Адаптированная рабочая программа
по чтению и развитию речи 5 класс
коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Литература для внеклассного чтения
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Структура курса
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 136 часов, 4часа в неделю.
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
|
|
из них: |
||
1 |
Устное народное творчество |
|
|
2 |
Сказки |
|
|
3 |
Картины родной природы:
|
|
|
4 |
О друзьях-товарищах |
|
|
5 |
Басни И. Крылова |
|
|
6 |
Спешите делать добро |
|
|
7 |
О животных |
|
|
8 |
Из прошлого нашего народа |
|
|
9 |
Из произведений зарубежных писателей |
|
|
|
Итого:
|
|
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
Чтение и развитие речи (136ч.)
№ п/п |
Дата |
Кол-во часов |
Тема урока |
Стр. |
Коррекционная работа |
Устное народное творчество |
|||||
1 |
|
1 |
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. |
3-4 |
Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. |
2 |
|
1 |
Пословицы и поговорки. |
5-6 |
Развивать память, внимание, мышление. |
3 |
|
1 |
Загадки. |
6-8 |
Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. |
4 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» |
8-10 |
Заучивать пословицы, поговорки и загадки. |
Сказки |
|||||
1 |
|
1 |
«Никита Кожемяка» (Русская сказка) |
11-13 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
2 |
|
1 |
Внеклассное чтение «Русские народные сказки» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
3 |
|
1 |
«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) |
14-15 |
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
4 |
|
1 |
«Золотые руки» (Башкирская сказка) |
15-18 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
5 |
|
1 |
«Морозко» (Русская сказка) |
18-23 |
Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
6 |
|
1 |
«Два Мороза» (Русская сказка) |
24-27 |
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
7 |
|
1 |
«Три дочери» (Татарская сказка) |
27-28 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
8 |
|
1 |
Внеклассное чтение «Сказки народов мира» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
9 |
|
3 |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
29-39 |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
10 |
|
5 |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
41-50 |
|
11 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Сказки» |
51-52 |
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
Картины родной природы |
|||||
1 |
|
1 |
Лето. Г. Скребицкий «Июнь» |
53-54 |
Соблюдение пунктуации. |
2 |
|
1 |
И. Суриков «Ярко солнце светит…» |
54-55 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
3 |
|
4 |
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) |
55-61 |
Развивать связную речь. |
4 |
|
1 |
А. Прокофьев «Берёзка» |
61-62 |
Расширять словарный запас. |
5 |
|
1 |
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» |
62 |
Соблюдение пунктуации. |
6 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» |
63 |
Развивать познавательную деятельность |
1 |
|
1 |
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» |
64-65 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
2 |
|
1 |
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» |
66-67 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
|
|||||
3 |
|
1 |
К. Бальмонт «Осень» |
68 |
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
4 |
|
1 |
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» |
69-71 |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
5 |
|
1 |
По В. Астафьеву «Осенние грусти…» |
72-73 |
|
6 |
|
1 |
И. Бунин «Первый снег» |
73 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
7 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» |
74 |
Развивать познавательную деятельность |
8 |
|
1 |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
О друзьях-товарищах |
|||||
1 |
|
2 |
Ю. Яковлев «Колючка» |
75-79 |
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
2 |
|
1 |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» |
80-82 |
|
3 |
|
1 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) |
83-87 |
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
4 |
|
1 |
В. Медведев «Фосфорический» мальчик» |
88-91 |
|
5 |
|
3 |
Л. Воронкова «Дорогой подарок» |
92-96 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
6 |
|
1 |
Я. Аким «Твой друг» |
96-97 |
|
7 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» |
98 |
Развивать познавательную деятельность |
8 |
|
1 |
Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Басни И. Крылова |
|||||
1 |
|
1 |
И. Крылов «Ворона и Лисица» |
99-100 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
2 |
|
1 |
И. Крылов «Щука и Кот» |
101-102 |
|
3 |
|
1 |
И. Крылов «Квартет» |
102-104 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
4 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» |
104 |
Развивать познавательную деятельность |
Спешите делать добро |
|||||
1 |
|
1 |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец» |
105-108 |
Развивать связную речь через пересказ. |
2 |
|
1 |
О. Бондарчук «Слепой домик» |
108-109 |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
3 |
|
4 |
В. Осеева «Бабка» |
110-117 |
|
4 |
|
2 |
А. Платонов «Сухой хлеб» |
118-124 |
|
5 |
|
1 |
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» |
124-127 |
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
6 |
|
1 |
В. Брюсов «Труд» |
127-128 |
|
|
|||||
7 |
|
1 |
Р. Рождественский «Огромное небо» |
