Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть его сердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
Введение.
Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении.
Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ". И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики которые обогащают и дополняют нас.
Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, дружбы товарищества и дружбы, честности и справедливости
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, все больше меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, и даже деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, отсутствие государственной идеи. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения традиционной русской культуры, оживления традиций и духовных основ жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДОУ определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания:
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.
Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского и др. В исследовании представлены программы и методики духовно-нравственного воспитания дошкольников (Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе «Детство», парциальная программа Князевой О.Л., М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»). Принцип народности воспитания является центральным в трудах К.Д. Ушинского. Особенности использования традиций в семейном воспитании раскрыты в работах А.С. Макаренко.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играют народные традиции. В культурологических и философских исследованиях описаны природа и особенности традиций как элементов социального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, устойчивость, ценностная ориентированность и др. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе с дошкольниками обоснована в работах Соколовой Л.В., Некрыловой А.Ф. и др. Проблемы возрождения русских традиций в образовании исследуются Е.В. Бондаревской, Л.Л. Супруновой и др. Вместе с тем, признаки народных традиций не систематизированы с точки зрения педагогики, не выделены те из них, которые оказывают существенное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Практический анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, недостаточным взаимодействием ДОУ с семьёй, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования русских народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования традиций, что вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить имеющиеся противоречия:
Выделенные противоречия позволяют сформулировать научную проблему: при каких педагогических условиях русские народные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников?
Цель исследования – разработка и апробация педагогических условий воспитания на основе традиций и фольклора русского народа детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к традициям русского народа.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания в традициях русского народа детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:
В соответствии с целью и гипотезой мною определены следующие задачи исследования:
Определить специфику культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Выявить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
Определить критериальную основу доказательства гипотезы и проверить опытным путем эффективность выявленных условий приобщения детей к народным традициям.
Разработать рекомендации по совершенствованию приобщения детей к родной культуре на основе воспитания в национальных традициях.
Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Практическая значимость исследования состоит в разработке дидактических средств и методов приобщения старших дошкольников к
традициям русского народа, которая использована в работе дошкольных учреждений.
Апробация и внедрение результатов осуществляется путем выступления на родительских собраниях, на педагогических советах МАДОУ №10 «Огонек» Муниципального района Бирский район, г. Бирск Республики Башкортостан, опытно-экспериментальная программа направлена на духовно-нравственное воспитания дошкольников с использованием русских народных традиций в образовательный процесс МАДОУ №10 «Огонек» Муниципального района Бирский район, г. Бирск Республики Башкортостан
Теоретическая база опыта
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались.
С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с рождения – колыбельные песенки, пестушки, потешки. Колыбельные песни – это не просто песенки, это заговоры-обереги, созданные на магической силе воздействия слова и музыки. Потешки – передают ребенку нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки я использую во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.
В старшем возрасте происходит ознакомление детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, как нужно вести себя порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина:
Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у дошкольников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.
База исследования: МАДОУ №10 «Огонек», Муниципального района Бирский район, г. Бирск Республики Башкортостан. Было обследовано 30 детей дошкольного возраста, 15 детей экспериментальной и 15 детей контрольной групп.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, опытно-экспериментальной программы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях
1.1. Исторические условия и особенности формирования русских традиций
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в дошкольном учреждении надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Культура традиционная составляет основу народной культуры. Большинство этнографов и фольклористов отмечают, что традиция – сеть система связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры.
Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира. Народ, по словам Данилевского Н.Я. [19], достиг политической самостоятельности и сохранил её – условие, без которого, как свидетельствует история, цивилизация никогда не начиналась и не существовала, а поэтому вероятно, и не может начаться и существовать.
Народ как единое целое – основная питательная, животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли; художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины и педагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов. И чем насыщеннее эта почва духовными богатствами отечественных традиций, проверенных и отобранных временем, тем прекраснее и неповторимее плоды нашей великой культуры.
