Регистрация

Куклотерапия – как метод драматической психоэлевации

  • 26 апреля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ по направлению «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста» (в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска по теме: «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»)

Практикум

Тема: «Куклотерапия – как метод драматической психоэлевации».

Подготовили: педагог-психолог Гриченок Ирина Викторовна, учитель-логопед Горбатых Ирина Афанасьевна, инструктор по физической культуре Черная Марина Викторовна, воспитатель группы комбинированной направленности для детей 5-6 лет Воробьева Татьяна Николаевна.

Притча о 3 куклах (Приложение 1)

Куклотерапия как практика существует уже довольно давно. Ещё в 1926 году невропатолог Малком Райт из Уэльса использовал кукол и кукольнй театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей. А в 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Куклотерапию практикуют во многих странах: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции.

Помочь ребенку при заболеваниях, вызванных нарушениями в центральной и периферической нервной системе, может детский невролог. В России в 1990 году  Ириной Яковлевной Медведевой и Татьяной Львовной Шишовой был разработан метод  драматической психоэлевации. Метод драматической психоэлевации – это метод психокоррекции, применяемый в работе с детьми у которых выявлены страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, легкая степень аутизма, заикание, энурез и астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение. 

************************************************************

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Куклотерапия – частный раздел арт-терапии, в основе которого лежит приём идентификации.

Когда ребёнок идентифицирует себя определённым образом, он проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, которые возможно корригировать и направлять.

Эта методика эффективна для коррекции личности ребёнка с нарушениями в поведении и выравнивания детско–родительских отношений.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер в общении во всех его проявлениях.

Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня с помощью  кукол коррегируют заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклотерапия способствует:

  • формированию позитивных установок;
  • эмоциональной и моторной адекватности;
  • формированию коммуникативных навыков.

Куклотерапия положительно влияет на развитие:

  • образного творческого воображения;
  • познавательной активности;
  • внимания;
  • памяти;
  • тонкой моторики;
  • помогает формированию пространственного анализа и синтеза;
  •  Фонематическому восприятию речи.

Направления куклотерапии:

Психодрама

Игротерапия

Сказкотерапия

Арт-терапия

Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на  «отыгрывании» болезненных для ребёнка ситуациях и поиске оптимальных жизненных «ролей».

Главный принцип – гармонизация психики в целом, преодоление недостатков. Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства:

  • упрямство может быть преобразовано в упорство,
  • выскочка научится быть лидером,
  • жадный – бережливым.

Почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства. Или, пользуясь терминологией, элевировать.   В этом суть методики. Методика драматической психоэлевации – это комплексное воздействие на детей с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.

Начальный этап ДПЭ – диагностический

Перед ребёнком раскладываются  куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами и предлагается выбрать понравившуюся

Уже сам выбор игрушки  может о многом рассказать.

  • Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит.
  • Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности.
  • Непонятную фигуру с глазамичасто выбирают расторможенные демонстративные дети.

Мы проигрываем с ребёнком знакомые ситуации:

  • позаботиться о заболевшей мама, (ЭТЮД «ЗАБОТА»)
  • как прошёл день в детском саду и т. п. – это помогает установить, уточнить проблемы ребёнка.

Позже задания становятся сложнее и интереснее:

  • надо найти выход из затруднительного положения;
  • (ЭТЮД «ПОМОЩЬ») помочь героям сказки и т. д.

Следуя методу «драматической психоэлевации» в этюдах, мы используем перчаточную куклу – собаку. Этюды про Хозяина и собаку – очень эффективный и интересный приём. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка («патологическую доминанту»)

Как правило, собаку в этюдах играет мама (если этюд задан на дом) или взрослый, показывая с её помощью поведение ребёнка, а Хозяин – это идеальная, как бы уже элевированная личность ребёнка. Хозяин (его роль играет ребёнок), воспитывая свою собаку и помогая ей правильно себя вести, воспитывает сам себя. Успех зависит во многом от степени включённости в коррекционный процесс родителей. Необходимо воодушевить родителей на активное сотрудничество.

Этюд (патологическая доминанта – ревность) «В МАГАЗИНЕ» (Приложение 2).

Этюд (патологическая доминанта – застенчивость) «В ГОСТИ ИЗ-ЗА ДОМА» (Приложение 3).

