Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
На всех этапах занятия ведётся работа по развитию речи: выработка навыков правильного звукопроизношения, работа над грамматическим строем речи, активный словарь детей обогащается новыми словами.
Одновременно дети знакомятся с русскими народными традициями проводов «Зимы» и встречи «Весны»; учат народные песни, заклички, игры, упражняются в изготовлении «блинов». Получают навыки общения в коллективе.
Тема: Широкая Масленица.
Цель: расширить знания детей о празднике Масленица, включить в активный словарь детей новые слова, вырабатывать навык определения места звука в слове.
Задачи: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи; развивать фонематический слух, воспитывать интерес к русским традициям; познакомить детей с многозначными словами, их употреблением в речи, работать над звукопроизношением, развивать память, воспитывать уважение к традициям русского народа; вырабатывать навыки сочетания слов, развивать грамматический строй речи; воспитывать интерес к русским традициям.
Оборудование: предметные картинки с многозначными словами, предварительные работы детей, картины природы весной, солнцеворот, цветные ленты, чучело Масленицы.
Предварительная работа: вырезание блинчиков, беседы о весне, о народных традициях, разучивание закличек, стихотворений.
1. Вступительная беседа воспитателя.
– Когда заканчивается зима, все с нетерпением ждут весны, ждут теплого солнышка и закликают к себе Масленицу.
Масленица Прасковея,
Приходи к нам поскорее! (дети повторяют хором с воспитателем)
Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку – соловейку,
На денёчек, на недельку.
Заносят чучело Масленицы.
2. Чтение стихов-закличек солнышка.
– Мы читали сказку про Масленицу. Какое доброе дело делала Масленица? (Помогала прийти солнышку, чтобы снег растаял).
– Мы с вами тоже вместе из ладошек нарисовали солнышко, но оно закрылось тучками. Мы прогоним тучки, если прочитаем стихи о солнышке. (С каждым стихотворением тучки убирают).
1 ребёнок: Солнышко, солнышко,
Ты не спи за кручей!
Солнышко, солнышко,
Покажись нам лучше!
Из-за тучки появись!
Нам скорее улыбнись!
По тебе мы все скучаем!
Поскорее к нам явись! (Г. Лагздынь)
2 ребёнок:
Когда сверкает солнышко
В прозрачной высоте –
Мы учимся у солнышка
Теплу и доброте.
3 ребёнок:
Мы знаем, будет солнышко
Для нас для всех сиять.
Как хорошо, что солнышко
Вернулось к нам опять!
4 ребёнок:
И если туча бурая
Закроет небосвод,
К нам настроенье хмурое,
Мы верим, не придёт.
5 ребёнок:
Мы знаем, будет солнышко
Для нас для всех сиять.
Как хорошо, что солнышко
Вернулось к нам опять!
3. Работа с многозначными словами.
– Что делала Масленица, чтобы снег быстрей растаял? (Раскидывала блины по дорожкам, чтобы появились проталины).
– Мы с вами испекли волшебных блинчиков, вот они какие красивые! (На блинчиках с обратной стороны картинки слов с многозначным значением).
4. Деление слова на слоги и определение места ударения в словах: весна, блины, песня.
Дидактическая игра: «Куда ударил молоточек?» (определить место ударения в слове)
5. Динамическое упражнение:
Солнышко, солнышко, золотое донышко (идут по кругу)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей (бегают по кругу),
Прилетело сто грачей, а сугробы тают, тают (присесть на корточки),
А цветочки подрастают (потянуться вверх)
6. Игра «Солнцеворот». Подобрать слова, противоположные по смыслу.
– Мы сделаем солнышко с длинными лучиками, чтобы солнышко хорошо прогрело землю. Завязать ленты-лучики можно тому, кто подберёт слово противоположное по смыслу:
открывать – (закрывать)
поднимать – (опускать)
встать – (лечь)
мириться – (ссориться)
снимать – (надевать)
радоваться – (огорчаться)
хмуриться – (улыбаться)
7. Звуковой анализ слова. Отгадывание загадки:
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лёд)
Определение места звука в слове в начале и в конце.
8. Хоровод «Мы блинов давно не ели…»
На Масленицу пекли блины и водили хороводы.
9. Дидактическая игра «Какое слово спряталось?»
Спряталось слово, которое начинается на МО… (мороженое, молоток, моток, МОЛОКО)
На МУ… (Мурка, мультик, мусор, МУКА)
Чтобы испечь блины, нужны молоко и мука.
10. Итог занятия.
Масленица готова была пожертвовать собой, поэтому на Масленицу все просят друг у друга прощения.
Как на Масляной неделе
Из печи блины летели,
И сыр, и творог –
Всё летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
Ребята, неделя Масленицы продолжается, а скоро всем детским садом мы будем провожать Масленицу. А сегодня занятие окончено.
Литература:
1. Развитие речи в детском саду: Средняя группа. ФГОС. Гербова В. В. Мозаика-Синтез, Москва, 2014 г.
2. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. Автор – составитель Стефанова Н.Л., издательство «Учитель», Волгоград, 2014г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!