Регистрация

Конспект НОД «Сочинение мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

  • 18 марта 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


Составила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №26 «Радость» Богданова Флера Гумаровна. Нефтеюганск 2018 г.

Актуальность

В песенном творчестве немалую роль играет интуиция, но в то же время оно не может протекать без интенсивной мыслительной работы. Так, при создании музыкального произведения автор, по словам А. Н. Сохора, «решает мыслительные задачи, в известной мере аналогичные задачам учёного, творца в любой области. Он тоже ставит определённую эвристическую задачу и ищет пути к её решению, действуя методом отбора, сопоставляя достигнутое с целью, к которой он движется, отыскивая внутренние связи между найденными интуитивно результатами и развивая эти результаты с помощью логических методов».

Условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться  в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окрасе силе и т.д.): дети вслушиваются в них, сравнивают, выделяют, обобщают их различные свойства. В процессе обследования у детей активизируется мыслительная деятельность, развивается  инициативность и самостоятельность.

В многочисленных работах о песенном творчестве дошкольников показано, что дети старшего дошкольного возраста способны сами выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов,  сочинять мелодии на заданный текст, попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).  

К сожалению,  одной  из  проблем,  с которой  сталкиваюсь, является низкая способность детей в создании собственного варианта сочинения мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки. Дети затрудняются использовать в процессе песенного творчества свой музыкально-сенсорный опыт.

Недостаточные возможности традиционного подхода к разрешению данной проблемы побудили к поиску эффективных методов и приемов, свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ-РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать образовательный процесс результативным. 

Использование в своей работе различных методов и приемов данной технологии «Моделирование на основе имен признаков», «Да-нет», «Морфологическая таблица», «Круги Луллия» способствуют активизации мыслительных процессов у детей  и развитию творческих способностей. 

Для решения поставленных задач:

•    формировать у детей: 

    • понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта;
    • умение составлять алгоритм, используемый при сочинении мелодии на заданный текст;

•    развивать: 

    • музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
    • мыслительные действия: моделирование, группировка;
    • творческую активность в сочинении  мелодии на заданный текст;
    • интерес к песенному творчеству;
    • музыкальную память;

разработала игры:

• «Умные нотки» (на основе пособия «Имена признаков») – формирование у детей понятия, что отобранные средства музыкальной выразительности соответствуют характеристикам объекта. Изменение имени признака объекта есть основной инструмент решения творческой задачи;

• «Угадай темп» (линейная «Да-нет») – совершенствование умения детей сужать поле поиска;

• «Круги Луллия» - закрепление названия песен, систематизирование знаний детей о средствах музыкальной выразительности;

• «Наоборот» – расширение словарного запаса, закрепление музыкальных терминов;

и игровые приемы: 

• моделирование объекта с помощью значков, схем, картинок;

• «Пришел в гости волшебник…»: волшебники Разделяй-ка и Объединяй-ка – помогают найти связи между долгими и короткими звуками.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Сочинение мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

Цель: формирование умений детей создавать собственный вариант  сочинения мелодии на заданный текст с помощью ТРИЗ технологии.

Задачи:

формировать:

  • у детей понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта; 
  • умение составлять алгоритм, используемый  при  сочинении мелодии по заданному тексту;
  • развивать:
  • музыкальные способности: чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
  • мыслительные действия: моделирование, группировка;
  • творческую активность в сочинении  мелодии на заданный текст;
  • интерес к песенному творчеству;
  • музыкальную память.

Предварительная работа:

•    освоение модели «объект-имя признака- значение имени признака»: 

    • первый шаг:  «Расскажи про объект – песню  по признакам, которые   ты знаешь»;
    • второй шаг: «Расскажи про  объект – песню по признакам, которые  ты узнаешь на схемах»;
    • третий шаг: «Я назову признак, а ты опиши по нему объект».