Русская культура выступает по отношению к исторической жизни народа как «вторая природа», которую он создает, творит и в которой живет как социализированная совокупность людей, иначе говоря, культура есть величайшая ценность, среда и способ духовной преемственности и тем самым – содержательной деятельности в бесконечном поступательном развитии русского народа.
Русская национальная культура как «вторая природа» это:
Русская культура, как и всякая другая, существует во времени и пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется её содержание и облик, а следовательно, обогащаются и русские традиции.
Корни русских традиций уходят в «толщу» славянского этноса. Начало первого тысячелетия до нашей эры следует считать, по мнению ученых, временем, когда славянские племена Среднего Поволжья начинают свое «историческое бытие». Отстаивают свою независимость; строят свои первые крепости; формируют отрасли хозяйства и на их основе создают систему жизнедеятельности; создают первичные формы славянского героического эпоса [35]. Именно в те исторические далекие времена закладывались основы народных традиций. Постепенно, выделившись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великие традиции.
Прежде всего, особенности нашей культуры и традиций, как материальных, так и духовных, в огромной мере определяются природно-климатическими условиями жизни народа. К сожалению, значение этого, по сути определяющего фактора, явно недооценивалось не только в прошлом, но и в настоящее время. Между тем воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явно прослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда, техники, но и в организации всей социальной жизни, духовном облике, национальном характере народа. Человека-хозяйственника нельзя отрывать от той физико-географической среды, где он действует.
В этих условиях и родилась специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни русского человека – община [56]. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная деятельность регламентировалась общиной, ибо земля принадлежала не отдельным людям, а всей общине – она делилась по числу душ на равные части. Каждый член общины наделялся равным земельным паем, который он не имел права ни продавать, ни закладывать. В общем пользовании общины находились луга, сенокосы, выгоны, лес. Отдельные виды работ (сенокос) осуществлялись «всем миром», полученные результаты разделялись по числу земляных частей.
В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственной культуры земледелия. Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру.
Русский человек не только коллективно, сообща трудился и оборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился. Общественная жизнь крестьянина широко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гуляниях и развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место. В традиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простое отдохновение от труда или узаконенное безделье. Он нёс в себе важные общественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.).
В праздниках всегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведения личности и социума в целом. Здесь складывался и одновременно проявлялся характер русского народа как социально-культурный феномен.
В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась, последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности традиций того или иного народа.
Наша страна – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишь Подмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это – федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.
Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – по косоворотке и кафтану; украинца – по расшитой рубахе с разрезом посреди груди; белоруса – по жилетке, надетой поверх полотняной сорочки; жителя Северного Кавказа – по черкеске или бешмету; узбека – по тюбетейке и традиционному халату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм – это визитная карточка человека определенной национальности, выражение традиций и культуры.
1.2. Особенности воспитания дошкольников на основе традиций русского народа
Воспитание на основе традиций русского народа является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится детскому саду. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.
Основой воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники – загадочное и удивительное явление народной культуры.
При этом теоретические основы воспитания современного дошкольника, несмотря на многочисленные исследования в этой области, остаются недостаточно разработанными. В результате анализа научной литературы мною были выявлены следующие проблемы:
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу . В совокупности они составляют основу личности, где духовность выступает как вектор движения, основа нравственности, её саморазвития.
Указанные особенности духовности необходимо учитывать при определении духовно-нравственного воспитания. Для современной российской образовательной системы характерно осознание необходимости духовно-нравственного воспитания.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.
В соответствии с целями выделяются задачи духовно-нравственного воспитания:
В содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников включено и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры: духовный ориентир – уклонение от зла и выбор добра, гуманистический ориентир – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, государственный ориентир – принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ .
Итак, в современных условиях духовно-нравственное воспитание следует понимать как приобщение дошкольников к культурным народным ценностям. Это процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности дошкольников, на формирование способности к духовному саморазвитию.
Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются:
1) познание и прививание народной культуры и традиций;
2)раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
3)гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка; 4) формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
5)одухотворение жизненного пространства ребёнка;
6) защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;
7)формирование опыта духовно-нравственного поведения.
