Регистрация

Конспект группового логопедического занятия с детьми, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР

  • 10 ноября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Конспект группового логопедического занятия с детьми, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР)  по теме «Дифференциация согласных 3-С в слогах, словах, словосочетаниях» (3 класс)

Составила учитель- логопед МАОУ «СОШ №25 с УИОП» Никулина Людмила Владимировна.

Сыктывкар, 2017 г.

Цель: учить детей  различать согласные звуки  [ з ] и  [ с ]  по акустическим и артикуляционным свойствам и обозначать их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

образовательные: формирование грамотного чтения и письма, связь со школьной программой;

коррекционно - развивающие:

  • уточнение артикуляционного уклада и акустических характеристик изучаемых звуков,
  • обучение умению слышать, вычленять звуки в речи, различать их изолированно, в словах, словосочетаниях, развитие фонематического , слогового анализа, синтеза;
  • - развитие внимания, памяти
  • -уточнение значений слов, обогащение и активизация словаря, построение грамотно оформленных развёрнутых фраз.

- воспитательные: развитие наблюдательности, внимания, памяти, активизация самоконтроля, любознательности, воспитание положительного отношения к родному языку;

Оборудование: карточки с изображениями детей, карточки на дифференциацию согласных, проектор, экран, презентация, цифровой ряд.  

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Психогимнастика»

Логопед: Здравствуйте! Посмотрите кто к нам сегодня пришёл (на доске карточки с изображениями детей).

Логопед: Покажите, как вы удивились приходу гостей (на экране эмоции детей). У вас возник вопрос: «А зачем они пришли?» (нахмурить брови).

Логопед: Но вы всё равно им рады! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг  другу. А теперь настройтесь на работу и покажите, как вы будете работать (сосредоточенное лицо).

Целеполагание. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: Действительно, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними познакомимся. Но свои имена они зашифровали. Попробуйте отгадать, как их зовут. Для этого сначала вспомните, чем отличаются звуки от букв? А теперь слушаем внимательно. Назовите и запомните:

  • 1 букву слова «заяц»;
  • 3 букву слова «звон»;
  • 1 букву слова «язык».

Логопед: Какое слово у вас получилось?

Учащиеся: Получилось слово  Зоя.

Логопед: Кого называют таким именем?

Учащиеся: Таким именем называют девочку.

Логопед: Хотите узнать имя мальчика?

Учащиеся: Да.

Логопед:

  • 1 звук слова «сынок»;
  • 4 звук слова «собака»;
  • 3 звук слова «сушки»;
  • 3 звук слова «слава».

Логопед: Какое слово у вас получилось?

Учащиеся: Получилось слово Саша.

Логопед: Кого называют таким именем?

Учащиеся: Таким именем могут назвать и мальчика и девочку.

Логопед: Верно. У Нас Саша – это мальчик. Как напишем эти слова? Почему?

Логопед: С какого звука начинается имя девочки?

Учащиеся: Имя девочки начинается со звука [ з]  

Логопед: Дайте характеристику этому звуку.

Учащиеся: Согласный, звонкий, твёрдый, парный.

Логопед: С какого звука начинается имя мальчика?

Учащиеся: Имя мальчика начинается со звука [ с ] 

Логопед: Дайте характеристику этому звуку.

Учащиеся: Согласный, глухой, твёрдый, парный.

Логопед: Как напишем эти слова? Почему?

Учащиеся: Это имена собственные, поэтому будем писать с большой буквы.

Логопед: А теперь посмотрите на слова, из которых вы составляли имена. Что интересного заметили?

Учащиеся: В первом случае во всех словах есть буква «3», во втором- «С».

Логопед: Может кто-то подскажет, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? –

Учащиеся: Мы будем учиться различать звуки [ з ] и [ с ] и обозначать их на письме.

Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим свойствам.

Логопед: Посмотрите, Зоя и Саша пришли с рюкзачками, в которые хотят сложить знания и успехи, полученные ими и вами сегодня на занятии.

Логопед: Скажите, с какого звука начинается слово «знание»?

Учащиеся: Слово знание начинается со звука [ з]

Логопед: Что вы можете рассказать про этот звук? (даётся характеристика звука «з»).

Логопед: А какой звук стоит вторым в слове «успех»?

Учащиеся: Второй звук в слове успех [ c ].

Логопед: Что вы знаете об этом звуке? (даётся характеристика звука)

Логопед: Подскажите Зое и Саше, чем похожи и чем отличаются эти звуки. (Дети дают сравнительную характеристику звуков).

Логопед: Молодцы. А где мы можем услышать в речи эти  и другие звуки?

Учащиеся: Может услышать в слогах, словах, словосочетаниях.

Дифференциация согласных 3-С в словах.

а) Развитие слогового анализа.

Логопед: Ребята, кто из вас помнит, как называется часть слова?

Учащиеся: Часть слова называется слог.

Логопед: А как узнать, сколько в слове слогов?

