Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование своего «Я»
«ИСПЕЧЁМ ОЛАДУШКИ» Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребёнка с функциональным назначением рук. Ход игры Взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребёнку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку: Ладушки, ладушки, Испечём оладушки, Испечём оладушки Мы для нашей бабушки. Затем просит раскрыть ладошки и говорит при этом: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!» Если ребёнок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.
|
«КТО СПРЯТАЛСЯ?» Цель: учить фиксировать внимание ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем. Материал: яркий платок. Ход игры Взрослый садит ребёнка перед собой на стульчик, гладит его по голове, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший мальчик, давай с тобой поиграем. Смотри, какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Накрывает голову ребёнка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем снимает платочек и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребёнка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе. Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребёнка. Игру можно повторить несколько раз. |
«КТО ЭТО?» Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест. Оборудование: зеркало во весь рост ребёнка. Ход игры Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание на его и своё изображение в зеркале, затем словами побуждает посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тётя! Вот тётя!» (с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребёнок не может сделать это самостоятельно, то взрослый берёт его руку в свою и они выполняют задание совместными действиями. Важно, чтобы ребёнок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем нужно побуждать его не только указывать на себя жестом, но и произносить своё имя, говорить «Я». |
«ТОПНИ НОЖКОЙ» Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребёнка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции. Ход игры Взрослый показывает ребёнку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку: Катя, Катя маленъка, Катенька удаленька. Топни, Катя, ножкой, Топ-топ-топ! Просит повторить действие. Если ребёнок затрудняется, используются совместные действия.
|
«БАБУШКИН КЛУБОЧЕК» Цель: учить фиксировать внимание ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем. Материал: клубок ниток. Ход игры Взрослый садит ребёнка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на него, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!» Если ребёнок не может самостоятельно поймать клубочек, нужно ему помочь. Затем взрослый восклицает: «Вот Аня поймала клубочек!» — и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребёнка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе. Эту же игру можно проводить с группой, при этом педагог должен находиться напротив детей и катить клубок поочерёдно, называя каждого ребёнка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!» Игру можно повторить несколько раз. |
«МАМЕ УЛЫБАЕМСЯ» Цель: закреплять умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на своё изображение. Ход игры Во время умывания ребёнка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады! Не боимся мы воды, чисто умываемся — вот так! Маме улыбаемся! Улыбнулись все, посмотрите на себя в зеркало, вот так улыбнулись».
|
«ВОТ Я!» Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение я, подражать действиям взрослого. Ход игры Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за спинку стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Затем педагог выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2—3 раза. Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.
|
«ЭТО МОЁ!» Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение моё, подражать действиям взрослого. Материал: одежда детей. Ход игры Дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними — взрослый. В стороне на столе лежат хорошо знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берёт свою вещь, прикладывает её к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочерёдно берёт в руки чью-либо вещь, показывая её детям, говорит: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая она красивая! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти ко взрослому, взять её и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребёнок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!» Таким образом взрослый ведёт себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят своё имя, а не личное местоимение. Важно научить ребёнка показывать на себя жестом.
«ЧЬЯ ИГРУШКА?» Цель: развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить внимательно рассматривать игрушки, использовать в своей речи местоимения моя, мой, указывать на себя жестом. Материал: разные сюжетные игрушки по одной на каждого ребёнка. Ход игры Взрослый сообщает детям, что принёс им большую корзину с игрушками. Раздаёт каждому по игрушке и помогает начать с ней играть. Через некоторое время собирает все игрушки, кладёт их в корзину и, поочерёдно вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребёнок должен сказать: «Моя», — и взять её у взрослого. Если ребёнок ошибается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ему вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Взрослый предупреждает, что скоро соберёт игрушки и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть их и запомнить. Игра повторяется. По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т.п.), задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?»
