Не ленись.

Ребёнок ещё только-только приоткрыл дверцу в страну чтения, а мы уже спешим к своим делам, считая свой долг выполненным. И теперь уже об успехах ребёнка в чтении мы можем судить только по отметкам в школьном дневнике. Что он читает, что выносит из чтения, понимает ли всё в тех строчках, по которым пробегает глазами – в это мы уже, к сожалению, редко вникаем.

Однажды вечером я предложила дочери прочитать «Руслана и Людмилу». Она выдвинула привычный аргумент: «Я это видела в кино». Тогда я сказала, что буду читать ей поэму сама, мне хочется перечитать её. Это заявление несколько улучшило мою позицию, ведь не только дети, но и взрослые любят, когда им читают. Кроме того, её заинтриговало: с чего бы это я, уже читавшая когда-то пушкинскую поэму, снова обращаюсь к ней, чем меня привлекает эта сказка, почему это я отложила привычную на моём столе кипу журналов и взяла с полки Пушкина? Короче говоря, мы уселись поудобнее, и началось чтение.

«Для вас, души моей царица…» Я старалась произносить строки выразительно, подчеркнуть интонацией музыку слов.

– Послушай: «Как ястреб богатырь летит с подъятой грозною десницей…». Разве не слышишь ты в этих строках топот русланова коня, звуки грозного боя витязя с Головой? А теперь другие строчки – о Людмиле, попавшей в сад Черномора: «И вдруг неведомая сила, нежней, чем вешний ветерок, её на воздух поднимает, несёт по воздуху в чертог и осторожно опускает…». В этих строчках-шёпот ветра в тишине вечера, покой, аромат волшебных цветов… А ведь и первые строчки, и вторые написаны одним и тем же размером в одном и том же ритме.

По ходу чтения выяснилось, дочери далеко не всё понятно в прочитанном: она не знает значения многих слов и выражений. На помощь приходят словари, энциклопедии. Главное, научить пользоваться ими. Учимся находить слова, расшифровывать сокращения. Теперь словари находятся поблизости на столе – они будут нужны теперь ежедневно.

Потом были вечера, когда мы вместе читали Эдуарда Асадова, Андерсена, Софью Радзиевскую. В эти часы забывали о телевизоре и компьютере. Дочь ждала этих вечеров, как большого праздника. Не частыми были такие вечера: не всегда можно выкроить много свободного времени.

Если бы социолог попросил меня проанализировать моё свободное время, то часы, отданные совместному семейному чтению, я зачислила бы не в графу обязанностей по воспитанию детей, а в графу собственного полезного досуга.

В один из дней во время занятий группы продлённого дня прочитала своим первоклассникам с юмористическим переливом в голосе рассказ Драгунского «Заколдованная буква»... И какого было моё удивление, когда утром, придя в класс, я обнаружила своих деток в поиске этой книги на полке среди других. Найдя её, они жадно перелистывали страницы, где помещались слова «фыфки», «хыхки», и с запоем ещё раз от души хохотали, почувствовав тонкий детский юмор писателя.

Я поняла: совместное чтение становится как бы камешком, брошенным в воду: по поверхности воды, потом долго ещё бегут круги. Внимательно прочитанная книга обязательно заставляет прочесть, разыскать её ещё раз.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!