Регистрация

«Социально-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений».

  • 18 июня 2019

 Тема выступления: «Социально-педагогическое сопровождение

участников образовательных отношений» (Слайд №1)

 

«Истинная цена помощи всегда находится в прямой зависимости от того, каким образом ее оказывают»

Сэмюэл Джонсон (Слайд №2)

Ключевыми словами темы моего выступления являются: сопровождение и участники образовательных отношений.

Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (ФЗ РФ «Об образовании») (Слайд №3)

Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (Слайд №4)

Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Деятельность социального педагога  как полноценного участника образовательного процесса становится обязательной, конкретной и измеримой.

Целью педагогического сопровождения является создание, в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды, условий для его максимального, в данной ситуации, личностного развития и успешного обучения (в соответствии с возрастной нормой развития) (Слайд №5)

Социально-педагогическое сопровождение трактуется также как процесс оказания своевременной социальной и педагогической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

(Слайд №6) В ходе социально-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  • Систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка (переход ребенка из одной социальной группы в другую: полная/неполная семья, многодетная/малообеспеченная, ТЖС, социально-опасная ситуация, опекаемая);
  • Предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
  • Помогать (содействовать) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении;
  • Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.

Работа социальной  направленности осуществляется в рамках социально-психологической службы, в которую входят: заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители (участвуют по необходимости), учителя-предметники (участвуют по необходимости), инспектор ГПДН (участвует по необходимости) (Слайд №7)

Социально-психологическая служба предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках службы осуществляется социально-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается помощь детям, родителям, учителям. Проводится профилактическая работа, а также работа по первичной социальной коррекции и реабилитации.

Целью службы социально-психологического сопровождения является сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (Слайд №8)

         

          Задачами социально-психологической службы являются: (Слайд №9)

  • Содействие полноценному личностному и интеллектуальномуразвитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению.
  • Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • Профилактическое и коррекционное воздействие на обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и ГПДН.
  • Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного пространства Учреждения.

 

На      Основными направлениями работы социально-психологической службы являются: (Слайд №10)

Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем у детей и  их родителей.

Социально-правовое. Защита прав ребенка.

Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.

Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у учащихся.

Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.

Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.

Социально-медицинское.

          Специалисты социально-психологической службы работают индивидуально с каждым ребенком, если с семьей, то с каждой в отдельности. 

          Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими учреждениями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел (Слайд №11)

                    Основными формами работы специалистов социально-психологической службы являются: лекции, беседы, оформление информационных стендов, индивидуальные консультации, тестирования, наблюдение, деятельность Совета профилактики, совместные рейды для изучения жилищно-бытовых условий семей, занятости учащихся во внеурочное время, работа с документацией (Слайд №12)

 

Этапы социально-педагогического сопровождения:

1 этап - Обнаружение и актуализация предмета социально-педагогического сопровождения, анализ полученной информации, социальных паспортов. Выявляется суть проблемы, причины возникновения. Изучается документация, личное дело ребенка, посещение семьи, составление характеристики.

2 этап - Осуществляется поиск вариантов решения проблемы,  составляется план индивидуально-профилактической работы, а также подбираются формы социально-педагогического сопровождения:

- социально-педагогическая реабилитация (Данное направление является ведущим в  деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями).

- сопровождение ребенка в семье (Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем нельзя игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка).

- работа с социальной средой ребенка.

3 этап - Активная позиция в решении социальных и педагогических проблем, реализуемая готовность к социально-педагогическим действиям (мероприятия, направленные на устранение выявленных проблем в частности, для регулирования неблагополучной обстановки в семье проводились беседы с родителями, совместные с детьми родительские собрания, на общешкольные мероприятия, организовывались совместные походы детей и родителей на природу, для повышения эмоциональной комфортности детей проводились различные игры, конкурсы, викторины и т.д.).

4 этап - Анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности план, внесение необходимых корректировок.

В позиции сопровождения социальный педагог не выступает «костылем», на который привыкает опираться ребенок, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.

Реализация данного подхода требует от социального педагога более высокого профессионализма, так как его деятельность характеризуется большей степенью неопределенности в организации социально-педагогического сопровождения. Даже при наличии четких и педагогически целесообразных планов каждый день могут возникать проблемы коррекционного, организационного и другого характера.

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса сегодня особенно значимо и актуально. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого педагога.

 

          Свое выступление хочется закончить такими словами: «В каждом ребенке спрятано солнце, и нам нужно помочь ему светить»

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!