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи не только психолога,  но и логопеда, инструктора по физической культуре, а также   воспитателя,  и дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. (Этюд «ПОССОРИЛИСЬ», Этюд «ЗНАКОМСТВО»)

В своей работе мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы и удерживать внимание детей в процессе занятий, поэтому наша задача – окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил что занимается тяжёлой работой. Большой восторг вызывает у детей – возможность самому творить чудо, оживлять кукол, даровать им движения, характер.

Для совместной работы учителей-логопедов и педагога-психолога были разработаны и изготовлены штоковые и текстильные куклы, подобран ряд этюдов, упражнений и творческих заданий к ним.

Плоскостные штоковые куклы очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи детей, также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. Такими куклами можно разворачивать сказочный сюжет как  за невысокой ширмой, так и на  столе.

Этюд на развитие фантазии «ДОБРЫЙ ЗОНТИК» (Приложение 4)

Штоковые объёмные куклы с тактильными наконечниками полезны для массажа кончиков пальцев, что способствует развитию речи. Объёмные куклы сложнее удержать, потому что в работе задействованы все мышцы кисти (Диалог«НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ»)

Текстильные куклы-перевёртыши «Времена года». Используются для закрепления времён  года и развития  монологической и  диалогической речи. Данное пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и с подгруппой.

Мы хотим представить вам конкурсную коллективную работу (педагога-психолога Гриченок И.В., учителей – логопедов Носоревой Е.С., Горбатых И.А.и воспитанников ДОУ 7-го года жизни «Мы вокруг берёзоньки хороводы водим», занявшая 2-е место в выставке-конкурсе детского творчества «Золотой ларец», проводимом в рамках городского фестиваля «Наши таланты родному краю» в технике «Работа с тканью» и 2 место в областной выставке детского творчества «Страна детства» в разделе декоративно-прикладного творчества.

(Этюд «АХ, ПОДРУЖКА ДОРОГАЯ…»)

Для проигрывания ролевых игр, разыгрывания диалогов  мы используем различные варианты кукол:

Куклы с «живой рукой» , платковые куклы. Эти куклы дают возможность свободно двигаться. Развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов. (Этюд «НАУЧУ Я ДОЧКУ», Разыгрывание потешки «ЗДОРОВО, КУМА»). 

Перчаточные  и варежковые куклы привлекают своей яркостью, красочностью, динамикой, положительно воздействуют как на исполнителя, так и на зрителя. Кукла, играющая на сцене живёт для ребёнка не условно, она реальность, ожившая сказка. Кукла на руке ребёнка, выступающая для него в роли собеседника помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. (Использование кукол на сенсорной юбке, Кукольный спектакль «Теремок» с использованием театральной ширмы и декораций).

Этюды на фантазию и воображение занимают очень большое место в нашей работе. Этюды рождаются из строчек стихотворений или песенки, шутки, сценки, увиденной на улице. В этюдах с предметами мы стараемся  «оживить» тот или иной предмет, сделать его движения похожими на человеческие, но вместе с тем стремимся найти и свойственные ему одному особенности. (Этюд «ТАНЯ СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ»).

В своей работе мы используем кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Для этой цели мы разработали дидактическую куклу и серию упражнений, дидактических и творческих заданий, этюдных зарисовок.

Задачи:

  • развитие природных способностей,
  • образного мышления,
  • памяти,
  • эмоциональной сферы,
  • самосознания и самоконтроля.

Увлекаясь процессом работы с куклой, дети становятся

  • более спокойными и уравновешенными,
  • развивается произвольность психических процессов,
  • появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Наша кукла «без лица», что позволяет фантазировать – в каком настроении находится герой куклы. Для выполнения упр. ребёнку даётся целый набор для работы с лицом (глазки, ротики, брови), что позволяет моделировать 6 осн. эмоций: радость, спокойствие, удивление, грусть, испуг, злость.

Функции пособия: игровая, дидактическая, развивающая, развлекательная.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое.

Работая с куклой, ребёнок может проявлять через неё те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-тио причинам не может или не позволяет себе проявлять. При помощи данного пособия можно проводить как целое занятие, так и его фрагменты.

Данное пособие можно использовать также иных дидактических задач: обучение

  • шнуровке,
  • плетению (работа в паре: д/и «Помоги куколке собраться»),
  • нанизыванию, (Д /и «Собери бусы»)
  • развитию тактильных ощущений (д/и «Узнай на ощупь») и др.

Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками.

Игры и куклы можно и нужно использовать на занятиях по физической культуре. Инструктор по физической культуре в своей работе тесно взаимодействует с педагогами,  воспитателями и медицинской сестрой по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, что является первостепенной задачей ДОУ.

