Регистрация

Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшей группы)

  • 4 апреля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 13 «Ласточка» г. Сыктывкара. 

Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшей группы)

Авторы: Музыкальный руководитель Суворова Т.Ю., Воспитатель  Пряникова Т.А.

Актуальность

Одним из направлений развития детей дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является художественно- эстетическое развитие. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Важной задачей эстетического воспитания является формирование в детях эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников?! Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре. Данная проблема для нас стала актуальной.

В  Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:

  • между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
  • потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.

В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Театрализованная деятельность является богатейшим полем для эстетического развития детей и развития их творческих способностей, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации, новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, повышает самооценку, помогает ребенку демонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.

Программа «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва) говорит об обеспечении условий каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, т.е. создавать атмосферу эмоционального комфорта, создавать условия для творческого самовыражения, создавать условия для участия родителей в жизни группы, организовывать яркие радостные общие события жизни группы и пр.

Главное в театрализованной деятельности -это общение детей между собой и со взрослыми в процессе постановки и демонстрации спектакля. Важно помочь детям раскрыться, показать свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия, познания. И это все происходит в атмосфере радости, тепла и любви.

На наш взгляд сюжет сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» хорошо подходит для постановки в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. Он хорошо демонстрирует борьбу добра и зла, учит сопереживать и помогать героям сказки. Приближается самый долгожданный детский праздник, Новый год, а какой праздник обойдется без сказки и прекрасной музыки П. И. Чайковского.

Цель проекта: Создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей путем вовлечения их в театрализовано-игровую деятельность на основе сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей театрально- игровые творческие способности.
  2. Расширить представление детей и родителей о театре, его истории, театральной терминологии.
  3. Приобщить родителей к созданию условий для развития творческой активности детей.
  4. Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать перед зрителями.
  5. Воспитывать нравственные качества у детей.

Тип проекта: творческий, среднесрочный (2 месяца).

Сроки и место реализации:

Подготовительный этап: с 01.11.2016 по 13.11.2016;

Основной этап: с 14.11.2016 по 25.12.2016;

Заключительный: с 26.12. 2016 по 30.12.2016.;

МА ДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида г. Сыктывкара».

Ресурсы

Материально- технические: фотоаппарат, компьютер, мультимедийное оборудование с видео и презентациями по теме; магнитофон с аудио записями (сказки, музыка П. Чайковского и пр.); детские музыкальные инструменты; наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме «Театр», «Щелкунчик» и пр.; материалы для изо и конструктивной деятельности (краски, карандаши, природный, бросовый материал и пр.); настольный театр;

Учебно-методические: раскраски; картинки; конспекты НОД; сценарий театрализованной постановки; загадки, стихи;

Информационные ресурсы: сеть «Интернет»; Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»;

Целевая аудитория: Дети старшей группы (5-6 лет)- 23 человека, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.

План реализации проекта

Этапы

Сроки провед

Наименование мероприятия

Ответственные

1 этап- подготовительный:

 

С 01.11.

2016 по

13.11.

2016

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала: 1) о театре, театральной деятельности; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»;

2) создание мини-музея «Наш Щелкунчик»: фотографии, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика;

3)изготовление настольного театра плоскостных кукол;

4)оформление картотеки: игр и упражнений «Актерский тренажер», загадок, стихов, дидактических игр;

5)подготовка атрибутов и декораций к представлению.

Суворова Т.Ю.,

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

роди-тели группы.

2 этап- основной:

 

С 14.11.

2016 по

25.12.