Учащиеся: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Давайте поможем нашим гостям разделить слова на слоги так, чтобы в них были изучаемые нами звуки.

Логопед: Эту работу выполним в тетради и прежде, чем приступить, подготовим наши пальчики.

«Пальчиковая гимнастика.»

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем.
 Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём.
Снова кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.

Логопед: Приступим. Какой слог запишем из слова:

ЗАЯЦ ЗА , СОБАКА - СО, СУШКИ - СУШ, ЗВОН - ЗВОН, СЫ НОК - СЫ, СЛАВА - СЛА, ЯЗЫК - ЗЫК.

Логопед: Прочитайте все записанные слоги.

Логопед: Подумайте и скажите, какие слоги прочитает Зоя, Саша? Почему?

Учащиеся: Зоя прочитает слоги: за, звон, зык, потому что они со звуком [з], а Саша  прочитает: со, суш, сы, сла, потому что в них есть звук [ c ].

Логопед: Чему мы сейчас учились?

Учащиеся: Учились различать наши звуки в слогах.

Логопед: А что можно составить из слогов?

Учащиеся: Можно составить слова.

Логопед:  Придумайте свои слова, где встречаются эти слоги.

б) Развитис позиционного анализа.

Логопед: А Зоя и Саша тоже придумали свои слова, в которых вы должны определить место звуков «3» и «С».

Логопед: Разложите цифровой ряд и помогите нашим гостям.

Предлагаются слова:

«3» - гроза, газон, изгородь, заноза, берёзы, глаза, (уточняется значение слова «изгородь»).

«С» - посылка, просвет, сосна, полоса, нос, глаз.(выясняется, почему в слове «глаз» слышится звук «с»),

в) Работа по развитию словарного запаса.

- Мне тоже захотелось предложить вам поиграть. На карточке № 1 приготовлены слова. Прочитайте их.

Карточка №1. Сметана, соль, золотой, сливки, звонкий, заботливый, сыр, зубной, звёздный, сало.

Логопед: Подскажите, можно ли эти слова разделить на группы. Если  можно, то как. Запишите эти слова в два столбика. Прочитайте слова первого столбика. Что в них общего?

Учащиеся: В этих словах есть звук [3], они являются прилагательными.

Логопед: Прочитайте слова второго столбика. А они чем похожи?

Учащиеся: В этих словах есть звук [С],они являются существительными, имеют обобщающее понятие «продукты».

Логопед: Попробуйте устно добавить слова в каждый столбик.

Логопед: Чему мы учились, выполняя эти задания?

Учащиеся: Мы учились делить слова на группы, различая в них наши звуки, а потом обозначали их на письме.

Физминутка. Развитие общей моторики.

Логопед: Зоя с Сашей очень устали и хотят отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Делай то, что слышишь.» (ребятам предлагается выполнять движения, которые называет педагог. В это же время он показывает совсем другие движения).

Дифференцшщия 3-С в словосочетаниях.

Логопед: А что можно составить из слов, ребята?

Учащиеся: Из слов можно составить словосочетания.

Логопед: Найдите карточку №2. Прочитайте слова, которые записаны на карточке.

СЕСТРА, ГОЛОС, ПАСТА, СЛИТОК, ЧАС (уточнить значение слова «слиток»).

Логопед: Что можете сказать про эти слова?

Учащиеся: Одно слово отличается от других. В слове Час один слог, а в остальных два.

Логопед: Как вы это определили?

Учащиеся: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Еще можно выделить лишнее слово?

Учащиеся: В одном слове мягкий звук [ с, ], а в других твёрдый. Чем?

Логопед: Попробуйте подобрать к данным словам слова которые я вам буду называть..

ЗВЁЗДНЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЗАБОТЛИВАЯ, ЗВОНКИЙ, ЗУБНАЯ

Логопед: Молодцы. Справились! А чем отличаются эти столбики?

Учащиеся: В одном столбике прилагательные, в другом – существительные. В одном столбике во всех словах звук [ c], а в другом звук [ з].

Логопед: Зоя и Саша предлагают вам к словам первого столбика  подобрать предложенные существительные и составить словосочетания.

ВЫСОКИЙ, СЛАБОЕ, НАВЕСНЫЕ, СЛОЖНАЯ.

ЗАБОР, ЗВЕНО, ЗАМКИ, ЗАДАЧА

Логопед: Подчеркните изучаемые буквы. Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями. Составьте устно предложения с этими словосочетаниями.

Итог занятия.

Логопед: Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

Учащиеся: Мы учились различать звуки [з  ] и [с ] и обозначать их на письме.

Логопед: Как вы думаете, нам это удалось?

Учащиеся: Да, мы справлялись с заданиями.

Логопед: Саша и Зоя очень довольны тем, как вы справлялись с заданиями. Они благодарны вам за хорошую работу, потому что их рюкзачки наполнились знаниями и успехами.

На этом наш урок окончен.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!