Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
Конспект группового логопедического занятия с детьми, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР) по теме «Дифференциация согласных 3-С в слогах, словах, словосочетаниях» (3 класс)
Составила учитель- логопед МАОУ «СОШ №25 с УИОП» Никулина Людмила Владимировна.
Сыктывкар, 2017 г.
Цель: учить детей различать согласные звуки [ з ] и [ с ] по акустическим и артикуляционным свойствам и обозначать их на письме соответствующими буквами.
Задачи:
- образовательные: формирование грамотного чтения и письма, связь со школьной программой;
- коррекционно - развивающие:
- воспитательные: развитие наблюдательности, внимания, памяти, активизация самоконтроля, любознательности, воспитание положительного отношения к родному языку;
Оборудование: карточки с изображениями детей, карточки на дифференциацию согласных, проектор, экран, презентация, цифровой ряд.
1. Организационный момент.
«Психогимнастика»
Логопед: Здравствуйте! Посмотрите кто к нам сегодня пришёл (на доске карточки с изображениями детей).
Логопед: Покажите, как вы удивились приходу гостей (на экране эмоции детей). У вас возник вопрос: «А зачем они пришли?» (нахмурить брови).
Логопед: Но вы всё равно им рады! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. А теперь настройтесь на работу и покажите, как вы будете работать (сосредоточенное лицо).
Целеполагание. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед: Действительно, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними познакомимся. Но свои имена они зашифровали. Попробуйте отгадать, как их зовут. Для этого сначала вспомните, чем отличаются звуки от букв? А теперь слушаем внимательно. Назовите и запомните:
Логопед: Какое слово у вас получилось?
Учащиеся: Получилось слово Зоя.
Логопед: Кого называют таким именем?
Учащиеся: Таким именем называют девочку.
Логопед: Хотите узнать имя мальчика?
Учащиеся: Да.
Логопед:
Логопед: Какое слово у вас получилось?
Учащиеся: Получилось слово Саша.
Логопед: Кого называют таким именем?
Учащиеся: Таким именем могут назвать и мальчика и девочку.
Логопед: Верно. У Нас Саша – это мальчик. Как напишем эти слова? Почему?
Логопед: С какого звука начинается имя девочки?
Учащиеся: Имя девочки начинается со звука [ з]
Логопед: Дайте характеристику этому звуку.
Учащиеся: Согласный, звонкий, твёрдый, парный.
Логопед: С какого звука начинается имя мальчика?
Учащиеся: Имя мальчика начинается со звука [ с ]
Логопед: Дайте характеристику этому звуку.
Учащиеся: Согласный, глухой, твёрдый, парный.
Логопед: Как напишем эти слова? Почему?
Учащиеся: Это имена собственные, поэтому будем писать с большой буквы.
Логопед: А теперь посмотрите на слова, из которых вы составляли имена. Что интересного заметили?
Учащиеся: В первом случае во всех словах есть буква «3», во втором- «С».
Логопед: Может кто-то подскажет, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? –
Учащиеся: Мы будем учиться различать звуки [ з ] и [ с ] и обозначать их на письме.
Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и тему занятия.
Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим свойствам.
Логопед: Посмотрите, Зоя и Саша пришли с рюкзачками, в которые хотят сложить знания и успехи, полученные ими и вами сегодня на занятии.
Логопед: Скажите, с какого звука начинается слово «знание»?
Учащиеся: Слово знание начинается со звука [ з]
Логопед: Что вы можете рассказать про этот звук? (даётся характеристика звука «з»).
Логопед: А какой звук стоит вторым в слове «успех»?
Учащиеся: Второй звук в слове успех [ c ].
Логопед: Что вы знаете об этом звуке? (даётся характеристика звука)
Логопед: Подскажите Зое и Саше, чем похожи и чем отличаются эти звуки. (Дети дают сравнительную характеристику звуков).
Логопед: Молодцы. А где мы можем услышать в речи эти и другие звуки?
Учащиеся: Может услышать в слогах, словах, словосочетаниях.
Дифференциация согласных 3-С в словах.
а) Развитие слогового анализа.
Логопед: Ребята, кто из вас помнит, как называется часть слова?
Учащиеся: Часть слова называется слог.
Логопед: А как узнать, сколько в слове слогов?
Учащиеся: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Логопед: Давайте поможем нашим гостям разделить слова на слоги так, чтобы в них были изучаемые нами звуки.
Логопед: Эту работу выполним в тетради и прежде, чем приступить, подготовим наши пальчики.
«Пальчиковая гимнастика.»
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем.
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём.
Снова кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.
