Регистрация

Консультация для родителей

  • 15 марта 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»


Консультация для родителей

Русские народные подвижные игры

в физическом воспитании дошкольников.

 

Давайте детям больше и больше со­держания

общего, человеческого, ми­рового, но

преимущественно старай­тесь знакомить их с этим

 через род­ные и национальные явления.

В. Белинский

Возникновение народной игры теряется в стародавних време­нах. Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говорится о лес­ных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упо­минается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.

Русская народная игра — это наша историческая память. «Игра в значительной степени является основой всей человече­ской культуры», — к этой оценке А. В. Луначарского трудно что-либо добавить.

В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как состав­ные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но осо­бенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

На Святках они ходили славить Христа, поздравляли соседей колядной песней, и в конце зимы встречали и провожали Масле­ницу. Ребятишек посылали с первовыпеченными блинами на ого­род, где они, скача верхом на кочерге, кричали: «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе со взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и заклинали птиц. Наблюдая жизнь взрослых, дети в своих играх часто имитирова­ли календарные и семейные обряды, исполняли при этом соответ­ствующие песни.

Мальчишки и  девчонки любили вместе со взрослыми прихо­дить на вечерки, собирались на деревенской улице, за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снеж­ки; с песнями катались на лошадях. Во всех народных играх про­являлась любовь русского человека к веселью, удальству.

Так подвижная игра перешла от взрослых к детям.

Однако игру не следует рассматривать только как средство развлечения. Игра— это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и спра­ведливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формиру­ет высокую нравственность.

С переходом игры от взрослых к детям действия ее упроща­лись, длинные и сложные диалоги и песни заменялись короткими присказками и разговорами.

И, может быть, нам, взрослым, какие-то игровые ситуации представляются надуманными, оторванными от действительнос­ти. Субъективно же, для самого ребенка, игра полна реального смысла, самым тесным образом связанного с действительностью. Безусловно, в играх есть и досужий вымысел: «бессловесные» зве­ри говорят, рассуждают; печка двигается, а пирожок убегает от покупателя. Но ведь воспроизводятся, казалось бы, реальные чело­веческие отношения — тем-то игра и интересна! Ребенку в игре предоставляется возможность участвовать в чем-то невероятном, но этот вымысел включает в себя идею обыкновенную и есте­ственную, то есть в вымысле есть доля правды. Так, во всяком случае, играя, думают наши дети.

Подвижные  игры, собранные из множества источников. Они достаточно разные по своему содержанию, тема­тике и организации игры; отличаются свободой применения иг­ровых движений, большими возможностями для проявления ини­циативы и творчества в двигательной сфере. Существующие в этих играх правила регламентируют не только движения, но и структуру игры в целом. В каждой игре есть установка на дости­жение результата. Даже в такой незамысловатой игре, как пят­нашки, дети бегают не ради простого удовольствия от процесса бегания. У каждого играющего есть своя цель. Она-то и ориенти­рует его на достижение определенных результатов.

Игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого на­пряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народ­ной игре!

Дети спрятались, а ищет их «палочка-застука», играя, они встречают «дедушку Пыхто», узнают, кто же такие кум и кума. Да и водящих, оказывается, называют по-разному. В одной игре — это «юлушка-юла»; в другой — «квасик-торгасик», а в третьей — «огарышек»!

В играх есть дразнилки, поддевки-остроты. Перед началом или по ходу игры дети нараспев произносят прибаутки, все вместе поют детские песенки. В прибаутках о ком только не узнаешь и кого только не встретишь! Что ни прибаутка, то яркая и динамич­ная сценка в действии!

Вот дети глядят и дивятся, как летят «кокушки» (кукушки), вместе с бабушкой Ульяной едут на базар, просят Иванушку-брат­ца «состроить» избушку, рассказывают Назару, какой он должен купить им сарафан.

Все прибаутки, дразнилки, считалки и песенки отличаются ритмичностью. Иной раз, проговаривая их, дети скандируют. Этот прием прививает им чувство ритма:

 

Чеки-чеки, чекалочки,

 Ехал Ваня на палочке,

 А Сашенька на тележке

 Щелкает орешки,

 Орешки калены,

 С Москвы привезены.

 

 Утка-Маврутка,

 Селезень-Павлутка,

 Курица-Аниска,

 Петушок-Бориска,

 Кошка-Матрешка,

 А кот — Агафошка.

 

Затейливость игр всегда зависела от самих играющих, они могли вносить в содержание изменения, прикладывать фанта­зию, не ломая устоявшийся порядок изложения игрового дей­ствия. Так, в зависимости от местности, у одной и той же игры появлялись разные названия: «Соседи», «В углы», «Уголки», «Ку­мушки».

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы вполне может основываться на необозримо разнооб­разных играх. В игре удовлетворяется потребность в действии, предоставляется обильная пища для ума и сердца; закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение по­стоять за себя, чувство справедливости.

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в буду­щем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Главная забота родителей заключается в том, чтобы игры раз­вивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали ему ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь.

TEXT.RU - 0.00% 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Числова Анастасия Геннадиевна 28.03.2017 в 20:13

Спасибо за материал. Очень познавательно. Хотелось бы еще увидеть в каком возрасте какую игру рекомендуют.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!