Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс методических разработок «Внеурочная деятельность в начальной школе»
Методическая разработка внеклассного занятия (второе занятие по теме). Сценарий занятия составлен Кулаковой Яной Ивановной, учителем начальных классов первой категории МАОУ СОШ № 49 г. Новоуральска на основе авторской программы по внеклассному чтению для 3 класса «Вдумчивое чтение» (автор Посашкова Е.В.).
1. Организационный момент.
Положительная мотивация учащихся к деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию.
Педагог читает стихотворение.
Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Педагог: Ребята, какова тема этого стихотворения? О чём оно?
Дети: Тема этого стихотворения – сказка.
2. Актуализация знаний. Формулировка основной цели и задач занятия.
Цель: воспроизведение учащимися знаний, полученных на предыдущем занятии; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.
Педагог: А вы любите сказки? С каким автором-сказочником и с каким его произведением мы познакомились на прошлом занятии?
Дети: Мы познакомились со сказкой «Маленькая Баба Яга» немецкого автора Отфрида Пройслера.
Педагог: Уточним жанр этого произведения. Докажите.
Дети: Это повесть-сказка, потому что данное произведение соединяет в себе признаки и повести, и сказки: большой объём, делится на главы, рассказывается о нескольких событиях в жизни главной героини, волшебные герои и события, добро побеждает зло.
Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.
Дети: О.Пройслер «Маленькая Баба Яга».
Педагог: Да, сегодня на занятии мы продолжим говорить об этой сказке. Составим план работы.
(Ученики смотрят на слайды и пытаются по фотографиям и картинкам догадаться о предстоящей работе). Где же мы должны побывать и что сделать?
Итак, во-первых, мы должны побывать в… редакции книжного издательства, во-вторых, мы должны побывать в … кукольном театре, в-третьих, … поближе познакомиться с главной героиней, в-четвёртых, выполнить творческое задание, в-пятых, продолжить работу в Читательском портфеле.
(Если ученики затрудняются с ответом, этап плана работы определяем по ходу занятия).
3. Работа по теме занятия.
Цель: активизировать читательский интерес путём включения детей в коллективную творческую деятельность.
Игра «Редактор»
Педагог: Мы с вами говорили о том, что маленькая Баба Яга главная героиня сказки – самая младшая, но очень симпатичная баба-яга. Она учится, но в школе особенной: она хочет стать самой хорошей ведьмой. Для этого нужно многому долго и упорно учиться. А вот чему она научилась и что умела, вы изобразили на своих рисунках. Давайте вспомним, что же умела делать Маленькая Баба Яга? (Учитель показывает рисунки.)
Дети: Колдовать, летать на метле, защищать, помогать и т.д.
Педагог: Представьте, что мы сейчас находимся в одном интересном месте. Первое задание называется «Редактор».
(На слайде значение этого слова - тот, кто что-нибудь редактирует, то есть составляет, подбирает, исправляет, проверяет.)
Должность редактора обязательно есть в книжных издательствах, в редакциях газет, журналов, на телевидении и радио, в крупных новостных интернет-сайтах. Редактор готовит авторский материал к выпуску. Где же мы находимся? (Мы находимся в редакции). Хотите поработать редакторами одного книжного издательства?
Вы знаете, что в любой книге есть рисунки художников, часто рисунки имеют подписи в виде цитаты. Вам поручается выполнить следующее задание:
Каждая группа получает по два рисунка, к одному рисунку нужно подобрать цитату, а на втором рисунке цитата записана, но не точная, вам нужно исправить ошибки в цитатах, то есть отредактировать их. Для выполнение этого задания вам необходимо хорошо ориентироваться в тексте сказки. Положите перед собой инструкцию, как действовать, чтобы найти цитату.
(Дети читают инструкцию:
Педагог: Чтобы выполнить задание быстрее, вы можете распределить его между собой. Проверим, как вы справились с заданием.
Представитель группы показывает рисунок и зачитывает цитату, которую подобрали и исправили. Учитель прикрепляет рисунки на доску.
Знатоки сказки.
Литературная игра «Восстанови последовательность событий, описанных в этой сказке».
