Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще нарушение речи являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – взрослый – подросток», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Основным и наиболее часто встречающимся вариантом нарушения звукопроизношения является такое нарушение как дислалия.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервции речевого аппарата.
Наряду с дефектами произношения, у детей часто отмечаются недостатки звукового анализа слова, специфические ошибки в письме, бедность активного и пассивного словаря, искаженность грамматических средств выражения мыслей.
Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня.
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности к речевому общению;
естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на логопедических занятиях и вне их, позволяет достичь следующих целей:
формирование определенных навыков;
развитие речевых умений;
обучение умению учиться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание (в сфере становления собственного языка);
запоминание речевого материала.
Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.
Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с дислалией.
Разработанная мною коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.
Все подобранные дидактические игры и упражнения я разделила на три группы:
- игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;
- игры, направленные на коррекцию звуков [Л]-[ЛЬ];
- игры, направленные на коррекцию звуков [Р]-[РЬ].
Подобранная система игр внедрялась мною в таких формах работы как индивидуальные и подгрупповые занятия, индивидуально-коррекционная работа воспитателя, работа с родителями .
Коррекционная работа над каждой группой звуков проводится в течение месяца, каждому этапу отводится около недели . Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях (развитие речи), в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений им оказывается дополнительная логопедическая помощь.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.