•    Проведение:

    • игр и упражнений  на автоматизацию признаков и их значений: «Умные нотки», «Угадай темп», «Вышивание музыкальных узоров», «Художник», «Музыкальные бусы»;
    • семинара-практикума для родителей по теме «Сочиняем песенку всей семьей»;

•    Сочинение простейших мелодий на заданный текст по модели.

Оборудование и материалы: мультимидийный экран,  видеосюжеты; морфологическая таблица; картинки - значение имени признака  для фланелеграфа; музыкальные инструменты; музыкально-дидактические пособия;  маленький мячик; длинная атласная лента сшитыми концами; альбомные листы, фламастеры.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационно-мотивационный.

(Педагог встречает детей, здоровается, обращает внимание на экран).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то спешит.

(Фрагмент из мультфильма «Винни Пух и его друзья»).

Пятачок: Здравствуйте, ребята. Сегодня у ослика Иа день рождение. Винни Пух сочинил ему песенку.

(Фрагмент из мультфильма: Винни Пух поет песенку).

Пятачок: Понравилась песенка? Мне тоже  хочется спеть веселую песенку ослику, ведь он такой грустный.

(Фрагмент из мультфильма: грустный ослик)

Пятачок: Но я не умею сочинять, как Винни Пух. Помогите мне, ребята!

2. Проблемно-деятельный.

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Пятачку сочинить песенку? Что такое песня? Из чего она состоит?

Дети: Из мелодии и слов.

(Ребенок выкладывает картинки на морфологической таблице).

Музыкальный руководитель (выкладывает знак вопроса): А как  сочинить песенку?

Дети: У нас есть умные нотки, они  помогут нам. 

Ребенок (выбирает нотку): Что означает эта нота?

Дети: О ком, о чем поется в песне.

(Ребенок выкладывает нотку  на морфологической таблице).

Музыкальный руководитель:  Значит нужно подобрать текст к песенке? Тогда садитесь, слушайте:

1. На улице две курицы с петухом дерутся
Две девицы-красавицы смотрят и смеются.

2. Маленький ослик, любим мы тебя. 
Маленький ослик, с днем рождения.

Какой текст выберите, первый или второй? Почему?

Дети: Второй текст, потому что он про ослика, у него день рождение.

Музыкальный руководитель: Хорошо, с текстом определились. Кто выложит картинку и выберет нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Ритм. 

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель:  Ребята,  прохлопайте ритмический рисунок текса и послушайте звуки. Какие звуки вы услышали?

Дети: Долгие и короткие звуки.

Музыкальный руководитель: Чтобы записать ритмический рисунок текста, долгие звуки  отметьте шлепками, а короткие - хлопками. (Дети выполняют задание).  Определите и запишите, сколько долгих и коротких звуков в слове «маленький»; «ослик» и т.д.

(Дети записывают на альбомном  листе большими и маленькими кружочками ритмический рисунок первой фразы).

Музыкальный руководитель:  Давайте проверим, вторая фраза подойдет к этому ритмическому рисунку? Эти фразы одинаковые или разные?

(Дети проговаривают вторую фразу и отстукивают ритмический рисунок карандашом. Дети сравнивают и делают вывод, что фразы одинаковые).

Музыкальный руководитель:  Для чего  вы составили ритмический рисунок текста?

Дети: Чтобы определить ритмический рисунок мелодии.

(Ребенок выкладывает карточки с  ритмическим рисунком на морфологической таблице и выбирает ноту).

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Жанр. 

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель:  В каком жанре будет  песня?

Дети: В танцевальном жанре,  потому что у ослика день рождение, а на празднике всегда танцуют.

Музыкальный руководитель:  Какие танцы вы знаете?

Дети: Вальс, полька.

Музыкальный руководитель:  Какой танец выберите? Почему?

Дети: Полька, потому что это веселый танец.

(Дети самостоятельно выбирают диск, включают магнитофон. Танцевальная импровизация на музыку С.Рахманинова «Полька»).

Музыкальный руководитель:  Какие движения вы будете использовать, когда будете исполнять свои песенки?

Дети (выкладывают картинки): Хлопки,  притопы, кружение.

