Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
Тема: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразовой речи.
Цель: автоматизировать поставленный звук, находящийся в разных позициях в слогах, словах и фразовой речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Коррекционно-развивающая:
Коррекционно-воспитательная: развивать партнёрские отношения между ребёнком и учителем-логопедом; формировать предпосылки учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии: создать атмосферу успешности, эмоционального благополучия для воспитанника; предупреждать утомляемость ребенка.
Дидактический материал. Игрушка «Чебурашка», карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, бельевая прищепка, пособие «Поезд» (начало, середина, конец), дыхательное пособие «Сдуй бабочку с цветка», предметные картинки на звук [Ч] (в начале, середине, конце слова).
Организационный момент.
К нам сегодня заехал в гости Чебурашка. А на чем он путешествует, тебе нужно отгадать.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу. (Поезд)
Правильно. Чебурашка путешествует на поезде. Поезд сегодня хочет вместе с тобой попутешествовать и показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай с тобой отправимся в путешествие вместе с Чебурашкой.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
По маршруту нашего поезда встречаются очень интересные места. Вот, например, «Чудесная звуковая полянка»- здесь мы остановимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку.
Автоматизация звука [ч] изолированно.
Мы хорошо размяли язычок и нам пора отправляться в путь. Скажи, какой первый звук в слове «Чебурашка»?([ч]). Будем правильно произносить этот звук и помнить, что губы при произнесении звука [ч] округлены и немного выдвинуты вперед.
Автоматизация звука [ч] в слогах.
А ты слышишь, как стучат колеса нашего поезда? Давай послушаем и повторим за ними:
Звуковые цепочки (произносятся разной силой голоса):
ЧА-ЧА-ЧО ЧА-ЧА-ЧИ АЧ-АЧ-ОЧ
ЧО-ЧИ-ЧО ЧИ-ЧИ-ЧЕ ОЧ-ОЧ-ЕЧ
ЧИ-ЧУ-ЧУ ЧЕ-ЧЕ-ЧО ИЧ-ИЧ-АЧ
ЧУ-ЧА-ЧА ЧО-ЧО-ЧУ УЧ-УЧ-ИЧ
ЧЕ-ЧЕ-ЧИ ЧУ-ЧУ-ЧА ЕЧ-ЕЧ-УЧ
Дыхательная гимнастика.
Вот мы добрались и до следующей станции, которая называется «Цветочная поляна». Посмотри сколько на этой станции красивых цветов. А кто сидит на цветах? (Бабочки и пчелы). Давай подуем на бабочку, чтобы она улетела с цветка.
Вдыхаем воздух через нос, щеки не надуваем, плавно выдыхаем через рот.
Цветочки эти непростые, посмотри они с картинками. Давай поиграем в игру «Один – много» (картинки мяч-мячи, ключ-ключи, бабочка-бабочки, черепаха-черепахи). Образование существительных множественного числа в именительном падеже. Нам пора ехать дальше.
Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия
5.1. Определение наличия звука [ч] в слове
Наш поезд в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проводникам проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные - подождут следующего поезда.
5.2. Определение места звука [ч] в слове
Билеты проверены, теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] – в конце слова.
(чайка, черепаха, человек, чайник, чашка, чемодан; врач, грач, мяч, ключ, меч, печь; мальчик, девочка, очки, бабочка, одуванчик, качели)
Скажи, кто у Чебурашки друг? Конечно, крокодил Гена. А я знаю массаж пальчиков под названием «Крокодил».
Массаж пальцев «Крокодил», активизация биологически активных зон.
Берем не слишком тугую прищепку. Это-крокодил. Пальчики ребенка – непослушные ножки, которые бегут купаться в опасную реку. Логопед прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Крокодилушка не знает
Ни заботы, ни труда,
Золотит его чешуйки
Быстротечная вода.
Милых рыбок ждет он в гости
На брюшке средь камышей.
Лапки врозь, дугою хвостик
И улыбка до ушей.
Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Скажи ласково» (с мячом).
Чебурашка хочет говорить у Гены только добрые, ласковые слова. Давай поможем Чебурашке. Я буду называть слова, а ты изменяй их так, чтобы они звучали ласково. При этом будем бросать мяч друг другу.
Слова: диван, шкаф, стул, лампа, собака, кошка, мама, папа, сын, заяц, птенец, шапка, крошка, огурец, внук.
Подбор слов-антонимов.
Давай познакомимся поближе с некоторыми из пассажиров:
Вот такие разные пассажиры едут сегодня в нашем поезде.
Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся. Чебурашка тоже поедет дальше к своему другу крокодилу Гене.
Паровозик чух – чух – чух,
Мчит по рельсам во весь дух,
Пассажиров он везет,
Чух – чух- чух, он им поет.
Уместил всех паровоз,
Нас с тобой в наш сад привез,
А теперь он отдыхает,
От усталости вздыхает
Паровозик чух- чух-чух
Набирает новый дух.
Подведение итогов, рефлексия.
Литература:
1. Автор-составитель А.Ф.Рыбина Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/авт.-сост. А.Ф.Рыбина.-Изд.2-е.- Волгоград: Учитель,2011.-110с.:ил.
2. Автор-составитель С.И.Токарева Коррекция речевых нарушений у детей 5-7лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И. Токарева.- Волгоград: Учитель,2012.-171с.
3. Автор-составитель О.В.Тырышкина Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст/авт.-сост.О.В.Тырышкина.-Волгоград: Учитель,2012.-239с.
4. Давыдова Г.В. Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи/Г.В.Давыдова.-Изд.4-е,стер.-Ростов н/Д: Феникс,2013.-75с.- (Сердце отдаю детям).
5.Крупенчук О.И. Пальчиковые иры.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.-32с.:ил.-(Серия «Уроки логопеда»).
6.Скворцова И. Логопедические игры.-М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013.-48с.- (Серия «Программы развития и обучения дошкольника»).
7.Составитель Епифанова О.В. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/сост. О.В.Епифанова .- Волгоград: Учитель,2011.-179.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Подробный, обстоятельный материал, содержит много примеров, доступных для детского восприятия. Спасибо автору.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!