Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
«Пластиковая бутылка – это хорошо или плохо»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Познавательно развитие:
1. Познакомить с историей создания и применения пластиковых бутылок.
2. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности. Изучение свойств и качеств пластиковых бутылок (не бьётся, через нее все видно, хорошо плавает не тонет, но боится горячей воды и огня).
3. Изучить значение пластиковой бутылки в жизни человека и найти способы вторичного использования пластиковой бутылки. Найти полезное применение этому предмету.
4. Развивать способность к анализу, обобщению, сообразительность в процессе обучения. Способствовать формированию умений делать выводы.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Привлечь к бережному отношению к окружающей среде.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к родному краю.
3. Развивать инициативу и умение работать в команде, доводить начатое дело до конца;
Речевое развитие:
1. Воспитывать культуру речевого общения. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть корректным и доброжелательным собеседником.
2. Обогащать словарь детей: «лаборатория», «пластмасса», «эксперимент», «прочная», «лёгкие», «прозрачные», «долговечные»).
Физическое развитие:
1. Обеспечить кратковременный активный отдых.
Методы и приемы:
Материалы и оборудование: мультимедиа, по 2 бутылки одного объема пластиковая и стеклянная бутылки, изделия из пластика и стекла - бутылки, вода, зажигалка, металлический поднос. презентация «Оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве».
Логика образовательной деятельности:
– Здравствуйте ребята. Посмотрите, что я сегодня принесла (педагог выставляет на стол бутылки). Что это? Для чего нужна?
Бутылка – это ёмкость для хранения жидкостей, высокий сосуд цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Большие бутылки иногда именуются бутылями.
Как вы думаете из чего они сделаны?
Обычно изготавливается из стекла, часто тёмного, в последнее время распространены бутылки из полимерных материалов. Иногда встречаются бутылки из керамики, металла и других материалов. А есть также натуральные «тыквенные бутылки» – калебасы.
Сегодня никого не удивляет пластиковая бутылка. Хотя впервые такая бутылка появилась на рынке не очень давно в 1970 году. В качестве сырья для производства ПЭТ бутылок используется блоки ПЭТ гранулята. Впервые этот материал был получен в 1941 году в Англии, путем формирования химических связей между молекулами нефти и газа образующими мономеры. В свою очередь мономеры образуют длинные полимерные цепи из которых получается пластик в форме миллионов блоков ПЭТ гранулята. На производственном предприятии их переплавляют в литейные формы, создавая упругую форму из которых и изготавливают привычную нам пластиковую бутылку
В наше время пластиковые бутылки используют производители газированных напитков, косметические и парфюмерные фабрики.
Как вы думаете почему люди предпочитают бутылки из полимерных материалов?
Сегодня я вам предлагаю стать настоящими учеными-исследователями и изучить свойства и качества пластиковых и стеклянных бутылок. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить эксперименты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
Итак, начнем наши эксперименты:
Эксперимент № 1.
Возьмите пластиковую и стеклянную бутылки, что легче? (2 бутылки разного объема, пластиковая и стеклянная бутылки). Какой вывод мы можем сделать? Значит, пластиковая бутылка легче, чем стеклянная бутылка.
Эксперимент №2.
Давайте попробуем опустить и пластиковую и стеклянную бутылки в воду, что произошло? Как думаете почему? Какой вывод мы можем сделать? Значит, пластиковая бутылка хорошо плавает и не тонет.
Эксперимент №3.
Посмотрите через пластиковую и стеклянную бутылки, что можете сказать? Значит, через пластиковую и стеклянную бутылки все видно они прозрачные.
Эксперимент №4.
Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Какой вывод мы можем сделать? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.
А если уронить или бросить пластиковую бутылку? Какой вывод мы можем сделать? Значит, пластиковая бутылка прочная, безопасная и долговечная.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка
Мы учёные устали
И со стульев дружно встали.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернём,
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни,
1, 2, 3, 4, 5,
Постучали, повертели,
И работать захотели.
А теперь продолжим проводить наши опыты. Садитесь на свои места.
Эксперимент №5.
Теперь давай те проверим, боится ли они горячей воды и огня. Сначала я налью в пластиковую и стеклянную бутылки горячую воду. Что происходит? Какой вывод мы можем сделать? Значит, пластиковая бутылка боится горячей воды, а стеклянная бутылка нет.
А теперь попробуем нагреть пластиковую и стеклянную бутылки над огнем. Что происходит? Вывод: пластиковая бутылка боится огня, а стеклянная бутылка нет. Кроме того, при сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.
Мы выяснили, что пластиковая бутылка не бьётся, через нее все видно, хорошо плавает не тонет, но боится горячей воды и огня.
Пластиковые бутылки – это хорошо, но и плохо.
Люди не знают, куда её девать после использования, и их просто выбрасывать. Теперь пластиковые бутылки засоряют наши улицы!
Вы знаете, такой интересный факт, что пластиковая бутылка хранится в земле более 500 лет и выделяет ядовитые вещества. От этого стало очень грязно везде: и в парке, и на улице, возле дорог, магазинов и на пляже. Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают.
Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США, причем под воздействием течения Эль-Ниньо регулярно смещаются на тысячи километров.
Ученые всего мира пытаются решить эту проблему. А что бы посоветовали вы?
Многим людям эти факты не дают спокойно спать, и они придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве (просмотр презентации «Оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве»).
Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии — стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам. В странах третьего мира, где обычная европейская посуда и ёмкости редки, пластиковые ёмкости имеют существенный спрос. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии.
Некоторые люди придумали делать из пластиковых бутылок разные поделки для украшения клумб, садов.
– Что же вы узнали новое сегодня? Что вам особенно понравилось? Что показалось интересным? Какой информацией вы можете поделиться со своими родителями, друзьями?
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Татьяна Анатольевна, перечитала конспект Вашего занятия несколько раз. Сама идея интересная. Занятие получилось насыщенное. Ребята, наверное, с восторгом проводили все эксперименты и делали открытия. Хочется понять, смогли дети понять рассказ о технологии изготовления пластика или нет? Удалось ли удержать их внимание до конца занятия? А также, как в головах дошкольников отражались, сложные для данного возраста, понятия? Если все удалось, просто восхищаюсь. Огромная словарная работа, всестороннее развитие. Предполагаю, что в конце занятия удалось договориться, какой вклад могут внести дети в спасение своего города от пластика.
Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.