Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс методических разработок «Внеурочная деятельность в начальной школе»
При изучении материала в «Школе юных волшебников» школьники должны, главным образом, получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы, веществах в природе, расширить свой кругозор. При этом будут развиваться у учащихся наблюдательность, способность рассуждать и размышлять.
Программа тесно связана с предметом «Окружающий мир», который на современном этапе образования в начальной школе является интегрированным, но не всегда содержание данного предмета способно ответить на вопросы детей «почему и как». Возраст детей 7 – 9 лет. Срок реализации 2 года.
Содержание программы можно изменять, исходя из вопросов, которые будут интересовать членов кружка.
Составитель программы: Баранова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1».
Пояснительная записка
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Младшие школьники любят всё таинственное, загадочное и необычное. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает.
Поэтому один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы через свою деятельность. Тогда обязательно нужно проводить вместе с ними нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Эта цель обучения может быть достигнута только тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям через урок и внеурочную деятельность.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
При составлении программы руководствовались методическим письмом МО РФ от 11.12.2006г. №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Материал, рекомендованный по данной авторской программе, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, имеют строго очерченные программные требования. Знания и навыки, выделенные в программах по этим предметам, должны быть прочно усвоены в полном объеме. Многие авторские программы внеурочной деятельности для младших школьников лишь закрепляют знания, полученные на уроках.
Проанализировав программы внеурочной деятельности в сети Интернет, программы по системе Занкова и «Школы 2100», можно сделать вывод, что основная цель большинства программ – это формирование исследовательских навыков младших школьников либо расширение информационной грамотности учащихся.
При изучении материала в «Школе юных волшебников» школьники должны, главным образом, получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы, веществах в природе, расширить свой кругозор. При этом будут развиваться у учащихся наблюдательность, способность рассуждать и размышлять.
Основная цель «Школы юных волшебников»: формирование убежденности в познаваемости мира и начальных представлений о принципе причинности на основе формирования экспериментальных умений и познавательной активности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Рассчитана на 2 года обучения, 68 занятий, продолжительностью 40 минут каждое. Набор детей свободный. Число членов школы- – 15-20 человек. В начале обучения проводится диагностика познавательных процессов и интересов, затем анкетирование по выявлению интересующих детей вопросов.
Место проведения занятий – кабинет (во второй половине дня).
Основной формой работы в 1 год обучения являются занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Задания, упражнения и опыты на занятиях предполагают парную, групповую, самостоятельную работу. Во 2 год обучения предполагается выполнение мини – проектов и исследовательских работ по химии и физике.
Основные виды деятельности:
Формы подведения итогов:
Данная программа позволит учащимся достигнуть второго уровня результатов. Второй уровень предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников».
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы можно считать следующее:
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
В результате занятий по разработанной программе у младшего школьника появится возможность:
Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, самостоятельные работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, участие в конкурсах).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, консультации.
Итоговый контроль: демонстрация (презентация) опытов (фокусов) и своих научно-исследовательских работ для других учащихся и родителей.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ирина Владимировна познакомилась с вашей разработкой. Интересная идея организации внеурочной деятельности. Привлекательные темы занятий, практическая направленность. Современные дети много времени проводят в статичном положении, здесь же дается возможность двигаться. Хочется отметить, что программа предполагает внесение изменений, замену используемых материалов.На счет родителя не понятно, он как волонтер будет вести кружок? Хотелось бы посмотреть на результаты внедрения программы. Не бросают ли дети ходить на кружок? Как родители относятся к содержанию программы? Желаю Вам творческих и любознательных обучающихся!
Ирина Владимировна познакомилась с вашей разработкой. Интересная идея организации внеурочной деятельности. Привлекательные темы занятий, практическая направленность. Современные дети много времени проводят в статичном положении, здесь же дается возможность двигаться. Хочется отметить, что программа предполагает внесение изменений, замену используемых материалов.На счет родителя не понятно, он как волонтер будет вести кружок? Хотелось бы посмотреть на результаты внедрения программы. Не бросают ли дети ходить на кружок? Как родители относятся к содержанию программы? Желаю Вам творческих и любознательных обучающихся!