1.3. Сущностные признаки и нравственный потенциал русских народных традиций
Выявленные выше особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников позволили заключить, что эффективным средством духовно-нравственного воспитания могут служить народные традиции. Народная жизнь – это семейно-общественные традиции, поклонение труду и радость праздников.
Складывались традиции под влиянием образа жизни. У славян традиции полны земными человеческими чувствами: добродушием, гостеприимством, хлебосольством и т.д. В традициях русского народа просматриваются уважение к матери, страшим, труду, здоровому образу жизни, сострадание убогим. Предки жили среди природы и были близко связаны с ней. Единство человека и природы выражено в народной традиции обращаться к ней за помощью в горе и делиться с ней радостью.
Наблюдения за природой сформировали приметы, которые соблюдали в повседневной жизни. Народный календарь – основа традиций и праздников, необходимый элемент культуры славян.
Бытовая культура – важная часть народной жизни. Связь с землёй, реками и лесами обусловила характерные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, настойчивость.
Одной из традиционных черт русского народа было гостеприимство, хлебосольство – стремление поделиться всем, что есть в доме, при встрече гостей. Славяне издревле отличались почитанием старших. Дети, следуя древнему обычаю, заботились о родителях в старости. Всегда уважением пользовалась та семья, в которой родственники относились друг к другу терпимо, где царила атмосфера взаимопонимания и все слаженно трудились. Народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье: «Мир да лад — большой клад». «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить», «Согласную семью беды обходят» и др.
Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки». Детей учили по-особому относиться к матери.
По традиции до пяти-семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и воспитании ребенка. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что выходила».
Только в последние годы ученые пришли к заключению, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребенка, предопределяя и характер его взаимоотношений с окружающими. Интересен тот факт, что уже люди традиционного общества прекрасно знали, что недостаток материнского внимания и заботы в первые годы жизни ребенка негативно сказывается на его будущем; недаром существуют пословицы:
На мать возлагались надежды как на воспитательницу нравственности, целомудренности и послушания. Дети, в свою очередь, должны были видеть в матери образец для подражания, любить и уважать ее до старости — здесь права женщин защищал и закон. Мать нельзя было обидеть даже плохими мыслями, нельзя было грубить ей, повышать на нее голос.
Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме – «большаку». Согласно «Домострою», именно мужу или отцу как главе семьи надлежало управлять всей домашней жизнью. Распоряжения его должны были беспрекословно выполняться. В то же время хозяйка дома (в народе ее называли «большуха») была главной в вопросах воспитания детей, должна была умело организовывать домашнее хозяйство .
Сегодня многочисленные разносторонние исследования (психологов, социологов, педагогов, медиков и т.д.) отмечают негативные результаты, к которым привели недооценка, извращение роли отца в организации семьи, в воспитании детей. Принижение мужской роли в воспитании детей приводит к нарушению глубинных биологических законов социализации человека. Отец подсознательно закладывал полоролевые стереотипы поведения. На его «отцовском опыте» учились старшие сыновья, которым вскоре предстояло создавать собственные семьи. Более того, в отсутствии отца именно старший сын выполнял обязанности главы семьи — так он постепенно «входил в роль».
Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией.
Между тем система традиционного воспитания демонстрирует высокий статус отца в семье, подчеркивая его особую – чрезвычайно важную – роль в деле воспитания детей. Отец как бы задает форму семейному бытию, вписывает его в общекрестьянский миропорядок. Мать же следит за исполнением этой формы, осуществляет ее поддержку, наполняет ее эмоциональным содержанием, следит за прочностью семейных уз.
Активный контакт с ребенком отец начинал осуществлять, когда малышу исполнялось полтора-два года, а то и позже. Примерно с этого времени дети все больше времени проводят с отцом. Выйдя из грудного возраста, ребенок испытывает острую потребность в отце. И это связано, прежде всего, со спецификой развития игровой деятельности. Отмечено, что мать, играя с ребенком, подсознательно, биологически оправданно, старается главным образом успокоить, унять ребенка, материнская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец, и вообще мужчина, предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка.
