Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
С каждым годом появляется все больше малышей, у которых отсутствует речь. Это — неоднородная группа детей с различными комплексными органическими нарушениями, и практикующий логопед сталкивается с необходимостью подбора методики преодоления речевого нарушения, подходящей конкретному ребенку, «запуска» речевой активности.
Представлю свою апробированную методическую разработку и надеюсь, что она поможет Вам в столь нелёгком труде! Учитель-логопед Рудина Л.К.
Кратко расскажу о сути метода. Изучив литературу по этой теме, пройдя обучение у авторов методик и апробировав полученные знания в самостоятельной работе, возьму на себя смелость утверждать, что в целом, все методики по вызыванию самостоятельной речи у ребенка похожи. Все авторы в своей коррекционной работе опираются на развитие речи в онтогенезе и последовательно:
2) отрабатывают открытый слог с этими звуками;
3) работают над получением слова (в первую очередь, двусложного из открытых слогов либо односложного, - что легче получается у ребенка);
5) фразы распространяют до предложений, работают над связной речью.
Отличие методик состоит лишь в способах достижения поставленной цели. Отдельно отмечу, что назначенное невропатологом (либо другим доктором) лечение должно проводиться своевременно и в полном объёме.
Моё пособие разработано для детей, в запасе которых уже появились звуки раннего онтогенеза: гласные а о у и, согласные м п б н т д к г (либо мы их вызвали и отработали), а также были отработаны открытые слоги из этих звуков. Как правило, ребенок с подобным уровнем развития речи уже проявляет интерес к окружающему миру, у него повышается познавательная активность и появляется интерес к картинкам.
Отработав, например, слог до и звук м, соединяем их в слово дом. Следует отметить, что необходимо не менее 50 раз (оптимально – 100-150 раз) в разных вариантах проговаривать полученное слово, чтобы закрепить произношение. Этого можно добиться, лишь предложив ребенку разнообразные стимулы и игры.
Картинок с изображением дома должно быть несколько (не менее 5-6). Можно построить башню из кубиков, прокладывая между ними картинки «дом», каждый раз проговаривая слово. Можно играть в мозаику и на каждое правильное проговаривание слова давать ребенку нужную «кнопочку» мозаики.
Фантазия логопеда и чутьё, чувство эмпатии должны подсказать варианты игр, интересные конкретному ребенку, главное – добиться многократного произнесения слова. Вполне реально на одном занятии выучить целое слово, хотя чаще требуется 2-3 занятия, чтобы слово вошло в речь.
Таким же образом отрабатываем слова: дети, пони, суп, сом, оса, дым, жук, собака (вполне может получиться!). Подчеркну, что каждый конкретный ребенок уникален, и звуки могут получаться более сложные, а отсутствовать некоторые из раннего онтогенеза, важен индивидуальный подход, картинки логопед подбирает сам.
Далее, после отработанных хотя бы 3 слов предъявляем ребенку следующую картинку-пейзаж, на которой размещаем выученные слова. Заранее выберете подходящие места для каждой картинки – эти места нужно будет закрепить за каждой конкретной картинкой, т.к. в будущем можно будет играть в игры на развитие памяти («какая картинка здесь?») или внимания («правильно я положила картинку?»).
Слова подобраны с учетом разных действий, выполняемых предметом (оса – летит, пони – бежит/идет, собака – сидит, жук – ползет, сом – плывет, дети – стоят/Дима – стоит, суп – стынет, дым – идет), которые в дальнейшем отрабатываются во фразе.
Таким образом, в данном пособии много материала, который можно изучать с ребенком, и который охватывает все этапы становления речи, отрабатываемые логопедом.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.