Регистрация

Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира для формирования универсальных учебных действий (теоретические и практические аспекты)

  • 7 мая 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»


В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к изменению целей и важнейших ценностей образования. Сегодня обществу нужен человек, принимающий самостоятельно решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству для достижения результата.

В основе образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе. Перед педагогом возникает задача – обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. [5, с. 3]

Особенно актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Все вышеизложенное требует нетрадиционных подходов в обучении, использования современных педагогических технологий, в частности технологии проблемного обучения. Школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать взрослеющую личность. Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности.

 Цель статьи: проанализировать эффективность методов и приёмов создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира в начальной школе по результатам уровня сформированности УУД.

Теоретические аспекты

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое направление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических трудах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж.Руссо. История проблемного обучения начинается с так называемого исследовательского метода. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами Д.Н.Богоявленским, А.М.Матюшкиным. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому направлению.

Открытие новых способов действий и новых знаний осуществляется в процессе решения проблемы. «Мышление, - писал С.Л.Рубинштейн, - всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». [4, с. 494]

Теория проблемного обучения разрабатывается в педагогике с середины 50-х годов XX столетия и связана с исследованиямиизвестных ученых – Б. Г.Ананьева, А. Я. Пономарева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и, в особенности, С. Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.

Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана начальной школе.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. [2,с. 48].

Создание проблемных ситуаций – необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У школьников появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи.

Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения [3, с.11].

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе, необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов:

 1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.

 2. Возникновение проблемной ситуации.

 3. Осознание затруднения и постановка проблемы.

 4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.

 5. Доказательство гипотезы.

 6. Проверка правильности решения проблемы.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Практические аспекты

 Окружающий мир – это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт. Предметом познавательной деятельности являются научные знания, а у детей уже есть необходимый запас знаний по этому предмету.

Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, открывает большие возможности для учителя в создании проблемных ситуаций на уроках. Основной методический элемент проблемного обучения – создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным. «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, – отмечает А.М. Матюшкин, – нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [2, с. 183].

Проблемную ситуациюразделяют на 2 типа:

1. «С удивлением».

2. «С затруднением».

Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия: Между двумя (или более) положениями:

  • Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
  • Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

  • 1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (Задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?»)
  • 2 метод. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)
  • 3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:

Шаг 1. Выдвижение гипотезы. «Какие есть предположения, догадки?»

Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог,

осуществляющийся репликой: «Согласны с предположением? Почему?»

Побуждающий от проблемной ситуации диалог – метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1. Создания проблемной ситуации;

2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;

4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации – представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие. Существует несколько приѐмов формулировки вопросов:

1. Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?»

3. Развести различные представления учеников можно репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При осознании нерешаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?»

Если проблема легко решается, можно спросить: «Что вы хотели сделать?»

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

 Рассмотрим на примере фрагмента урока окружающего мира во 2-м классе по теме «Движение Земли вокруг Солнца».

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. [1, с. 8]

Сообщение темы урока с мотивирующим приемомК учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. К тому же современный урок не предусматривает сообщение темы урока в готовом виде, так как было раньше в традиционном уроке. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

Мотивирующие приемы это –

  • «Яркое пятно». Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.
  • «Актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Это можно проследить на следующем примере эпизода урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

– На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки».

– Закройте глазки.

– Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…

– Какое?

– Отгадайте загадку:

 Что за чудо-красота!
 Расписные ворота
 Показались на пути.
 В них ни въехать, ни войти?

 – Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

(На доске (экране) появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Результаты исследований показали, что применение на уроках окружающего мира методов и приёмов создания проблемной ситуации оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.(см. Табл. 1)

Таблица 1. Динамика роста познавательной активности учеников 4 класса

В работе с учащимися учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций и их разрешения; типология проблемных ситуаций должна быть многообразной. И, в конце концов, необходимо сочетать проблемное обучение с другими методами, средствами и формами развития УУД.

Список литературы:

  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  2. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1979
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психолгии. Из-во Питер, 2000
  4. Республиканский государственный образовательный стандарт начального общего образования. Донецк, 2015
  5. Учительский журнал on-lain. Махмутов М. И. Проблемное обучение. URL: http://teacherjournal.in.ua/fakhovi-napryami/metodichnij-kabinet/68-problemnoe-obuchenie-makhmutov-m-i
  6. Электронный журнал «Управление начальной школой». Использование технологии проблемного обучения: этапы, методы, приемы .URL: http://www.menobr.ru/article/27925-qqe-16-m10-ispolzovanie-tehnologii-problemnogo-obucheniya-etapy-metody-priemy

TEXT.RU - 0.52%

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!