Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»
Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, борта, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности. А на сайте https://hydra.wiki можно найти все о настоящих лодках.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
1. Вводная часть.
(Педагог загадывает детям загадки)
Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперёд!
Моё имя - … (Пароход)
На море, в речках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей. (Катер)
Сначала дерево спилили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)
Маленькая лошадка
Сто человек перевозит. (Паром)
Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора. (Парусник)
Распрекрасный дворец по морю плывёт,
Белеет на волнах гигант … (Теплоход)
(Каждая отгадка сопровождается показом соответствующего слайда).
Педагог: Дети, что хотите сказать? Как связаны между собой все загадки?
Дети: Эти загадки о водном транспорте.
Педагог: Молодцы! Дети, а сейчас я познакомлю вас с историей возникновения судов.
Педагог: Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Как вы думаете, а что послужило первым средством передвижения по воде?
Дети: Бревно.
Педагог: Правильно. Вначале это было обычное бревно. Но на бревне передвигаться было не очень удобно. Отгадайте загадку и узнаете, что придумал человек.
Не корабль и не лодка,
Нет ни весел, ни паруса,
А плывет – не тонет. (Плот)
Дети: Плот.
Педагог: Хорошо. Ребята, а что представляет собой плот?
Дети: Плавучая площадка в виде скрепленных между собой брёвен.
Педагог: Молодцы! А для чего стали использовать плот?
Дети: Для перевозки людей и грузов.
Педагог: Правильно. На плотах можно было совершать дальние путешествия. А с помощью чего передвигается плот?
Дети: Плот легко плывёт по течению, на мелком месте люди отталкиваются шестом, на более глубоком участке гребут вёслами.
Педагог: Хорошо. Дети, самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест.
Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, их стали делать из отдельных элементов, появлялись надстройки, шест заменили вёслами.
Варяги, так называли на Руси жителей Скандинавии, строили драккары и ладьи с высоко поднятой носовой частью, на которую устанавливали головы драконов (поэтому название – драккар). Суда имели четырёхугольный парус.
В XVI – XVII в.в. строятся различные типы судов: каравеллы, каракки, галионы, фрегаты, в XVIII в. – шлюпки, бриги.
Первый пароход был построен в 1803 г. К середине XIX в. гребные колёса заменяют винтами.
Решающий вклад в создании военно-морского флота внёс Пётр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей. Вот уже 300 лет под русским Андреевским флагом бороздят воды морей и океанов корабли, преумножая славу российского флота.
В современном понятии судами являются морские и речные средства гражданского назначения, кораблями называют военные суда. К гражданским судам относятся транспортные, научные, промысловые, специального назначения и т.д. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых выделяются: сухопутные (баржи) и наливные (танкеры). К специализированным судам относятся: лесовозы, углевозы, контейнерные и др. Промысловые суда – траулеры, рыбовозы. Есть суда технического назначения: ледоколы, пожарные. Научные суда оснащены различной аппаратурой для исследований и наблюдений. Есть большая группа спортивных судов: байдарки, яхты, катамараны.
Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника и для нанесения удара по береговым укреплениям. Среди военных кораблей есть авианосцы, служащие плавучими аэродромами, крейсеры-броневики с ракетными установками.
Есть также подводные корабли-лодки способные плавать под водой до 90 суток, погружаться на глубину до 450 м. Корабли военно-морского флота охраняют священные морские рубежи нашей Родины.
Педагог: Корабль является достаточно сложной конструкцией, в его корпусе есть воздух, который легче воды, от этого плотность корабля становится меньше и помогает ему держаться на воде.
Педагог: Ребята, а вы хотели бы сегодня на занятии изготовить модели судов?
Дети: … отвечают.
Педагог: Я предлагаю сейчас открыть судостроительный завод. Сегодня на нашем заводе вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модели корааблей.
2. Основная часть.
Анализ изделия:
Педагог: Ребята, перед вами образец модели корабля.
Педагог: Из каких основных частей состоит корабль?
Дети: Борта, днище, корма, палуба.
Педагог: Правильно. Ребята, обратите внимание, из какого материала сделана модель?
Дети: Из картона и бумаги.