Наша работа направлена на воспитание физически развитой, эмоционально стабильной личности. Мы стараемся помочь нашим воспитанникам научиться снимать мышечное и эмоциональное напряжение, преодолевать в себе такие качества, как стеснительность, замкнутость, агрессивность и развивать у них самостоятельность, общительность, умение включаться в совместную деятельность. 

В достижении поставленных задач  большим подспорьем для нас являются разнообразные куклы, ведь у дошкольников ведущий вид деятельности – это игровая деятельность.

 На своих занятиях я часто использую плоскостные и перчаточные куклы. Плоскостные куклы я использую для обучения основным видам движений и введения общеразвивающих упражнений и упражнений дыхательной гимнастики у дошкольников младшего и среднего возраста, так как у них преобладает наглядно-образное мышление (например: летаем как птички; прыгаем как зайчики; идем как медведи). Плоскостные и перчаточные куклы используются и в подвижных играх, например «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Светофор», «Наседка и цыплята».

Перчаточные куклы я использую для проведения дыхательной гимнастики (кричим как петушок, шипим как гусь, пищим как мышь) и для введения рифмовок, например, с массажными мячами  «Колобок», «Ёжик». Использование кукол на занятиях способствует развитию внимания, памяти, мышления, обогащает словарный запас детей. Куклы вызывают положительные эмоции у детей, что, в свою очередь, приводит к лучшему усвоению материала и повышает интерес к занятию.

На занятиях я часто использую приемы самомассажа. Во время самомассажа мы воздействуем на биологически активные точки на теле, что стимулирует развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Самомассаж полезен для развития мелкой моторики рук, он снимает напряжение и улучшает эмоциональное состояние человека. Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой практикум с использованием перчаточной куклы и массажных мячей. Приглашаю 5-7 желающих.

ПРАКТИКУМ (Приложение 5)э

Приложения

Приложение 1. ИНДИЙСКАЯ ПРИТЧА ПРО ТРЁХ КУКОЛ.

Говорят, будто один шах захотел узнать, умны ли подданные его соседа султана, и послал ему в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, я по весу; однако шах велел передать, что цены у них разные: одна кукла дешевле, другая дороже, третья ещё дороже, и просил дать ему ответ, почему это так. Придворные осмотрели все три куклы нашли, что никакой разницы между ними нет.

Вскоре слухи об этом подарке распространились по всему городу; о куклах узнал и стар и млад. Но никто не мог сказать, почему же этим одинаковым куклам разная цена.
И вот один бедный юноша, которого посадили в тюрьму за какой-то ничтожный проступок, попросил передать султану, что если ему позволят осмотреть кукол, то он, по милости аллаха и государя, узнает, какое между ними различие. «А если я окажусь прав, — говорил он, — пусть меня выпустят из тюрьмы».
Султан велел доставить юношу во дворец. Принесли кукол и поставили перед ним.
Юноша осмотрел их и заметил, что у всех трех в ушах просверлены дырочки.

Тогда он взял стебелёк и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у неё изо рта. Потом сунул стебелёк в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у неё из другого уха. Наконец, он сунул стебелёк в ухо третьей кукле, и весь стебелёк остался у неё в животе. Тогда юноша доложил:
— Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кому стоит что-то услышать, как он сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. На такого человека положиться нельзя. Потому-то цена этой кукле невелика.

Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, из другого вылетают. Этот человек беззаботный, он чужим речам не внимает и советов не слушает.

А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Этот человек достойный доверия, положительный, степенный. А потому цена этой кукле самая высокая.

Приложение 2. Этюд (ревность). В магазин за игрушками

Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир».

Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут.

Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть.

И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.

- Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.

- ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.

- А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.

- Ну мы же договорились, - сказал хозяин.

- А я хочу, хочу, - заныла собака.

- Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.

- Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек.

 А дома у них состоялся разговор.

Какой разговор у них состоялся дома необходимо дописать ребенку совместно с родителями.

Приложение 3. Этюд (Застенчивость) «В гостях, но за домом»

Однажды хозяина пригласили на день рождения вместе с собакой. В гостях было весело, много вкусного, а главное – там тоже был пёс, который очень обрадовался приходу гостя с собакой. Но…..собака даже не поздоровалась, сразу спряталась за дом и сидела там, пока хозяин не позвал её домой.

- Пожалуйста, в следующий раз приходи один, твоя собак очень невоспитанная, — сказал хозяину его друг. – Я думал, она хоть с моей поиграет….

Хозяин очень расстроился.

Что он сказал собаке, когда они вышла на улицу?