129 |
Развивать связную речь через пересказ. |
8 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» |
130 |
Развивать познавательную деятельность |
9 |
|
1 |
Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Картины родной природы |
|||||
1 |
|
1 |
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
131 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
2 |
|
1 |
Г. Скребицкий «Декабрь» |
132-133 |
|
3 |
|
1 |
К. Бальмонт «К зиме» |
133-133 |
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
4 |
|
2 |
Г. Скребицкий «Всяк по-своему» |
134-137 |
|
5 |
|
1 |
С. Есенин «Поёт зима – аукает…» |
137-138 |
Развивать связную речь через заучивание. |
6 |
|
1 |
С. Есенин «Берёза» |
138 |
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
7 |
|
1 |
А. Пушкин «Зимняя дорога» |
139 |
|
8 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» |
140 |
Развивать познавательную деятельность |
1 |
|
1 |
Весна. Г. Скребицкий «Март» |
141-142 |
Развивать связную речь. |
2 |
|
1 |
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» |
142-143 |
Расширять словарный запас. |
3 |
|
1 |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
4 |
|
1 |
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) |
143-144 |
Развивать артикуляционный аппарат. |
5 |
|
1 |
Г. Скребицкий «Весна - красна» |
145-147 |
Развивать связную речь через заучивание. |
6 |
|
1 |
Г. Скребицкий «Грачи прилетели» |
147-148 |
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. |
7 |
|
1 |
Г. Скребицкий «Заветный кораблик» |
148-149 |
Совершенствовать словесную систему мышления. |
8 |
|
1 |
Г. Скребицкий «В весеннем лесу» |
149-151 |
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
9 |
|
1 |
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») |
152-153 |
|
10 |
|
1 |
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» |
154 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
11 |
|
1 |
А. Блок «Ворона» |
155 |
Развивать связную речь через заучивание. |
12 |
|
1 |
Е. Серова «Подснежник» |
156 |
Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
13 |
|
1 |
И. Соколов – Микитов «Весна» |
156-157 |
|
14 |
|
1 |
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» |
158 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
15 |
|
1 |
С. Есенин «Черёмуха» |
159 |
|
16 |
|
1 |
Я. Аким «Весна, Весною, о весне» |
159-160 |
Развивать артикуляционный аппарат. |
17 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» |
161-162 |
Развивать познавательную деятельность |
18 |
|
1 |
Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
О животных |
|||||
1 |
|
2 |
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») |
163-169 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
2 |
|
3 |
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») |
169-175 |
Развивать связную речь через пересказ. |
3 |
|
1 |
К. Паустовский «Кот Ворюга» |
176-179 |
Развивать зрительное восприятие, память. |
4 |
|
3 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
180-186 |
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
5 |
|
1 |
Э. Асадов «Дачники» |
187-189 |
|
|
|||||
6 |
|
1 |
Э. Асадов «Дачники» |
187-189 |
Развивать внимание, воображение, память. |
7 |
|
1 |
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» |
189-191 |
Расширять словарный запас. |
8 |
|
1 |
С. Михалков «Будь человеком» |
192-193 |
Развивать связную речь через пересказ. |
9 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «О животных» |
193-194 |
Развивать познавательную деятельность |
10 |
|
1 |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Из прошлого нашего народа |
|||||
1 |
|
1 |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» |
195-196 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
2 |
|
1 |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» |
197-199 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
3 |
|
1 |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» |
200 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
4 |
|
1 |
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» |
201-203 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
5 |
|
1 |
Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») |
204-207 |
Развивать диалогическую речь. |
6 |
|
4 |
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) |
207-216 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
7 |
|
1 |
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» |
217-221 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
8 |
|
1 |
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» |
222-223 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
9 |
|
1 |
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» |
|
Развивать диалогическую речь. |
10 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» |
223 |
Развивать познавательную деятельность |
Из произведений зарубежных писателей |
|||||
1 |
|
2 |
В.Гюго «Гаврош» (отрывки) |
224-229 |
Развивать связную речь. |
2 |
|
5 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) |
229-238 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
3 |
|
4 |
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
239-247 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
4 |
|
3 |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) |
247-251 |
|
5 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме |
251-252 |
Развивать познавательную деятельность |
6 |
|
1 |
Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» |
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.