Регистрация

Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира для формирования универсальных учебных действий (теоретические и практические аспекты)

  • 7 мая 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»


В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к изменению целей и важнейших ценностей образования. Сегодня обществу нужен человек, принимающий самостоятельно решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству для достижения результата.

В основе образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе. Перед педагогом возникает задача – обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. [5, с. 3]

Особенно актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Все вышеизложенное требует нетрадиционных подходов в обучении, использования современных педагогических технологий, в частности технологии проблемного обучения. Школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать взрослеющую личность. Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности.

 Цель статьи: проанализировать эффективность методов и приёмов создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира в начальной школе по результатам уровня сформированности УУД.

Теоретические аспекты

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое направление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических трудах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж.Руссо. История проблемного обучения начинается с так называемого исследовательского метода. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами Д.Н.Богоявленским, А.М.Матюшкиным. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому направлению.

Открытие новых способов действий и новых знаний осуществляется в процессе решения проблемы. «Мышление, - писал С.Л.Рубинштейн, - всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». [4, с. 494]

Теория проблемного обучения разрабатывается в педагогике с середины 50-х годов XX столетия и связана с исследованиямиизвестных ученых – Б. Г.Ананьева, А. Я. Пономарева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и, в особенности, С. Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.

Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана начальной школе.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. [2,с. 48].

Создание проблемных ситуаций – необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У школьников появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи.

Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения [3, с.11].

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе, необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов:

 1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.

 2. Возникновение проблемной ситуации.

 3. Осознание затруднения и постановка проблемы.

 4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.

 5. Доказательство гипотезы.

 6. Проверка правильности решения проблемы.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Практические аспекты

 Окружающий мир – это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт. Предметом познавательной деятельности являются научные знания, а у детей уже есть необходимый запас знаний по этому предмету.

Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, открывает большие возможности для учителя в создании проблемных ситуаций на уроках. Основной методический элемент проблемного обучения – создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным. «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, – отмечает А.М. Матюшкин, – нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [2, с. 183].

Проблемную ситуациюразделяют на 2 типа:

1. «С удивлением».

2. «С затруднением».

Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия: Между двумя (или более) положениями:

  • Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
  • Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

  • 1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (Задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?»)
  • 2 метод. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)
  • 3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:

Шаг 1. Выдвижение гипотезы. «Какие есть предположения, догадки?»

Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог,

осуществляющийся репликой: «Согласны с предположением? Почему?»

Побуждающий от проблемной ситуации диалог – метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1. Создания проблемной ситуации;

2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;

4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации – представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие. Существует несколько приѐмов формулировки вопросов:

1. Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?»

3. Развести различные представления учеников можно репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При осознании нерешаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?»

Если проблема легко решается, можно спросить: «Что вы хотели сделать?»

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

 Рассмотрим на примере фрагмента урока окружающего мира во 2-м классе по теме «Движение Земли вокруг Солнца».

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. [1, с. 8]

Сообщение темы урока с мотивирующим приемомК учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. К тому же современный урок не предусматривает сообщение темы урока в готовом виде, так как было раньше в традиционном уроке. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

Мотивирующие приемы это –

  • «Яркое пятно». Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.
  • «Актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Это можно проследить на следующем примере эпизода урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

– На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки».

– Закройте глазки.

– Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…

– Какое?

– Отгадайте загадку:

 Что за чудо-красота!
 Расписные ворота
 Показались на пути.
 В них ни въехать, ни войти?

 – Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

(На доске (экране) появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Результаты исследований показали, что применение на уроках окружающего мира методов и приёмов создания проблемной ситуации оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.(см. Табл. 1)

Таблица 1. Динамика роста познавательной активности учеников 4 класса

В работе с учащимися учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций и их разрешения; типология проблемных ситуаций должна быть многообразной. И, в конце концов, необходимо сочетать проблемное обучение с другими методами, средствами и формами развития УУД.

Список литературы:

  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  2. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1979
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психолгии. Из-во Питер, 2000
  4. Республиканский государственный образовательный стандарт начального общего образования. Донецк, 2015
  5. Учительский журнал on-lain. Махмутов М. И. Проблемное обучение. URL: http://teacherjournal.in.ua/fakhovi-napryami/metodichnij-kabinet/68-problemnoe-obuchenie-makhmutov-m-i
  6. Электронный журнал «Управление начальной школой». Использование технологии проблемного обучения: этапы, методы, приемы .URL: http://www.menobr.ru/article/27925-qqe-16-m10-ispolzovanie-tehnologii-problemnogo-obucheniya-etapy-metody-priemy

TEXT.RU - 0.52%

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!