Таким образом, с трехлетнего возраста особенно явно начинало проступать различие в «отцовском» и «материнском» стилях воспитания детей. Это полностью согласовывалось с традициями крестьянской педагогики, в которой было четкое разграничение того, кому, когда и как «образумливать» сыновей и дочерей . Важной традицией было уважительное отношение к труду. Уважение к труду прививалось с детства. Традицией славян являются народные игры и забавы, которые занимали важное место в жизни.
Указанные определения позволяют заключить, что народные традиции могут выступать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников, так как выделенные элементы социально-культурного наследия, которые передаются посредством традиций (человеческий опыт, отношения, формы поведения), являются в то же время и элементами духовно-нравственной культуры.
Народные традиции определяются как «исторически сложившиеся, относительно устойчивые, повторяющиеся социальные явления, возникающие как объективно во всех сферах жизни, свойственные определённым национальным особенностям психологии той или иной нации, которые передаются, воспроизводятся из поколения в поколение и закрепляются посредством общественного сознания», т.е. складываются под влиянием образа жизни.
В педагогике понятие «педагогическая традиция» используется для «обозначения устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определённое место в историко-педагогическом наследии». Национальные традиции могут выступать в качестве педагогических, если они используются для реализации воспитательных целей. В моем случае, народные традиции, выступая в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников, являются, в то же время педагогическими.
Народные традиции выступают в качестве средства духовно-нравственного воспитания при выделении общих признаков традиций.
Социально – игровая сюжетика – традиция включает определённые сценарии, модели, нормы, образцы поведения, которые необходимо творчески использовать. «Традиции, – утверждает Панкеев И.А., – это… прочно сложившиеся, переходящие от поколения к поколению действия, обычаи и нормы взаимоотношений между людьми в производстве, быту, семье».
Социально-игровая сюжетика обуславливает сценарно-игровую технологию как условие их педагогического использования. Сценарно-игровые технологии создают имитационное пространство, позволяющее продуктивно усваивать и творчески использовать народные традиции. В процессе реализации народных традиций через игру реализуются следующие функции: социокультурная – усвоение через традиции культурных норм и смыслов, аксиологическая – через ценностный выбор традиций, коммуникативная – общение в процессе реализации традиций, развлекательная – получение удовольствия от реализации традиций в игровой деятельности.
Педагогическое использование определённых традиций может осуществляться посредством конкретного типа игр. Например, ситуационные и ролевые игры позволяют реализовать традиции межличностного общения (со старшими, младшими, сверстниками), имитационные игры обладают значительным потенциалом реализации традиций проведения праздников и т.д. Смысл традиций состоит в том, что они сохраняют и передают, делают привычными идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения, духовно сплачивают людей в своей культуре.
Следующим важным признаком традиций является их практико – ориентированный, деятельностный характер. По мнению многих исследователей традиция является творческим фактором практики современной жизни, выражением предметного мира человеческих отношений и деятельности. Практико-ориентированный характер традиций заключается в том, что они реализуются и совершенствуются в процессе деятельности как отдельного индивида, так и общества в целом. «Народная традиция – через предметную деятельность определяет размерность человечески возможного в отношении к прошлому, настоящему и будущему», - утверждает А.И. Лучанкин.
Практико-ориентированный характер традиций обуславливает включение в деятельность как условие её педагогического использования. Использование народных традиций в целях воспитания предполагает включение дошкольников в такие виды деятельности, как игровая, трудовая, коммуникативная и др. При этом деятельность должна быть организована таким образом, чтобы мотивировать детей на её совершенствование посредством использования народных традиций.
