Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»
Югорский край – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Всем сердцем и душою влюблены.
На территории современной России проживают представители разных народов и национальностей. Не является исключением и наш округ. Культурное наследие округа представлено традициями, обычаями многонационального народа, проживающего на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В нашем городе также проживают люди разных национальностей, которые стремятся к сохранению и развитию культурных традиций, самобытных духовных ценностей.
Развитие национально-регионального компонента образования является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений.
Народная культура является первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте. Именно она включает в себя совокупность ценностей определенной группы людей, объединенных сходством языка, обрядов и традиций. Народная культура является доступной детям с рождения. Передаваемая друг другу, она обогащается и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей. Приобщаясь в семье к истокам своей национальной культуры, они практически не знакомы с обычаями, бытом, традициями своих сверстников другой национальной принадлежности.
Мы проживаем в Ханты-Мансийской автономном округе – Югре и начинать знакомство с культурой, бытом людей, населяющих Югорскую землю, целесообразно именно со знакомства с традициями, обрядами коренных жителей – ханты и манси.
Изучение национальной культуры коренных малочисленных народов Севера является современным и актуальным вопросом. В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Именно в этом возрасте происходит формирование личности ребенка. Знакомство с национальной культурой коренных малочисленных народов Севера позволит привить уважение к культуре другого народа.
Во время реализации проекта проводится цикл мероприятий, позволяющих в доступной, занимательной форме познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера, а так же сформировать у них основы межкультурных и межэтнических отношений.
Потенциал обогащенного развития личности ребенка закладывается именно в дошкольном возрасте, поэтому в воспитательно-образовательном процессе педагоги учреждения используют информационно-коммуникативные технологии. Применение мультимедийных средств (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации, усиливает мотивацию детей.
Использование интерактивной доски в рамках реализации проекта «Диалог маленьких сердец» позволяет расширить возможности предъявления информации, в интересной и увлекательной форме познакомить детей с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера, дает возможность самостоятельно работать с предлагаемым материалом. Детям предоставляется уникальная возможность создавать сюжеты, обыгрывать сказки, находить ответы на интересующие вопросы, знакомиться с культурой, бытом и традициями другого народа.
Мероприятия проекта способствуют развитию детей, формированию у них основ межнациональных и межкультурных отношений, а тем самым сохранению духовно-нравственного потенциала общества.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ межнациональных и межэтнических отношений, через знакомство с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера.
Задачи:
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
В соответствии с целью проекта и решаемыми задачами предлагается план реализации проекта, который выполняется поэтапно:
I этап – подготовительный.
Мероприятия первого этапа рассчитаны на два месяца и направлены на создание условий, способствующих повышению мотивации родителей воспитанников для участия в проекте.
II этап – основной.
Мероприятия второго этапа проводятся в течение пяти месяцев и направлены расширение знаний воспитанников о культуре и традициях народов «ханты» и «манси».
III – заключительный.
Реализация мероприятий третьего этапа рассчитана на два месяца и включает в себя подведение итогов проекта, а также показ театральной постановки по мотивам национальных сказок, легенд, сказаний для воспитанников дошкольных учреждений города, воспитанников реабилитационного центра, родителей.
Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности.
Все мероприятия проекта направлены на развитие умения находить взаимопонимание с ближайшим социумом, расширять знания детей о культуре, быте, традициях людей другой национальной принадлежности.
Успешной реализации мероприятий проекта способствует использование в работе педагогов информационно - коммуникативных технологий, что позволяет расширить возможности предъявления информации, проникнуть в чрезвычайно интересный, насыщенный разными событиями мир других народов.
Ожидаемые результаты:
Универсальность проекта «Диалог маленьких сердец» заключается в том, что предлагаемый проект может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в любом муниципальном образовании на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, а также данный проект может стать основой для организации деятельности в данном направлении в любом дошкольном учреждении на территории Российской Федерации при условии его переработки с учетом регионального компонента.
Рабочий план реализации проекта:
Этап |
Мероприятия проекта |
Ответственный |
I этап Подготовительный |
- семинар – практикум «Мост дружбы»
- психологические тренинги: «Знакомство», «Учим детей общению», «Учимся понимать друг друга», - круглый стол - ролевые игры с правилами и свободными ролями, импровизация - деловая игра "Азбука общения" |
Педагог – психолог
|
II этап Основной |
«Мой родной край» (с участием родителей)
«Югра глазами детей»
- «История семьи», - «Семейные заповеди», - «Хоровод кукол» (презентация национальных костюмов).
«Северное сияние»
|
Воспитатели групп, педагог – психолог учитель – дефектолог учитель – логопед, музыкальный руководитель
|
|
Музыкальный руководитель
|
|
|
Специалисты учреждения |
|
|
Инструктор по физической культуре |
|
III этап Заключи -тельный |
|
Все специалисты |
Фотоотчет по реализации проекта «Диалог маленьких сердец»
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Викторовна! Отличный проект, формирующий у детей представления о своей Малой родине. Материал действительно может быть полезен педагогам для реализации регионального компонента образовательной программы любого места России при необходимых изменениях. К моему большому сожалению, у меня не отобразился Ваши фотоматериалы.К
Я тоже не вижу фото почему-то, а ведь вставить их не трудно. и работа была бы куда интереснее
Здравствуйте, Наталья Викторовна. Чтобы правильно вставить фото, изучите наши Правила на странице: https://www.o-detstve.ru/how_to_publish/