Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
«Самое дорогое у человека – это его жизнь», – писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия.
Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситуациях, опасных для их жизни.
Так что же такое безопасность?
Безопасность – состояние защищённости жизненноважных интересов личности, общества.
Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности (Ожегов «Толковый Словарь»).
Признаками, определяющими опасность, являются:
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведение. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими.
У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Ребенку нужно значительно больше времени, чтобы отреагировать на опасность.
У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 с. Ребенку требуется для этого 3-4 с.
Он не в состоянии на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Чтобы отличить движущуюся машину от припаркованной, семилетнему ребенку требуется до 4 с., а взрослому на это понадобиться лишь четверть секунды.
Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Целью обучения дошкольников основам безопасности формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Деятельность ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает:
В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге в план работы с педагогами могут быть включены следующие формы:
Среди форм работы с детьми по данному разделу можно выделить:
С целью повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма могут использоваться следующие формы:
Особое значение в работе по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление уголков ПДД в групповых комнатах, а также соответствующая разметка территории ДОО.
Так все больше оснащаются кабинеты ОБЖ в ДОУ, где дети могут в игре закрепить представления о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте. Популярным в последнее время становится создание автогородков на территории ДОО.
Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Решение программных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Необходимо разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.
Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно, столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни.
С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе. Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.
Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть.
Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах. Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.
В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.
Материалы и пособия |
Содержание |
|
-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах, -макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек, -переносной механический действующий светофор, -знаки дорожного движения, -фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов, -плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, -светофоры, игрушки транспортные, -конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы, -раздаточный материал по теме, -раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»; -игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др. -Альбомы «История развития автомобилестроения» Как появились правила дорожного движения»; «Зебра»; «История светофора». |
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов:
|
Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Автосервис», «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания»: -жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, -игрушки транспортные, - модули транспорта (скорая помощь, ДПС, трамвай, троллейбус и т.д.) -флажки для перехода улицы, -планшеты с перекрёстком, -нагрудные изображения с различным видом транспорта. |
Дорожные знаки нагрудные и переносные:
|
Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные: – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки: – «Дети»; запрещающие знаки: – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки: – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета: – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». + мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. |
Дидактические игры:
|
«О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», «Цветные автомобили», «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Машины». |
Настольные игры:
|
«Автопарк»; «Дорожные знаки»; «Дорожные подсказки»; «Перевертыши»; «Помощник светофора»; «Транспорт». Макет «Моя улица» |
Подвижные игры:
|
«Внимание на дороге»; «Вспомни все»; «Зимние автогонки»; «Красный»; «Не попал»; «Парковка»; «Светофор»; «Тачки»; «Тише едешь»; «Чудо»; «Эстафета»; Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.) |
Центр книги по безопасности: |
Г. Остер «Зарядка для хвоста», А.Барто «Зарядка, Я.Пишумова «Машины», «Песенка о правилах», В.Кожевникова «Светофор», А.Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара» А.Северный «Светофор», О.Бедарева «Если бы..», «Азбука безопасности», И.Лешкевич «Гололед», с.Михалков «Моя улица», «Скверная история»; «Велосипедист», А.Дмоховский «Чудесный островок», Н.Носов «Автомобиль», С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; В. Семернин «Запрещается – разрешается». |
Элементы индивидуализации:
|
-Фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи……». -Персональные коллекции автомобилей. -Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения». - Выставочная зона –наличие детских и взросло-детских творческих работ, посвященная ПДД. -Персональные выставки: «Я придумал новый дорожный знак» и т.д. -Творческие мастерские (по интересам): изготовление автомобилей, дорожных знаков и т.д.. -Выставки подделок. -Детское проектирование: «История Автомобиля», «Как появился светофор?» и т.д. -Альбом «Азбука дорожной безопасности» (совместная деятельность с детьми); «Когда мы – пассажиры». |
Участок группы: |
Малые формы: -машины, автобус; - светофор, пешеходный переход, разметки на дороге, дорожные знаки |
Методический материал: |
Картотеки стихов, загадок и др. -Картотека игр; -Картотека презентаций (диск): Презентация «Опасных ситуаций», «ПДД»; - Картотека видеофильмов о ПДД (диск). |
Список литературы:
1. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 208 с.
2. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Дорожная безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 96 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010. – 240 с.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!