Музыкальный руководитель:  Кто выберет следующую нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Настроение.

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет мрачная? 

Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песенка будет светлая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет злая?

Ребенок: Добрая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет грустная?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песня будет веселая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет в минорном ладу?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Нет  в мажорном ладу (выкладывает картинку).

Музыкальный руководитель: У вас будут замечательные песенки! Кто  выберет  нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Темп.

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель:  Я загадала темп песенки, а вы угадайте. Поиграем в игру «Да – нет». Вы должны задать как можно меньше вопросов.

(слева направо выставлены картинки: ракета – лошадка -  собачка – утка – черепаха). 

Ребенок: Это справа от лошадки?

Музыкальный руководитель: Да.          

Ребенок: Это слева от утки?

Музыкальный руководитель:  Да.

Дети: Это собачка.

Музыкальный руководитель:  Какой темп я загадала? Почему?

Дети: Не очень быстрый. Потому что мы не сможем спеть свою песенку очень быстро, как летит ракета, быстро, как  скачет лошадка.  Утка движется медленно,  черепаха очень медленно – такой темп не подойдет к нашей песенке.

(Ребенок выкладывает картинку и  выбирает нотку).

Ребенок: Назовите эту ноту.

Дети: Высота звука.

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель: Поиграем в игру «Эхо». 

(Дети слушают, а затем  пропевают  звуки на слог «ля» и рукой показывают высоту звука).

Какие звуки вы пропели?

Дети: Высокие, средние, низкие  (выкладывают карточки).

Музыкальный руководитель:  Какие «помощники умной головы» помогли вам выполнить это задание?

Дети: Наши уши.

Музыкальный руководитель:  Юные композиторы,  возьмите свои листочки с ритмическим рисунком и приступайте к  сочинению мелодии.

(Дети сочиняют мелодию на заданный текст, используя музыкальные инструменты: металлофон, мелодика, ксилофон).

3. Рефлексивно-оценочный.

Музыкальный руководитель:   Ребята, расскажите, как вы сочиняли песенку?

(Дети составляют модель и рассказывают, как они сочиняли песенку).

Музыкальный руководитель: Посмотрите, осталась последняя нотка. Она спрашивает: «Для чего эта песенка и где ее можно спеть?»

Ребенок: Я сочинил песенку, чтобы поздравить ослика Иа с днем рождения. Чтобы у него было хорошее настроение.

Дети: Песенку можно исполнить на дне рождения  ослика Иа; в группе – друзьям; дома – маме, папе, бабушке, дедушке.

Музыкальный руководитель: Кто споет  свою песенку? 

Модель сочинения песенки.

(Дети исполняют свои песенки, аккомпанируя себе и друзьям на музыкальных инструментах (металлофон,мелодика, треугольник, барабан, колокольчики); используя танцевальные движения польки; атрибуты (шляпки, шарфики, цветные галстуки); игровой прием «Выступление по телевизору»). 

Музыкальный руководитель (обращает внимание детей на экран): Посмотрите, как радуется ослик Иа и его друзья!

Пятачок: Спасибо вам, ребята за веселые песенки!

Музыкальный руководитель: Ребята, что  за странные звуки? (Обращает внимание на экран) Кто это?

Дети: Мажор и Минор.

Музыкальный руководитель: О чем они спорят? 

Минор: Ребята, я хочу, чтобы  ваши песенки звучали в минорном ладу и были моими любимыми.

Музыкальный руководитель: Ребята, в каком ладу звучали ваши песенки?

Дети: В мажорном. 

Музыкальный руководитель: Что произойдет с вашими песенками, если поменять лад? (Выкладываю знак вопроса). Вы хотите узнать? Но об этом вы узнаете  на следующем занятии. До свидания, ребята. 

(Дети прощаются, уходят из зала).

В процессе песенного творчества у детей появился интерес к сочинению песен. Дети так увлеклись этим занятием, что оформили «Нотные тетради» для записи своих мелодий.  

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:54

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:25

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!