Важным фактором формирования традиций является семья: как известно, народные традиции способствуют передаче социального опыта. По мнению Соколовой Л.В., Некрыловой А.Ф., семейные традиции являются важным условием семейного воспитания. Основным их назначением является упрочение семейно-родственных связей, передача ценностей, стабилизация семейных отношений. В качестве значимых семейных традиций авторы выделяют традиции общесемейных трапез – ели, когда вся семья собиралась за столом, семейного чтения, пения, рукоделия, совместного труда – если отец нёс мешок, то мальчик нёс мешочек, творчества, игр взрослых и детей и др.
Многофакторность традиций указывает на необходимость единства воспитательных воздействий семьи, ДОУ, общества как условия их педагогического использования. Использование русских народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников предполагает тесное сотрудничество с семьёй: изучение семейных традиций, участие родителей в праздниках, обрядах, внедрение народных традиций в семейные.
В качестве следующего признака выступает эмоциональная насыщенность. Через систему обрядов и красочное, торжественное оформление действий русские народные традиции оказывают влияние на мысли и чувства людей. Ознакомлению с традициями, с педагогической точки зрения, должен предшествовать период предварительной эмоциональной подготовки, основной задачей которого должно быть формирование позитивного, уважительного отношения к традициям, интереса к ним. Только в этом случае реализация народных традиций как средства духовно-нравственного воспитания будет продуктивной. В процессе ознакомления и реализации народных традиций эмоционально-ценностное отношение к ним закрепляется.
Ещё одним характерным признаком народных традиций является образовательная направленность. Многие исследователи отмечают большой воспитательный и образовательный потенциал народных традиций. «Следует отметить, что важную роль в обществе играет воспитательная функция традиций. Это связано с тем, что на протяжении всей жизни человек подвергается их воздействию. Традиции активно влияют на мысли и чувства, эмоции. Именно благодаря народным традициям и обычаям, происходит формирование его личностных качеств с раннего возраста. В этом их исключительное воспитательное значение», - отмечает Ф.В. Даминдарова. Образовательную направленность традиций автор видит в том, что они «служат средством формирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений».
Образовательная направленность традиций позволяет выделить воспитательную организацию в качестве условия их педагогического использования. Использование русских народных традиций в качестве духовно-нравственного воспитания дошкольников не должно быть стихийным. Оно должно осуществляться на основе чётко определённых воспитательных целей, в качестве которых выступают прежде всего цели духовно-нравственного воспитания: формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.Духовно-нравственный потенциал народных традиций раскрывают их классификация и нравственно-воспитательные функции.
Для эффективного использования народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима их классификация. В научной литературе представлены различные классификации традиций.
Наиболее целесообразной для использования в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников нам представляется разветвлённая классификация народных традиций, в основании которой – духовно-нравственный потенциал традиций и система отношений, позволяющая реализовать этот потенциал:
Позиционно-ролевые традиции включают:
Регламентирующие традиции включают:
Изученная классификация раскрывает духовно-нравственный потенциал народных традиций и позволяет осуществлять их отбор.
В процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников народные традиции выполняют следующие функции:
Кроме перечисленных основных функций, народные традиции выполняют в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников вспомогательные функции.
Итак, народные традиции и фольклор являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Народные традиции являются элементами духовно-нравственной культуры и обладают значительным духовно-нравственным потенциалом, который отражают их классификация (мировоззренчески - ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основные – воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в детском коллективе и вспомогательные – культурно-просветительская и творчески-развивающая). В то же время народные традиции обладают значительным воспитательным потенциалом.
Педагогическую сущность народных традиций отражают их сущностные признаки (социально-игровая сюжетика, практико-ориентированныйхарактер, образовательно-воспитательная направленность, эмоциональная насыщенность), условия эффективного педагогического использования (сценарно-игровая технологичность, воспитательная организация, включение в деятельность). оставляющих педагогический потенциал.
1.4. Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, многое для себя заново открываем и переоцениванием. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений :
Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии.
Традиционная празднично-обрядовая культура – неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.
Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной [25,49]. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора [5].
Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческих нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные).
Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте [2]. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни [11].
Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей [12].
Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер [42].