2016

Работа с детьми:

Ежедневно:

- физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза»; «Снежная фигура замри...»; театрализованные игры;

- чтение сказок про Новый год и Рождество;

-рассматривание иллюстраций художников к сказкам;

-игры- драматизации «Снежинки» М.Картушиной, инсценировка «Потанцуй со мной, дружок» англ.нар.песня;

-игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер»; «Загадки без слов»; «Картотека театрализованных игр»);

- отгадывание загадок о зиме, театре и пр.;

-разучивание песен и танцев к представлению;

-работа по звукопроизношению,   интонационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

- знакомство с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре»);

- аппликация из цветной бумаги «Щелкунчик»;

- коллективная аппликация по сказке  «Вальс снежных хлопьев»;

-прослушивание аудио сказки «Щелкунчик», фрагментов музыки из балета «Щелкунчик», просмотр видео по теме «сказки»; просмотр мультфильма «Щелкунчик», фрагментов из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (См. Приложение 2»);

- музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);

-самостоятельное детское творчество (рисование персонажей, импровизирование движений героев под музыку, сочинение стихов и пр.); раскрашивание фигурок балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик»;

-чтение наизусть отрывков стихов и сказок;

-дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм (предмет)?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж)», «В театре», «Загадки феи Драже»; См. Приложение. «Картотека театрализованных игр».

-репетиция отдельных эпизодов сказки с музыкальным сопровождением;

-придумывание своей сказки  ( продолжение « старой сказки »,  другой конец этой сказки,  введение новых героев,  «старые» герои в современных условиях и т.д.);

-работа по звукопроизношению, интонационной  выразительностьи  речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Работа с родителями:

-Беседа «Знакомство с проектом»;

-анкетирование родителей;

-консультация «Сказка в воспитании детей»; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников»;

-помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки), элементов костюмов и пр.;

-сочинение своих сказок (стихов) или поиск в Интернете, родителями, вместе с детьми для оформления мини- книжки «Щелкунчик»; 

-создание в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;

-изготовление поделки «Мой Щелкунчик».

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

Суворова Т.Ю.,

Земляницына С.Э.

3 этап- заключительный.

 

С 26.12.2016 по

30.12.2016

-Презентация проекта родителям; на стажировочной площадке на базе ДОУ № 77;

-показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» на новогоднем празднике;

-подведение итогов, анализ полученного  результата.

Пряникова Т.А.,

Суворова Т.Ю.,

Баева Г.М.

Ожидаемый результат:

  • Показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик» родителям и детям детского сада.
  • Развитие театрально-игровых творческих способностей у детей.
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы для театрализованной деятельности.
  • Расширение у детей и родителей знаний о театре, театральной терминологии, появление устойчивого интереса к сказкам, театрализованной деятельности.
  • Формирование у детей нравственных качеств, чувства взаимопомощи, сопереживания и пр.

Основное содержание проекта

Этапы

Наименование мероприятия

Дата провед

Ответственные

1 этап- подготов.:

Определили проблему, цель, задачи;

провели диагностику творческих способностей детей (по Л. Ворониной),

Собрали необходимую информацию, литературу, дополнительный материал: 1) о театре (загадки, альбом), театральной деятельности; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»; изготовили лэпбук «Щелкунчик»;

2) создали мини-музей «Наш Щелкунчик», который расположили в центре «Театр» (уголок по театрализованной деятельности): сюда разместили альбом с фотографиями, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика (игрушка Щелкунчик, мыши, игрушечные духовые инструменты);

3)изготовили театр плоскостных кукол по сказке «Щелкунчик»;

4)оформили картотеки: игр и упражнений «Актерский тренажер»,

«Картотека театрализованных игр», «Речевые игры с движениями», загадок, стихов, оформили дидактические игры «Музыкальные инструменты», «Загадки феи Драже», «К какой сказке иллюстрация?..»;

5) с родителями провели анкетирование «Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность»; познакомили с Проектом; совместно изготовили атрибуты, костюмы, шапочки мышей и декораций (камин, канделябры) к представлению; привлекли родителей к оформлению мини- музея, к подбору экспонатов (книги, игрушки).

С 01.11.

2016 по

13.11.

2016

Суворова Т.Ю.,

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

родители группы.     

