Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»
Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого является историко-краеведческое (Концепция патриотического воспитания граждан Самарской области, 2014 г.).
В нашем детском саду при прохождении лексической темы «Город» дети старшего дошкольного возраста проявили интерес к истории родного города, интересовались, почему наш город имеет старое и новое название, почему Тольятти – трижды рожденный. Поэтому возникла необходимость расширить знания детей по теме; способствовать развитию познавательного интереса, любознательности по отношению к родному городу, его прошлому и настоящему; воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину, формировать бережное к ней отношение.
В виду этого необходима модель образовательного процесса, в которой определено содержание образовательной работы в режимных моментах, содержание самостоятельной деятельности детей, формы работы с родителями.
Актуальность темы итоговой работы «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС по теме «Тольятти – трижды рожденный» определена следующими противоречиями:
- между необходимостью реализации положений Концепции патриотического воспитания граждан Самарской области в работе с дошкольниками и отсутствием методического обеспечения данного направления образовательной работы в примерных ООП ДО;
- между имеющимся у детей интересом к истории родного города и отсутствием дидактических материалов по данной теме в предметно-развивающей среде группы детского сада;
- между признанным значением семьи в развитии у детей эмоциональной привязанности к родному городу и недостаточным уровнем компетенции родителей в вопросах приобщения детей к истории родного города.
Профессиональная проблема: какова модель образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории родного города?
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на примере темы «Тольятти – трижды рожденный»
Компоненты моделей |
Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС |
|||
Совместная деятельность педагога и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с родителями |
||
НОД |
Режимные моменты |
|||
Целевой компонент |
1.Развивать у старших дошкольников интерес к истории города Тольятти. 2.Активизировать желания старших дошкольников познавать события прошлого и настоящего нашего города. 3.Формировать у старших дошкольников эмоционально-положительное отношение к истории родного города. 4. Развивать у старших дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и настоящим города. 5. Формировать умение реализовывать представления и знания о городе в действиях и деятельности. |
|||
Содержательный и технологический компоненты |
НОД 1 Тема: «Тольятти – трижды рожденный» Форма: путешествие-рассуждение по детализированной карте города с использованием плоскостного моделирования сооружений и их частей (познавательно-коммуникативная деятельность) Интеграция: «П», «К», «С» Ход 1.Логическое задание – рассуждение «Почему Тольятти трижды рожденный?» 2.Путешествие в Ставрополь –Тольятти. -Первое рождение города: *Д/игра «Подбери и объясни» -Второе рождение: *Игра – моделирование «Перенесем город» - Третье рождение города: *Рассуждение «Почему мы тольяттинцы?» 3.Итог: Составление алгоритма – рассуждения «Что сначала, что потом?». |
утро Темы 1. Беседа «Я – тольяттинец» (К,П) 2.Рассматривание иллюстраций и фотографий Ставрополя-на-Волге (П,К,С) 3. Чтение сборника «Ставроша» (ЧХЛ,К,П) 4. Д/игра «Собери герб» (П,К,С) Прогулка Темы 1. Наблюдение «Дома на нашей улице» (П,К ) 2. С/р игра «Строим крепость из песка» (С,К,П ) 3.П/игра «Кто быстрее в дом?» (ФК,З) 4.Игра-эксперимент «Выбери материал для строительства надежного дома» (песок, глина, дерево, камень) (П,К) Вечер Темы 1. Конструирование из строительного материала «Строим крепость» (П, С,К) 2.Продуктивная деятельность «Мой родной город» (рисование) (Х,Т,П) 3. Викторина с использованием интерактивной доски «Наш город во все времена» (П, К) 4.Д/игры «Узнай по описанию» (К,П), «Какой? Какая? Какое?» (К,П) 5.Рассматривание репродукции картины Н. Зубкова «Праздничный день Тольятти». 6.Чтение сборника стихов «Есть на Волге город» (ЧХЛ, К, П) |
Актуальная среда и способы взаимодействия с материалами и атрибутами - рассматривание фотоальбома «Тольятти трижды рожденный» на различные темы о жизни города («Я люблю свой город Тольятти», «Праздник города», «Отдыхаем всей семьей», «Достопримечательности Тольятти», «Любимые места в городе», «Машины нашего города»); - описательные рассказы по сюжетным картинкам по данной теме; - рисование на темы: («Мой двор», «Каким будет мой Тольятти через 100 лет», «Тольятти моими глазами», «Каким бы я хотел видеть наш город»); - роль экскурсовода в выставке-презентации гербов Тольятти (герб Ставрополя-на-Волге, герб Тольятти (СССР), герб Тольятти (Россия: праздничный, повседневный) - Д/игра на интерактивной доске «Реши примеры и узнай название судна, ходившего по Волге»
|
Темы, формы и способы взаимодействия -участие в подборе литературы и фотоматериалов, наборы открыток, сувенирной продукции по теме «Тольятти – трижды рожденный» - Совместный выпуск газеты «Любимый город мой» - Совместный выпуск стенда «Вехи истории» - консультация «Люби и знай свой отчий край» -создание мини-библиотеки по теме «Путешествие в прошлое Тольятти» -участие в создании слайдов «История жизни города» -изготовление фото-альбомов «Путешествие по старинному городу» -познавательная викторина «Что мы знаем об истории родного города» -«Что, где, когда»: «Юные краеведы» -составление кроссвордов - изготовление книг-самоделок - КВН «Знатоки истории города» -литературная гостиная «Дом, в котором я живу, частичка моей Родины» |
Результативный компонент |
Любознательный, активный: интересуется историей и жизнью родного города, задает об этом вопросы, стремится больше узнать и рассказать о прошлом и настоящем своего города, быть активным участником в социально значимых событиях. Эмоционально отзывчивый: переживает эмоции, связанные с историческими событиями города, стремится выразить позитивное отношение к героям-землякам, знаменитым и пожилым жителям города. Способный управлять своим поведением, соблюдать правила поведения в памятных местах города. Способный решать интеллектуальные и логические задачи, адекватные возрасту: владеет способами определения причинно-следственных связей между событиями в городе; способен предложить собственный замысел и реализацию представлений о прошлом и настоящем своего города в действиях и деятельности. |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- воспитатели старших групп,
- музыкальный руководитель,
-преподаватель по изобразительной деятельности
2. Научно-методические условия
3. Материально-технические условия
4. Нормативно-правовые условия
5. Информационные условия
1. Волжская земля – родина моя : методическое пособие по краеведению для дошкольников 4 – 7 лет / О.Ю. Загайнова, О.В. Каспарова, Т.С. Федорова, Т.М. Филатова, Р.Е. Шнайдер. – Тольятти, 2007. – 404 с.