|
«УЛЫБНИСЬ, ПОКЛОНИСЬ» Цель: учить узнавать себя в зеркале, показывать на себя и побуждать называть своё имя, учить повторять за взрослым действия перед зеркалом. Оборудование: зеркало в рост ребёнка. Ход игры Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает ребёнка посмотреть на себя в зеркало и сказать «Я — Петя». «Петя, поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи: пока, Петя!» В случаях затруднения выполнения действий ребёнком демонстрирует их взрослый, а ребёнок повторяет. (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина). Формирование представлений о других
|
«УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ» Цель: учить малыша кружиться за руки с партнёром. Материал: кукла (или мишка). Ход игры Взрослый показывает ребёнку куклу. Обращает внимание на то, что её зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку: Марина любит танцевать, ножкою притопывать. Она любит песни петь, ладошками прихлопывать. Ножкою топ-топ, покружились топ-топ, Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп. Затем педагог держит куклу за руки (со спины), берёт малыша за ручки (при этом находится лицом к нему) и, припевая ещё раз песенку, кружится вместе с ребёнком. В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Таню-ша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!» |
«ВМЕСТЕ ПЛЯШЕМ» Цель: учить детей откликаться на своё имя, подражать действиям взрослого. Материал: разноцветные платочки. Ход игры Дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытягивая перед собой руку с платочком и медленно помахивая им в сторону, он напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»): Вот как тётя Лена пляшет и платочком деткам машет! Весело, весело, очень даже весело! Затем взрослый поочерёдно вызывает к себе каждого ребёнка, называя его по имени, предлагает «поплясать» с платочком (при этом первая строчка песенки поётся иначе — вставляется имя пляшущего ребёнка). Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет! Весело, весело, очень даже весело! В конце пляски педагог обязательно хвалит каждого ребёнка. В заключение игры раздаёт всем детям платочки и приглашает их вместе «поплясать», напевая песенку: Вот как детки наши пляшут и платочками все машут! Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре). Весело, весело, очень даже весело! Аналогично данную игру можно проводить с бубенчиками, погремушками. |
«ПАРОВОЗИК» Цель: учить ребёнка отзываться на своё имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции. Ход игры Игра проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочерёдно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы — вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной и держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их. По мере усвоения игры количество 1етей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
|
«ПЕРЕДАЙ МЯЧ» Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребёнка. Материал: большой лёгкий мяч. Ход игры Дети стоят напротив друг друга, взрослый показывает им, как нужно правильно удерживать и передавать 14 другому ребёнку, называя его по 1ени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
|
«Я - ТЫ» Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения я, ты, называть своё имя и имя сверстника. Оборудование: зеркало во весь рост ребёнка. Ход игры Игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркало: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (Побуждать детей показывать на себя жестом.) Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (Побуждать ребёнка употребить местоимение «я» и назвать своё имя: «Я, Петя»). «А это кто?» (Взрослый обращается к этому же ребёнку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника.) «Да, это Ваня. Скажи: я — Петя, ты — Ваня». Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребёнка (местоимение я), затем — на сверстника (местоимение ты). Такая же процедура проводится и с другими детьми. Вариант. Игра проводится со взрослым. |
«ЛАСКОВЫЙ РЕБЁНОК» Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнёром. Ход игры Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться к нему, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем педагог приглашает ещё одного ребёнка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребёнка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания взрослый подчёркивает, подытоживает все действия: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребёнок!» Затем поочерёдно вызывает оставшихся детей и игра повторяется. Вариант. Игра проводится с куклой. |
«ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ» Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнёром. Ход игры Взрослый находится напротив ребёнка, показывает поочерёдные хлопки ладонями как своих рук, так и малыша, при этом произносится потешка: Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Игра эмоционально поддерживается взрослым.
|
«ДОМ» Цель: учить запоминать имена сверстников, подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнёром. Ход игры Взрослый демонстрирует детям, как следует обхватить руками партнёра, чтобы он оказался в «домике», при этом приговаривает потешку: Сашу крепко обхвачу, Никуда не отпущу, Посмотри на дом большой — Будем жить мы в нём с тобой. Затем спрашивает каждого ребёнка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? — Петя с тобой будет жить в доме! — Вы вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары детей. |
«ВМЕСТЕ ИГРАЕМ» Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнёром, вежливому обращению друг с другом. Материал: парные игрушки (шарик — желобок, паровозик — вагончик, машинка — кубики). Ход игры Взрослый раздаёт детям игрушки, расставляет их парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому выполнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением игрушек. В конце игры фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребёнка по имени: «Аня играла с Дашей — катали шарик, Дима играл с Васей — возили паровозик, Петя играл с Леной — нагружали и возили кубики в машине». |
«ПЕРЕДАЙ ИГРУШКУ» Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнёром, подражать действиям взрослого. Материал: игрушки (погремушка, воздушный шарик на палочке, «салю-тики» на палочке, вертушка и др.). Ход игрыsanitized_by_modx& #39 Дети стоят в кругу, взрослый показывает одну из игрушек, как её нужно держать и передавать друг другу. После того как игрушка возвращается ко взрослому, он показывает предметно-игровое действие с ней и предлагает каждому ребёнку повторить это действие, а затем передать игрушку другому. (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина.) |
|
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!