Выводы по первой главе
Народные традиции и фольклор являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются:
1) познание и прививание народной культуры и традиций;
2) раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
3) гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;
4) формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
5) одухотворение жизненного пространства ребёнка;
6) защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;
7) формирование опыта духовно-нравственного поведения.
Народные традиции являются элементами духовно-нравственной культуры и обладают значительным духовно-нравственным потенциалом, который отражают их классификация (мировоззренчески - ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основные – воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в детском коллективе и вспомогательные – культурно-просветительская и творчески-развивающая). В то же время народные традиции обладают значительным воспитательным потенциалом.
Педагогическую сущность народных традиций отражают их сущностные признаки (социально-игровая сюжетика, практико-ориентированный характер, образовательно-воспитательная направленность, эмоциональная насыщенность), условия эффективного педагогического использования (сценарно-игровая технологичность, воспитательная организация, включение в деятельность).
Глава 2. Опытно-экспериментальная работы по проверке эффективности условий воспитания детей на основе традиций русского народа
2.1 Процедура и методика исследования
Цель: Формирование и развитие личности ребенка на основе традиций русского народа. Разные виды деятельности предусматривают освоение каждым дошкольником духовного наследия предыдущих поколений.
Задачи:
Методы исследования.
В ходе работы были подобраны следующие методики:
I. Анкетирование родителей, целью которого являлось
а) выявление интереса всех членов семьи, к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры;
б) развитие родителями интереса ребенка к традициям прошлого нашей Родины.
Образец бланка анкеты содержится в Приложении 1.
II. Опрос детей, целью которого являлось выявление уровня преставлений детей старшего дошкольного возраста о русских традициях. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было запланировано предложить детям ответить на пять вопросов, касающихся их представлений о том, что такое традиция, как ребенок ее понимает, может ли назвать те, которые приняты в его семье и ближайшем окружении.
III. Наблюдение за поведением детей с целью выявления особенностей поведенческие проявлений в области народных традиций. Для определения особенностей поведенческих проявлений в области национальных традиций предполагалось использование вариативной информации, которая бы отражала объективный характер поведения ребенка в процессе ежедневного общения. Предполагалось, что объем полученной информации позволит сделать вывод о сформированности у детей интереса к изучаемой проблеме и применении усвоенной информации в самостоятельной деятельности, играх с другими детьми.
Образец-бланк схемы наблюдений содержится в Приложении 2.
В исследовании определены показатели и уровни усвоения традиций русского народа для детей старшего дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л.Д. Вавилова, В.И. Логинова, Г.И. Радвил).
Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения дошкольниками традиций народа: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам русской культуры, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам русской культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации или опорой на несущественные признаки; неумением использовать знания о традициях в игровой деятельности (шаблонные игровые сюжеты и действия; затрудняется изменить роль, в роли мало выразителен).
Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: выявление наличия у старших дошкольников интереса, представлений о традициях народа, изучение особенностей проявления традиций в самостоятельной деятельности; изучение отношения взрослых (педагогов, родителей) к традициям русского народа как средству воспитания дошкольников.
Состояние усвоения дошкольниками народных традиций я определяла следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Мною было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
Диагностическая карта
Ф.И. ребёнка |
Представления о традициях родной культуры |
Проявление интереса к объектам культуры |
Использование в самостоятельной деятельности и игре народных традиций |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В обследовании участвовало 25детей в возрасте 5-6 лет, 15 родителей Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов научно-педагогического исследования: индивидуальных бесед, ситуаций "выбора", наблюдений, анкетирования.
На формирующем этапе эксперимента комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к русским народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную); интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций русской культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Формы взаимодействия педагога с детьми
1. Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:
На формирующем этапе педагогического эксперимента я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к русской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к народнымтрадициям.
Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).
Отсюда запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.
Всю работу с детьми по знакомству с русскими народными сказками и былинным материалом предлагалось вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:
Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной сказки и былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории Русси ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.
В предварительную работу было включено чтение русских народных сказок и былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также входили следующие виды деятельности:
Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.
После этапа предварительной работы я предлагаю проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценарии совместной деятельности я не ставила задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценария совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Я всегда была готова к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок чувствовал себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.
Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей со сказками и былинами, проводилась итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности я смогла определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре русского народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 20% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались несколькими сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 67% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (13%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.
Для определения уровней сформированности интереса к предметам народной культуры использовались показатели, учитывающие устойчивость выбора и мотивацию. На основе анализа экспериментальных данных обнаружено, что большинство детей находятся на среднем (55%) и низком (33%) уровнях сформированности интереса к культуре.
Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к предметам русской народной культуры (12%).
Наличие детей с высоким уровнем детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.
В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях русской народной культуры в собственной деятельности . Данные эксперимента показывают, что высокий уровень умение использовать в самостоятельной деятельности обнаружен у 2%детей, средний уровень у 55%, и низкий у 43% обследованных дошкольников.
На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней.
На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей к проблеме исследования.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
Диаграмма констатирующий эксперимент
На этапе констатирующего эксперимента мною было выявлено отношение родителей к проблеме исследования.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям русского народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной деятельности.
Результаты констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной контрольной групп представлены в таблице.
Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (53%) и 7 испытуемых (47%), на низком уровне испытуемых не выявлено.
Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 3%, средний уровень на 16%, низкий уровень на 17%.
На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий – на 13%, средний – на 14%, (см. таблицу).
диаграмма констатирующий эксперимент
диаграмма контрольный эксперимент
Таблица. Результаты усвоения дошкольниками традиций народа, %
Критерии приобщенности к национальным традициям |
Уровни усвоения национальных традиций |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
||
Контр. гр. |
экспер. гр. |
контр, гр. |
экспер. гр. |
||
Представления о национальной культуре |
высокий средний низкий |
1051 37 |
13 67 20 |
13 53 34 |
53 47 - |
Интерес к традициям |
высокий средний низкий |
8 50 42 |
12 55 33 |
10 47 43 |
15 68 17 |
Умение использовать представления в самостоятельной деятельности |
высокий средний низкий |
0 43 57 |
2 55 43 |
4 52 44 |
18 66 16 |
Усвоение традиций народа |
высокий средний низкий |
0 47 53 |
3 55 42 |
3 53 44 |
17 66 17 |
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
2.3. Выводы и рекомендации по итогам исследования
С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:
Кроме этого в практику работы с детьми следует включать:
В качестве средства, стимулирующего желание ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей является воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.
Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды.
Выводы по второй главе
В процессе опытно экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим путем условий эффективности приобщения детей к русским народным традициям. Основная логика эксперимента соответствовала формуле работы с детьми через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования детей использовать полученную информацию в свободной деятельности и игре.
Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре русского народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 20% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 67% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых 13% составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.
В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Результаты формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (53%) и 7 испытуемых (47%), на низком уровне испытуемых не выявлено.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
По итогам эксперимента мною даны рекомендации и разработаны планы по всем возрастам, по приобщению детей к традициям русского народа.
Заключение
В ходе теоретического исследования проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в традициях русского народа мною определены следующие положения.
1. Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.
Базовый процесс «вращивания» ребенка в русскую народную культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.
2. Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе ознакомления с родной культурой определяют:
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность всех культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
В практической части исследования подтверждены эффективность разработанных условия, определены критерии сформированности представлений детей о традициях. В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного возраста в традициях русского народа выявлена степень информированности родителей и педагогов о феноменах родной культуры, определены основные пути работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности, разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию в традициях русского народа.
В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 20% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались несколькими сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 67% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых 13% составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Результаты формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (53%) и 7 испытуемых (47%), на низком уровне испытуемых не выявлено. Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
По итогам эксперимента мною даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к традициям русского народа.
Данные, полученные по завершению внедрения педагогических условий ознакомления с традициями детей старшего дошкольного возраста позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей, их интереса к родной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.
Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре, а также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной культуры.
Список использованной литературы
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо хорошая работа Мне пригодилась при подготовке к консультации