«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский
Все это в полной мере осуществляется в нашем детском саду № 146 «Калинка». Мы проводим интегрированные НОД,развлечения, праздники по многим областям деятельности. Особенно детям нравится художественное творчество, ведь именно в этой продуктивной деятельности они могут выразить свое отношение к миру, показать мастерство и свои творческие предпочтения.
Наш детский сад работает по программе «Развитие» Венгера. Раздел изобразительной деятельности дает нашим детям возможность работать над рисунком максимально долго, как в художественной студии, что позволяет завершать любой рисунок. Дети с удовольствием занимаются живописью и графикой. Но особенно нравится нашим воспитанникам графика. Этот вид изобразительной деятельности помогает изображать предметы и фигуры достаточно точно, украшать их узорами и различными деталями, что не всегда удается при работе с живописными материалами.На таких занятиях наши воспитанники осваивают техники рисования простыми и цветными карандашами, пастелью, фломастерами, тушью-пером, гелевыми ручками, объемными и витражными красками. Эти техники довольно трудоемки для детей дошкольного возраста, но наши ребята хорошо справляются с ними.
Со средней группы я предлагаю детям масляную пастель. По сравнению с восковыми мелками пастель более яркая,мягкая, лучше ложится на бумагу. Данная техника имеет большие возможности для смешивания, растяжки, перекрашивания и осветления цвета. В начале учебного года дети еще только учатся закрашивать поверхности (например, платье), стараясь не выходить за пределы контура, а со второй половины года они уже украшают такое платье узорами (цветочками, полосками, клеточками). Дополнительную выразительность рисунку может придать выбирание пастели палочкой или стекой в нужных местах, например, веточки деревьев в прорисованной кроне, локоны волос и т. д. Дети приступают к работе сразу пастелью, без предварительного прорисовывания изображений простымкарандашом. Изумительно нежные рисунки получаются при работе сухими пастелями на специальной бумаге. Но ими могут работать не все, а очень аккуратные, усидчивые дети.
Простые карандаши я предлагаю детям со старшей группы. Дети учатся навыкам штриховки, растяжке тона, передаче выразительности рисунка за счет контраста белого, серого и темного, использованию карандашей различной твердости. Дети узнают, что карандаши бывают твердые и мягкие (ребята пробуют рисовать ими). Какими легче рисовать? Какие больше пачкают лист при растирании пальцем? Какие легче стираются ластиком? Такиеисследовательские задания помогают детям узнавать свойства карандашей, их изобразительные возможности и последовательность использования в работе. В качестве наглядного и демонстрационного материала я используюрепродукции, альбомы, открытки, рисунки, наброски, зарисовки, выполненные в этой технике.
Цветные карандаши дают превосходный эффект детской работе, особенно, когда используются несколько цветов иоттенков для изображения того или иного предмета. Также я учу ребят растяжке цвета (от темного к светлому и отсветлого к темному), равномерности штриховки, точности, аккуратности; предлагаю сочетать данную технику с гелевыми ручками, тушью и пером, фломастерами.
Гелевые ручки. Эта техника особенно любима детьми подготовительных к школе групп, так как дает максимальную возможность четкого изображения фигур и предметов. Масляные пастели толстоваты для прорисовки мелких деталей, при работе с тушью и пером нельзя просто закрашивать поверхности, а гелевые ручки позволяют избегать этих трудностей, и поэтому чаще всего дети выбирают для своей работы именно этот материал.После завершения композиционной проработки рисунка, дети приступают к цветовому решению. Используются цветные гелевые ручки, дополнительно я предлагаю сочетать цветные карандаши, цветную и черную тушь, акварельные краски. Дети рисуют как на белой, так и на тонированной или цветной бумаге.
Детям также нравится рисовать фломастерами. Этот вид графического материала очень нравится детям за яркость, многообразие цветов, простоту в использовании. Имея большой опыт в штриховке в одну сторону, наши воспитанники без труда создают прекрасные графические работы при помощи фломастеров. Обычно для создания фона дети используют цветные карандаши и гелевые ручки.
В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать тушь и перо. Сначала обводят по карандашномуконтуру небольшие силуэты, уделяя особое внимание нажиму (не сильно), на положение пера и тому, как скользит перышко (плавно, легко, не скрипя, не царапая бумагу). Потом пробуют заполнять полученные силуэты различными элементами (точками, черточками, кружочками т.д.) Чтобы у детей не появилось стереотипов изображений (например,волосы рисуются только черточками или линиями), я показываю различные варианты заполнения таких поверхностей ( волосы могут быть нарисованы и кружочками-кудряшками, и волнистыми линиями, иточками, и завитушками…). Для развития фантазии, в качестве демонстрационного материала, я использую образцы кружев, тюлей. При рассматривании различных переплетений и узоров дети ищут новые элементы для украшения своих изображений. Я учу детей сочетать в своей работе перья разной толщины, акварельные краски, цветные карандаши, гелевые ручки, что придает рисункам особую выразительность.
Очень понравилась нашим выпускникам техника рисования объемными и витражными красками. Они требуют скрупулезности, осмотрительности, аккуратности (чуть сильнее надавишь на пузырек –вытечет вся краска!), но и дает много новых выразительных возможностей для творчества. Такие рисунки похожи и на вышивку, и на кружево, и на плетение, и на поделку из бисера, … Сначала наносится на лист бумаги или ткань рисунок карандашом. Затем я показываю, как плоскости изображений можно заполнять красками: в виде прямых и волнистых линий, точек, кружочков, цветочков и т.д. Вместе с детьми определяем, какие материалы лучше использовать для прорисовки фона (цветные карандаши, гелевые ручки, цветную тушь).
Я уже пятнадцать лет веду занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Научив детей графическим техникам рисования, систематичности, последовательности в работе, свободе выбора материалов, я не перестаю удивляться тому, что дети не только не устают от длительных рисунков, но всегда с удовольствием продолжают их, хотя иногда работа над рисунком ведется два-три месяца, особенно на большом формате (А2) Конечно, время от времени, нам приходится рисовать гуашью и акварельными красками, чтобы не забывать навыки и приемы владения ими, но возвращение к графическим материалам – это праздник для детей!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.