2. Город Тольятти / сост. К.М. Гордеева. – Куйбышев: К.Н. изд- во,1987. – 208 с.
3. Дыбина, О.В. Люби и знай свой отчий край / О.В. Дыбина, Е.А. Сидякина, Т.И. Киреева; под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти : Изд –во ТФ Сам. ГПУ, 2001. – 157 с.
4. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112 с.
5. МОЕ ОТЕЧЕСТВО – РОССИЯ! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. [и др.]. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 232 с.
6. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников по средством приобщения к культурным ценностям родного города : Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е.И. Русиной. – Тольятти, 2008. – 26 с.
7. Рассказы по истории родного края. Ставрополь – на – Волге // Библиотечка детской газеты Ставроша. – Выпуск 1. – 2008.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ СФЕРА, 2004. – 192 с.
(Серия «Вместе с детьми».)
6. Организационные условия
Модель «Совместная деятельность педагога и детей (режимные моменты)»
Модель «Самостоятельная деятельность детей»
Модель «Взаимодействие с родителями»
Перспективы решения проблемы
Расширить и разнообразить работу с детьми и родителями по изучению истории родного города:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС НОД «Тольятти- трижды рожденный»
Задачи:
1.Развивать у старших дошкольников интерес к истории города Тольятти.
2.Активизировать желания познавать события прошлого и настоящего нашего города.
3.Формировать эмоционально-положительное отношение к истории родного города.
4. Развивать у старших дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и настоящим города.
5. Формировать умение реализовывать представления и знания о городе в действиях и деятельности.
6. Осуществить интеграцию задач области «Познания» по ознакомлению с историей родного города с задачами других образовательных областей.
Материально-технические оснащение:
Ход:
-Ребята, почему так говорят: трижды рожденный?
-Верно, потому что три раза рождался. Наш город Тольятти тоже рождался трижды. Как это происходило? Для этого мы с вами прямо сейчас отправимся в путешествие.
-Чем можно воспользоваться, чтобы отправиться в прошлое? (машиной времени). Сюрпризный момент.
-Эта машина времени может вернуть нас на 276 лет назад. Что интересного мы можем увидеть там? Давайте, посмотрим, как появился наш город. Показать на интерактивной доске детализированную карту старинной крепости.
Вот такую крепость, а затем и дома, хозяйственные постройки велел построить Василий Татищев по указу царицы Анны Иоанновны для укрепления южных границ России.
-Да, нелегко было выбрать место для строительства города. Татищев со своими помощниками объехал много красивых мест. Но самым удобным местом для строительства города посчитали около Волги, вокруг лесов.
-Почему это место приглядели? (удобно брать строительный материал, рядом вода, лес).
-Посмотрим, в каких домах жили люди того времени. (Рассматривание старинных домов, изб, домашней утвари, одежды)
-А назвали этот город Ставрополь-на-Волге.
-Знаете ли вы, что означает название Ставрополь? (нет).
-Название Ставрополь означает город Святого креста.
-Кто были первыми поселенцами, жителями города Ставрополя -на - Волге? (калмыки, русские).
Д/игра «Подбери и объясни» (предметные картинки с изображением старинных предметов)
-Когда во второй раз родился наш город?
-Нас ждёт машина времени, и мы отправляемся в Тольятти на 60 лет назад.
-А где же Ставрополь? Куда он делся? Кто из вас знает?
Старый Ставрополь оказался под водой, когда началось строительство ГЭС - гидроэлектростанции. А дома были перенесены на новые участки.
Игра – моделирование «Перенесем город» (Используем детализированную карту города для плоскостного моделирования сооружений и их частей – на интерактивной доске)
-А когда наш город родился в третий раз?
Снова воспользуемся машиной времени. Он перенес нас почти на 50 лет назад.
Оказывается, городу дали новое имя: Тольятти, в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
Рассуждение «Почему мы тольяттинцы?»
Итог: Составление алгоритма – рассуждения «Что сначала, что потом?», используя карточки.
Теперь мы знаем, почему Тольятти – трижды рожденный.
Приложение 1. Викторина «Наш город во все времена» (П, К)
Совместная деятельность с использованием интерактивной доски
1. Назови основателя нашего города?
2. Всегда ли назывался наш город Тольятти?
3. Какие народы живут в нашем городе?
4. Как называется наш автомобильный завод?
5. Отгадай ребус.
6. Кто быстрее соберет автомобиль?
7. Отгадай национальность по костюму.
Физкультминутка
8. Расставь флажки по порядку и отгадай, как называется куйбышевское водохранилище
9. Реши примеры и отгадай, какое судно ходило по Волге?
10. Собери герб Тольятти
Работа с карточками за столом:
Подсчеты баллов, награждение победителей.
Приложение 2. Анкета для родителей
Уважаемые родители! Нам интересно Ваше мнение.
Приложение 3
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.