Логопед: Приступим. Какой слог запишем из слова:
ЗАЯЦ ЗА , СОБАКА - СО, СУШКИ - СУШ, ЗВОН - ЗВОН, СЫ НОК - СЫ, СЛАВА - СЛА, ЯЗЫК - ЗЫК.
Логопед: Прочитайте все записанные слоги.
Логопед: Подумайте и скажите, какие слоги прочитает Зоя, Саша? Почему?
Учащиеся: Зоя прочитает слоги: за, звон, зык, потому что они со звуком [з], а Саша прочитает: со, суш, сы, сла, потому что в них есть звук [ c ].
Логопед: Чему мы сейчас учились?
Учащиеся: Учились различать наши звуки в слогах.
Логопед: А что можно составить из слогов?
Учащиеся: Можно составить слова.
Логопед: Придумайте свои слова, где встречаются эти слоги.
б) Развитис позиционного анализа.
Логопед: А Зоя и Саша тоже придумали свои слова, в которых вы должны определить место звуков «3» и «С».
Логопед: Разложите цифровой ряд и помогите нашим гостям.
Предлагаются слова:
«3» - гроза, газон, изгородь, заноза, берёзы, глаза, (уточняется значение слова «изгородь»).
«С» - посылка, просвет, сосна, полоса, нос, глаз.(выясняется, почему в слове «глаз» слышится звук «с»),
в) Работа по развитию словарного запаса.
- Мне тоже захотелось предложить вам поиграть. На карточке № 1 приготовлены слова. Прочитайте их.
Карточка №1. Сметана, соль, золотой, сливки, звонкий, заботливый, сыр, зубной, звёздный, сало.
Логопед: Подскажите, можно ли эти слова разделить на группы. Если можно, то как. Запишите эти слова в два столбика. Прочитайте слова первого столбика. Что в них общего?
Учащиеся: В этих словах есть звук [3], они являются прилагательными.
Логопед: Прочитайте слова второго столбика. А они чем похожи?
Учащиеся: В этих словах есть звук [С],они являются существительными, имеют обобщающее понятие «продукты».
Логопед: Попробуйте устно добавить слова в каждый столбик.
Логопед: Чему мы учились, выполняя эти задания?
Учащиеся: Мы учились делить слова на группы, различая в них наши звуки, а потом обозначали их на письме.
Физминутка. Развитие общей моторики.
Логопед: Зоя с Сашей очень устали и хотят отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Делай то, что слышишь.» (ребятам предлагается выполнять движения, которые называет педагог. В это же время он показывает совсем другие движения).
Дифференцшщия 3-С в словосочетаниях.
Логопед: А что можно составить из слов, ребята?
Учащиеся: Из слов можно составить словосочетания.
Логопед: Найдите карточку №2. Прочитайте слова, которые записаны на карточке.
СЕСТРА, ГОЛОС, ПАСТА, СЛИТОК, ЧАС (уточнить значение слова «слиток»).
Логопед: Что можете сказать про эти слова?
Учащиеся: Одно слово отличается от других. В слове Час один слог, а в остальных два.
Логопед: Как вы это определили?
Учащиеся: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Логопед: Еще можно выделить лишнее слово?
Учащиеся: В одном слове мягкий звук [ с, ], а в других твёрдый. Чем?
Логопед: Попробуйте подобрать к данным словам слова которые я вам буду называть..
ЗВЁЗДНЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЗАБОТЛИВАЯ, ЗВОНКИЙ, ЗУБНАЯ
Логопед: Молодцы. Справились! А чем отличаются эти столбики?
Учащиеся: В одном столбике прилагательные, в другом – существительные. В одном столбике во всех словах звук [ c], а в другом звук [ з].
Логопед: Зоя и Саша предлагают вам к словам первого столбика подобрать предложенные существительные и составить словосочетания.
ВЫСОКИЙ, СЛАБОЕ, НАВЕСНЫЕ, СЛОЖНАЯ.
ЗАБОР, ЗВЕНО, ЗАМКИ, ЗАДАЧА
Логопед: Подчеркните изучаемые буквы. Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями. Составьте устно предложения с этими словосочетаниями.
Итог занятия.
Логопед: Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
Учащиеся: Мы учились различать звуки [з ] и [с ] и обозначать их на письме.
Логопед: Как вы думаете, нам это удалось?
Учащиеся: Да, мы справлялись с заданиями.
Логопед: Саша и Зоя очень довольны тем, как вы справлялись с заданиями. Они благодарны вам за хорошую работу, потому что их рюкзачки наполнились знаниями и успехами.
На этом наш урок окончен.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.