Педагог: Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Дети: Картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка.
Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?
Дети:
1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.
Педагог: Правильно.
План работы:
Педагог: Ребята, изготовить модели кораблей нам помогут вот такие чертежи.
Педагог: Обратите внимание на чертеж модели. Инструкционная карта, приложение с чертежами.
Педагог: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать. Есть длинные сплошные линии _____________ (Педагог показывает)
Педагог: Что по ним нужно делать?
Дети: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать.
Педагог: Правильно. А вот такие линии _ _ _ _ _ _ _ _ как называются?
(Педагог показывает).
Дети: Пунктирными.
Педагог: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать?
Дети: По ним нужно сгибать.
Педагог: Молодцы! Ребята, но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления моделей судов нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить?
Дети: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка».
Педагог: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно.
Педагог: Ребята, давайте вместе определим ход работы. С чего начнем изготовление любой из этих моделей?
Дети: Сначала по пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках.
Педагог: Правильно. А что потом?
Дети: Вырежем все развертки.
Педагог: Хорошо. А что будем делать далее?
Дети: Склеим развертки корпуса.
(Педагог показывает детям: корпус корабля в сборе).
Педагог: Ребята, а что будем делать теперь?
Дети: Займемся изготовлением палубы. Нужно приклеить её на корпус.
Педагог: Хорошо. Только приклеиваем палубы на корпус начинается с носа: клапанами, отогнутыми вниз. Затем приклеивается к клапанам сначала на одном борту, потом на другом, и в последнюю очередь приклеивается к корме.
Размечаем детали корабля по инструкционной карте, вырезаем.
Склеиваем детали корабля, раскрашиваем, оформляем.
Педагог: Ребята, а что будем делать далее?
Дети: Паруса и мачту.
Педагог: Ну вот, модели почти готовы. Что ещё осталось сделать?
Далее – оформление модели: раскрашивание и художественное оформление по своему замыслу.
Педагог: Это интересная работа, но одновременно требующая от вас терпения, внимательности, точности.
Практическая работа.
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе.
(Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).
От огромного причала
Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов)
Он назад шагнул сначала,(делают шаг назад)
А потом шагнул вперед.(делают шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).
Педагог: Продолжаем самостоятельную работу.
Склеиваем детали корабля, раскрашиваем, оформляем.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, рабочий день на нашем заводе подошёл к концу.
Педагог: Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы!
Педагог: Ребята, что вы сегодня выполняли на занятии?
Дети: Модели кораблей.
Педагог: А чему вы научились на занятии?
Дети: Научились по чертежу делать корабль.
Педагог: Вам самим понравились ваши модели?
Дети: … отвечают.
Педагог: Вам понравилось заниматься техническим творчеством?
Дети: … отвечают.
Педагог: А сейчас пора подводить итоги.
(Вместе с детьми проанализировать готовые модели)
Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Занятие выдержано в соответствии со структурой ФГОС. На начальном этапе удачно используется прием загадок, которые повышают интерес детей к дальнейшей деятельности. Ответы подкрепляются наглядностью (слайды презентации). На основе ответов дети самостоятельно могут сделать обобщение и сформулировать тему занятия. Информационный блок по истории водного транспорта предъявляется в вопросно-ответном стиле. Это способствует устойчивому вниманию детей, активизации мыслительной деятельности. Переход от истории к практической части удачно сопровождается заданной ролевой ситуацией: "Вы - конструкторы судостроительного завода....". В ходе выполнения модели дети намечают план работы и приступают к выполнению. Педагог выполняет консультирующую функцию. По мере продвижения работы в беседе с педагогом закрепляются знания детей по работе с чертежом (условные линии, операции по сборке...). Содержание физкультминутки связано с темой занятия. Занятие завершается этапом рефлексии (ФГОС). Данная разработка может служить основой для разработок занятий по ФГОС по другим направлениям дополнительного образования.
Уважаемая Лидия Ивановна, спасибо за такой подробный конспект. Его можно использовать и нам в своих занятиях. Какие большие корабли вы делаете ))) Это у каждого ребенка такая серьезная работа или одна на двоих? Мне очень понравилась сама модель корабля. Она простая и эффектная.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!