Регистрация

Конспект занятия: «Модель водного транспорта. Корабль»

  • 10 декабря 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»


Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, борта,  корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности. А на сайте https://hydra.wiki можно найти все о настоящих лодках.

Образовательные:

  • закреплятьи расширять знания о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения;
  • направить детей на самостоятельный поиск способов конструирование корабля.

Развивающие:

  • развивать конструктивное  воображение детей;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • мелкую моторику пальцев рук;
  • расширять словарный запас (нос, борта,  карма, палуба, трюм, каюты, капитанский мостик, рубка,  камбуз.);
  • развивать способность к зрительному анализу.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, любознательность, желание обыгрывать постройки;
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
  • формировать умение доводить начатое дело до конца.

1. Вводная часть.

 (Педагог загадывает детям загадки)

Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперёд!
Моё имя - … (Пароход)

На море, в речках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей. (Катер)

Сначала дерево спилили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)

Маленькая лошадка
Сто человек перевозит. (Паром)

Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора. (Парусник)

Распрекрасный дворец по морю плывёт,
Белеет на волнах гигант … (Теплоход)

(Каждая отгадка сопровождается показом соответствующего слайда).

Педагог: Дети, что хотите сказать? Как связаны между собой все загадки?

Дети: Эти загадки о водном транспорте.

Педагог: Молодцы! Дети, а сейчас я познакомлю вас с историей возникновения судов.

Педагог: Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Как вы думаете, а что послужило первым средством передвижения по воде?

Дети: Бревно.

Педагог: Правильно. Вначале это было обычное бревно. Но на бревне передвигаться было не очень удобно. Отгадайте загадку и узнаете, что придумал человек.

Не корабль и не лодка,
Нет ни весел, ни паруса,
А плывет – не тонет. (Плот)

Дети: Плот.

Педагог: Хорошо. Ребята, а что представляет собой плот?

Дети: Плавучая площадка в виде скрепленных между собой брёвен.

Педагог: Молодцы! А для чего стали использовать плот?

Дети: Для перевозки людей и грузов.

Педагог: Правильно. На плотах можно было совершать дальние путешествия. А с помощью чего передвигается плот?

Дети: Плот легко плывёт по течению, на мелком месте люди отталкиваются шестом, на более глубоком участке гребут вёслами.

Педагог: Хорошо. Дети, самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест.

Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, их стали делать из отдельных элементов, появлялись надстройки, шест заменили вёслами.

Варяги, так называли на Руси жителей Скандинавии, строили драккары и ладьи с высоко поднятой носовой частью, на которую устанавливали головы драконов (поэтому название – драккар). Суда имели четырёхугольный парус.

В XVI – XVII в.в. строятся различные типы судов: каравеллы, каракки, галионы, фрегаты, в XVIII в. – шлюпки, бриги.

Первый пароход был построен в 1803 г. К середине XIX в. гребные колёса заменяют винтами.

Решающий вклад в создании военно-морского флота внёс Пётр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей. Вот уже 300 лет под русским Андреевским флагом бороздят воды морей и океанов корабли, преумножая славу российского флота.

В современном понятии судами являются морские и речные средства гражданского назначения, кораблями называют военные суда. К гражданским судам относятся транспортные, научные, промысловые, специального назначения и т.д. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых выделяются: сухопутные (баржи) и наливные (танкеры). К специализированным судам относятся: лесовозы, углевозы, контейнерные и др. Промысловые суда – траулеры, рыбовозы. Есть суда технического назначения: ледоколы, пожарные. Научные суда оснащены различной аппаратурой для исследований и наблюдений. Есть большая группа спортивных судов: байдарки, яхты, катамараны.

Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника и для нанесения удара по береговым укреплениям. Среди военных кораблей есть авианосцы, служащие плавучими аэродромами, крейсеры-броневики с ракетными установками.

Есть также подводные корабли-лодки способные плавать под водой до 90 суток, погружаться на глубину до 450 м. Корабли военно-морского флота охраняют священные морские рубежи нашей Родины.

Педагог: Корабль является достаточно сложной конструкцией, в его корпусе есть воздух, который легче воды, от этого плотность корабля становится меньше и помогает ему держаться на воде.

Педагог: Ребята, а вы хотели бы сегодня на занятии изготовить модели судов?

Дети: … отвечают.

Педагог: Я предлагаю сейчас открыть судостроительный завод.  Сегодня на нашем заводе вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модели  корааблей.

2. Основная часть.

Анализ изделия:

Педагог: Ребята, перед вами образец модели  корабля.

Педагог: Из каких основных частей состоит корабль?