Что собака ему ответила?

Приложение 4. ЭТЮДЫ НА ФАНТАЗИЮ. «ДОБРЫЙ ЗОНТИК»

Первый эпизод. На грядке, укрывшись одеялом, спит Зонтик. Слышно тиканье часов. Звонок будильника. Зонтик привстает. Слышен звук зевающего человека. Зонтик приоткрывается, снова закрывается и шлепается обратно. Затем вскакивает и сильно встряхивается. Зонтик «разминается», делая несколько энергичных взмахов — открываясь и за­крываясь.

Раздается музыка в ритме веселого марша. Зонтик, подпрыгнув не­сколько раз, уходит.

Второй эпизод. На грядке появляется Домик. За ним гонится Туча с дождем (вырезанная из фанеры или картона, на палке-держалке). Догоняет Домик и «поливает» его. Домик пытается убежать, но Туча не отстает.

В музыке звучит тема Зонтика. Врывается Зонтик. Он раскрывается и закрывает Домик. Туча опускается ниже. Зонтик складывается, сбивает Тучу на землю, прогоняет ее. Помахав Домику, бодро уходит.

Третий эпизод. На грядке появляется Цветок (на этот раз сделанный из бумаги). Разбойничий свист. Выскакивает кривая, зазубренная Сабля. Делает круги около него, грозя срезать. Цветок уклоняется, мечется. Тема Зонтика. Вбегает Зонтик. Вступает в единоборство с Саблей. Фехтуют. От сильного удара Сабля переворачивается и вонзается в землю. Зонтик вколачивает ее в землю по рукоятку. Пробует, крепко ли вбито, и, поклонившись Цветку, уходит. Цветок благодарно машет головкой.

Четвертый эпизод. Появляется лист картона. На нем нарисова­ны Он и Она, сидящие в обнимку на скамейке, спиной к зрителям. За сценой раздается ехидное хихиканье. Появляется рука и пальцем показывает на парочку. Картон поворачивается и становится к зрителям ребром. Рука перебегает на другую сторону. Хихиканье. Много рук. Картон снова в прежнем положении.

Под свою музыку вбегает Зонтик. Пытается разогнать насмешников. Но насмешников слишком много. Пометавшись, Зонтик принимает един­ственно правильное решение — приближается к парочке, раскрывается и загораживает ее. Руки собираются, советуются, перебирая пальцами, и, безнадежно махнув, уходят.

Пятый эпизод. Комната Зонтика. Зонтик входит усталой «походкой». Ложится на грядку и укрывается одеялом. Поворочавшись, засыпает. Музыка стихает. Тиканье часов.

Приложение 5. Сказка о ежике.

Еж - перчатка:

Я - славный непоседа-ёж,
На клубочек я похож,
На спине ношу иголки
Очень-очень колкие.
Хочу с вами поиграть,
Ваши пальчики размять.
Расскажу вам сказку я (сказку о ежике, друзья)
Про лесного ежика (расскажу сегодня я).

В одном сказочном лесу, в маленьком домике жил колючий непоседа-еж (спрятать мяч в ладонях). Однажды утром, маленький ежик проснулся, вышел из домика (раскрыть ладони) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по лесным дорожкам (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями) и прикатился на большую лесную поляну с цветами (круговые движения мячом по ладони). Цветы очень понравились ежику, и он стал их нюхать (прикасаться кончиками пальцев в щепотке к мячу и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки, и закапал теплый грибной дождик: кап-кап-кап (стучать кончиками пальцев по мячу).

Ежик спрятался под большим зеленым листом (ладонью руки укрыть мяч), а когда дождь закончился, маленький еж выглянул из-под листа и увидел на поляне много грибов (раскрыть ладони). Обрадовался ежик (подбрасывать и ловить мяч) и решил собрать грибы для своей мамы. Еж осторожно насадил грибы на иголки (кончиками пальцев прикасаться к мячу) и побежал домой (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями). Мама обрадовалась и похвалила ежика (погладить мяч ладонью). А вечером довольный маленький еж лег в свою кроватку и сладко уснул (спрятать мяч в ладонях).  

Еж - перчатка

А на прощание у меня
Для вас есть пожелание:
Чтоб ничего не забывать,
Здоровым быть, внимательным,
Делайте себе массаж!
Каждый день, желательно!

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Кишкинская Олеся Михайловна 07.05.2017 в 18:03

Как педагог сама использую куклотерапию и всем советую.

Елена Елена Елена 13.03.2020 в 05:05

Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!