2 этап-

основной

Работа с детьми:

Ежедневно проводили:

- физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза»; «Снежная фигура замри...»; - игры- драматизации и инсценировки «Потанцуй со мной, дружок» англ.нар.песня и др.;

-игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер»; «Речевые игры с движениями»; «Картотека театрализованных игр»);

- читали сказки про Новый год и Рождество; русские народные сказки (по выбору детей);

-рассматривали иллюстрации художников к сказкам (мультимедия);

- отгадывали загадки о зиме, театре и пр. (Альбомы «Зима», «Музыкальный театр», «Балет»);

-разучивали песни и танцы к представлению;

- проводили работу по звукопроизношению, интонационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

- знакомили детей с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре»);

- сделали аппликацию из цветной бумаги «Щелкунчик»;

- коллективную аппликацию по сказке  «Вальс снежных хлопьев»;

-прослушали аудио сказки «Щелкунчик», фрагменты музыки из балета «Щелкунчик», просмотрели видео по теме «сказки»; просмотрели мультфильм «Щелкунчик», фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (См. Приложение 2);

- провели беседу с детьми о художнике- иллюстраторе Ю.Васнецове;

- провели занятие «Путешествие в мир театра» (См. Приложение);

- провели музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);

- провели индивидуальную работу с лэпбуком «Щелкунчик»;

- дети самостоятельно рисовали знакомых сказочных персонажей, импровизировали движения героев сказки под музыку, пытались сочинять стихи и пр.; раскрашивали фигурки балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик»;

- с детьми заучивали наизусть отрывков стихов и сказок;

- проводили дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм (предмет)?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж)», «В театре», «Загадки феи Драже» (См. Приложение).

-репетировали отдельные эпизоды сказки с музыкальным сопровождением;

-придумывали свои варианты сказки  ( продолжение « старой сказки »,  другой конец этой сказки,  введение новых героев,  «старые» герои в современных условиях и т.д.);

- с детьми проводилась работа по звукопроизношению, интонационной  выразительностью  речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Работа с родителями:

-провели консультацию «Сказка в воспитании детей»; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников» (печатный вариант помещен в прихожей группы, в уголке «Для Вас, родители!») (См. Приложение);

-родители оказали помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки), элементов костюмов и пр.; в разучивании текстов с детьми;

- приняли участие в оформлении мини- книжки «Щелкунчик» (по сбору загадок, стихов про театр, Щелкунчика и пр.); создании в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;

-изготовлении поделки «Мой Щелкунчик».

С 14.11.

2016 по

25.12.

2016

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

Суворова Т.Ю.,

Земляницына С.Э.

3 этап-

Заключ.

 

 

-Продемонстрировали презентацию проекта родителям (на родительском собрании);

на стажировочной площадке на базе ДОУ № 77;

-показали театрализованное представление по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» на новогоднем празднике;

-подведение итогов, анализ полученного результата.       

 

С 26.12.2016 по

30.12.2016:

20.12.16

14.12.16

 

28.12.16

 

 

30.12.16

Пряникова Т.А.,

Суворова Т.Ю.,

Баева Г.М.,

Земляницына С.Э.

Полученный результат.

В результате совместной деятельности воспитанников, родителей и педагогов ДОУ:

  • подготовлено и проведено театрализованное представление по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;
  • в группе пополнилась предметно- развивающая среда для театрализованной деятельности;
  • у детей и родителей расширились знания о театре, театральной терминологии, дети научились сочинять сказки; расширился кругозор; сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. Появился устойчивый интерес к сказкам, театрально- игровой деятельности. Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям, показывать их образы. Проектный метод объединил детей, родителей и педогогов; сформировал навыки сотрудничества. Считаем, что работу по развитию театрально-игровых творческих способностей у детей необходимо продолжить.

Список используемой литературы: 

    1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера 2006.
    2.  Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет М.: ТЦ Сфера 2011.
    3. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, № 10 2015; № 10, № 11 2016.
    4.  Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2012.
    5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи.-М.: Астраль, 2003.
    6. Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду.- М: Школьная пресса, 2000.
    7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет»: Мозаика‑ Синтез; М.; 2007.
    8. Развернутое перспективное планирование по программе "Радуга". Старшая группа. Издательство "Учитель". Волгоград. 2015.

TEXT.RU - 28.22%

Презентация проекта

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!