Педагог: Вы как редакторы должны правильно расположить рисунки в книге в нужной последовательности. Скажите, я расположила рисунки в правильной последовательности? Давайте вместе восстановим последовательность событий, изображенных на рисунках. Какое событие или какой эпизод, изображенный на рисунках был первым, вторым и т.д.
Какие события в сказке не нашли отображение на рисунках? Где бы мы их расположили?
Дети располагают рисунки в нужной последовательности, вспоминают, какие эпизоды сказки можно ещё разместить в ряду рисунков.
Мне кажется, вы являетесь хорошими редакторами и знатоками сказки. Давайте это проверим.
Выполнение теста «Знаешь ли ты сказку Пройслера» в рабочей тетради по группам. Фронтальная проверка. Правильные ответы для учителя: 1в; 2а; 3б; 4а; 5в; 6б; 7а; 8в.
Физкультминутка.
Цель: повысить и удержать умственную работоспособность детей на уроке, обеспечить кратковременный активный отдых.
Сказочники.
Педагог: Вспомните, где мы ещё должны побывать? (Мы должны побывать в театре).
Скажите, ребята, кто такой сказочник? Это специалист по рассказыванию сказок, рассказчик. Вы тоже попробуете выступить в роли сказочников, помните, что героев сказки вы покажете в действии, а их характер и настроение будете передавать голосом, мимикой и жестами. Представители групп будут инсценировать эпизод сказки. А остальные участники должны вспомнить, что же произойдет дальше.
Выступают представители групп, инсценируют небольшой эпизод из сказки в одном из видов театра: теневом, кукольном или с актёрами.
Образ главной героини.
Педагог: Ребята, вспомните, на первом занятии, мы говорили с вами об образе Бабы Яги в русских народных сказках. Попробуем рассказать о Маленькой Бабе Яге в сравнении с Бабой Ягой из русских народных сказках по следующему плану:
Работа в группах.
Педагог: Положите перед собой чистый лист. Разделите его на 4 части, в центре напишите имя героя - Баба Яга.
Запишите фломастером в каждом уголке за 1 минуту слова, характеризующие ваше отношение к героине.
Представитель группы выходит, прикрепляет лист на доску и читает ответы. Делаем общий вывод, какой характеристики было больше.
Выполнение задания в тетради. «Выбери определение для главной героини».
Педагог: Откройте «Читательский портфель» на странице 40. В задании №5 выберите определения для главной героини и докажите, почему вы так считаете. (работа по группам)
Обсуждение итогового вопроса.
Педагог: Чему же научилась за год главная героиня сказки? (Трудолюбию, отваге, дружбе, взаимопомощи, а самое главное, она смогла победить колдовскую силу старых и злых ведьм).
4. Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: Ребята, как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, учит нас уму-разуму. Всех нас – и взрослых, и маленьких.
Выполнение задания № 7 на с. 43 (читательский рейтинг).
Педагог: Откройте «Читательский дневник» на странице 43 и выскажите своё мнение о сказке, которую прочитали.
Педагог: Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность, и человек совершает добрые поступки. Согласны ли вы с этим? Почему?
Дети: Да, важно быть добрым человеком, не проходить мимо тех, кому нужна помощь, помогать своим товарищам, родителям и просто незнакомым людям. К тебе будут относиться с уважением, у тебя будет много друзей.
Педагог: А такого друга, как героиня сказки, хотелось ли вам иметь?
Дети: Такого друга, как Маленькая Баба Яга, хотелось бы иметь, она всегда поможет.
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
Творческое задание «Лучики добра».
Педагог: Ребята, вспомните, а вы совершали добрые поступки? Запишите своё доброе дело на лучике и затем мы прикрепим его к солнышку.
Учащиеся записывают свои добрые дела и прикрепляют лучики к солнышку.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
И вы, ребята, дарите людям добро и радость!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень основательная и поучительная работа педагога. И главное - интересная. Прочитала конспект и сразу захотелось прочитать сказку. Спасибо, Яна Ивановна.
Мне понравился конспект занятия, интересно и увлекательно для детей..
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.