Дети: Борта, днище, корма, палуба.

Педагог: Правильно. Ребята, обратите внимание, из какого материала сделана модель?

Дети: Из картона и бумаги.

Педагог:  Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?

Дети:  Картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка.

Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?

Дети:

1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.

Педагог: Правильно.

План работы:

Педагог: Ребята, изготовить модели кораблей нам помогут вот такие чертежи.

Педагог: Обратите внимание на чертеж модели. Инструкционная карта, приложение с чертежами.

Педагог: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать. Есть длинные сплошные линии   _____________ (Педагог показывает)

Педагог: Что по ним нужно делать?

Дети: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать.

Педагог: Правильно. А вот такие линии  _  _  _  _  _  _  _  _  как называются?

(Педагог показывает).

Дети: Пунктирными.

Педагог: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать?

Дети: По ним нужно сгибать.

Педагог: Молодцы! Ребята, но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления моделей судов нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить?

Дети: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка».

Педагог: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно.

Педагог: Ребята, давайте вместе определим ход работы. С чего начнем изготовление любой из этих моделей?

Дети: Сначала по пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках.

Педагог: Правильно. А что потом?

Дети: Вырежем все развертки.

Педагог: Хорошо. А что будем делать далее?

Дети: Склеим развертки корпуса.

(Педагог показывает детям: корпус корабля в сборе).

Педагог: Ребята, а что будем делать теперь?

Дети: Займемся изготовлением палубы. Нужно приклеить её на корпус.

Педагог: Хорошо. Только приклеиваем палубы на корпус начинается с носа: клапанами, отогнутыми вниз. Затем приклеивается к клапанам сначала на одном борту, потом на другом, и в последнюю очередь приклеивается к корме.

Размечаем детали корабля по инструкционной карте, вырезаем.

Склеиваем детали корабля, раскрашиваем, оформляем.

Педагог: Ребята, а что будем делать далее?

Дети: Паруса и мачту.

Педагог: Ну вот, модели почти готовы. Что ещё осталось сделать?

Далее – оформление модели: раскрашивание и художественное оформление по своему замыслу.

Педагог: Это интересная работа, но одновременно требующая от вас терпения, внимательности, точности.

Практическая работа.

Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе.

(Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).

От огромного причала
Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов)
Он назад шагнул сначала,(делают шаг назад)
А потом шагнул вперед.(делают шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).

Педагог: Продолжаем самостоятельную работу.

Склеиваем детали корабля, раскрашиваем, оформляем.

3. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, рабочий день на нашем заводе подошёл к концу.

Педагог: Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы!

Педагог: Ребята, что вы сегодня выполняли на занятии?

Дети: Модели кораблей.

Педагог: А чему вы научились на  занятии?

Дети: Научились по чертежу делать корабль.

Педагог: Вам самим понравились ваши модели?

Дети: … отвечают.

Педагог: Вам понравилось заниматься техническим творчеством?

Дети: … отвечают.

Педагог: А сейчас пора подводить итоги.

(Вместе с детьми проанализировать готовые модели)

Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено.

 

 

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Лазько Наталья Николаевна 16.02.2018 в 08:17

Занятие выдержано в соответствии со структурой ФГОС. На начальном этапе удачно используется прием загадок, которые повышают интерес детей к дальнейшей деятельности. Ответы подкрепляются наглядностью (слайды презентации). На основе ответов дети самостоятельно могут сделать обобщение и сформулировать тему занятия. Информационный блок по истории водного транспорта предъявляется в вопросно-ответном стиле. Это способствует устойчивому вниманию детей, активизации мыслительной деятельности. Переход от истории к практической части удачно сопровождается заданной ролевой ситуацией: "Вы - конструкторы судостроительного завода....". В ходе выполнения модели дети намечают план работы и приступают к выполнению. Педагог выполняет консультирующую функцию. По мере продвижения работы в беседе с педагогом закрепляются знания детей по работе с чертежом (условные линии, операции по сборке...). Содержание физкультминутки связано с темой занятия. Занятие завершается этапом рефлексии (ФГОС). Данная разработка может служить основой для разработок занятий по ФГОС по другим направлениям дополнительного образования.

Тарасова Ольга Анатольевна 27.04.2018 в 10:29

Уважаемая Лидия Ивановна, спасибо за такой подробный конспект. Его можно использовать и нам в своих занятиях. Какие большие корабли вы делаете ))) Это у каждого ребенка такая серьезная работа или одна на двоих? Мне очень понравилась сама модель корабля. Она простая и эффектная.

Елена Елена Елена 09.01.2020 в 11:22

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!