Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Конспект НОД направлен на развитие художественных способностей детей и детского творчества при работе с тканью. Конспект может быть использован как на занятии, так и при работе творческих мастерских, индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Такое занятие можно провести при изучении темы народной культуры, народного творчества, традиций, т.к. основой для него служат фольклорные материалы. Конспект содержит фотографии пошагового изготовления куклы-оберега.
Конспект НОД Прикладное творчество. Тема: «Кукла Веснянка»
Старшая группа
Выполнила: Вихарева Надежда Борисовна, воспитатель МОУ Архангельская школа.
Цель: Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи: Формировать умение делать куклу- оберег из ткани, закреплять умение анализировать сделанный педагогом образец поделки, на основе анализа планировать создание собственной поделки. Продолжать формировать у детей ручные умения и навыки при работе с тканью. Закреплять представления о различных видах ткани, умение самостоятельно подбирать ткань по фактуре и цвету. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к русской народной культуре, музыке, побуждать к использованию в речи фольклора, уважение к результатам труда.
Оборудование: лоскуты ткани 10 на20 см. разного цвета и фактуры, лоскуты ткани белого или розового цвета и 20 на 30 см, вата, нитки шерстяные ярких цветов, плотные полоски картона 5 на 15 см., готовые заготовки фартуков, образец поделки Куклы-Веснянки, музыка для динамической паузы «У Маланьи», народные песни «Ой, вы ветры, ветерочки мои», «Во поле береза стояла», заклички «Синички-сестрички»
Предварительная работа: Беседы о весне и народных традициях встречи весны, разучивание народных закличек о весне, экскурсия в школьный краеведческий музей, рассматривание старинной утвари, одежды, разучивание народной игры «У Маланьи».
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие»
Мотивация: Сделать волшебную куклу, которая может защитить человека от злых сил, которую можно подарить своим близким на приход весны.
Вход бабушки Маланья в русском костюме: Здравствуйте детишки! Я бабушка Маланья, посмотрите какой у меня красивый сарафан, кокошник, лапти. Одежда у меня необычная. Носите, вы такую? А ваши мамы, а бабушки?
– Нет, не носят.
– Ох, из давних стародавних времен, я к вам сюда попала, вот и одежда у меня старинная, русская.
– Видели, вы, такую когда-нибудь? Где видели?
– В сказках, в музее.
Появилась я у вас не просто так, а чтобы кое-чему вас научить, много мудрости разной в те времена было, много полезного люди знали и своим детям передавали. Во времена те давние люди жили по-другому, детей своих любили, как и ваши родители вас любят, а вот игрушек таких у детей не было, не придумали их еще, а были другие самодельные.
Показывает детям куклу-веснянку.
– Вот такие. Это куколка-Веснянка, кукла-оберег.
На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла, была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
– Хотите попасть в прошлое и научиться « вертеть» куколку?
– Да, хотим!
Кукла Веснянка – это веселая, задорная тряпичная кукла, которую делали раньше на Руси на приход весны, с приходом весны такие куклы принято было дарить друг другу. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Кукла Веснянка – это оберег молодости, красоты, здоровья, радости и благополучия. А как же сделать эту замечательную куклу я вам сейчас покажу.
Познакомимся поближе с Веснянкой. У куколки есть голова, с яркими волосами, туловище, юбка, руки, фартук. А вот лицо рисовать куколке было непринято, считали люди, что кукла с лицом может сглазить ребенка, принести несчастья. Существовало поверье, что при изготовлении кукол-оберегов нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками.
Дети рассматривают куклу, передавая из рук в руки.
– Посмотрите, что нам понадобится для работы. Раньше лоскутки ткани называли тряпички, поэтому кукол тоже величали – тряпичными. Давайте рассмотрим и потрогаем лоскутки ткани, наши тряпички. Расскажите, все ли они одинаковые по цвету, по фактуре, по размеру. Ткань разная, чтобы куколки наши были красивые и нарядные.
– Какие еще материалы необходимы для работы?
– Конечно же, нитки. Потрогайте и сравните моточки ниток. Толстые нитки понадобятся для изготовления волос. Волосы у куклы ровные, длинные. Выберите какой цвет вам больше нравится. Тонкие нити нужны для сматывания частей куклы: головы, рук, туловища.
– Еще нам понадобиться кусочки ваты, а давние времена использовали шерсть козы, овечки.
Материалы все рассмотрели, а сейчас я буду вам рассказывать и подробно показывать порядок работы.
1 этап: Нужно взять лоскут ткани белого цвета, он самый большой по размеру, положить на краешек в середине лоскутка кусочек ваты и скрутить ткань в трубочку.
Трубочку согнуть пополам и замотать тонкой ниточкой шею кукле.
2 этап: Лоскутки меньшего размера, любого цвета который вам больше нравиться, нужно согнуть пополам по длинной стороне, а потом еще раз пополам – это руки. Тонкой ниткой замотать кончики – получились кисти рук.
3 этап: Собираем нашу куколку. Подготовленную заготовку рук вставляем между двумя частями туловища. Заматываем поясок и крест на крест верхнюю часть туловища.
4 этап: Самый увлекательный – наряжаем куколку в сарафан, такой как у меня. Для этого выбираем лоскуток ткани яркого цвета, среднего размера, оборачиваем его вокруг туловища куколки – приматываем тонкой нитью. Можно нарядить куклу в фартук – здесь готовые формы, выберите подходящий по цвету к сарафану.
5 этап: Мастерим волосы. Наматываем шерстяные, толстые нити на картонную полоску, наматывать нужно плотно, как клубочек мотаем. Снимаем, просовываем в отверстие в голове, закрепляем хвостик, разрезаем – волосы готовы.
– Красивая, яркая получилась Веснянка, сразу теплом, солнышком повеяло. Засиделись вы у меня выходите, да с Веснянкой отдохните.
Звучит аудиозапись народной игры « У Маланьи у старушки» (музыка с текстом, дети встают в хоровод и действуют по тексту, в конце слов показывают движения как наматывать клубок ниток, вращения кистей рук)
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,
(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так...-
Самостоятельная деятельность детей.
– Отдохнули. А теперь посмотрите у вас на столе лежат фотографии с последовательностью изготовления куклы. Небольшое соревнование команд сидящих за одним столом – нужно выложить фотографии по порядку, составить цепочку последовательности работы: что сначала, что потом. (дети работают самостоятельно коллективно, каждый стол выкладывает цепочку последовательности )
– Я смотрю, вы все справились с заданием. Молодцы!
– А теперь я предлагаю вам приступить к работе, а фотографии у вас на столах вам помогут.
(Дети работают самостоятельно под русскую народную музыку: песня в исполнении Е.Фроловой «Ой, вы ветры, ветерочки мой…», «Во поле береза стояла»).
Итог занятия
Бабушка Маланья кличет к себе ребятишек, и девчонок и мальчишек. Выходите своих куколок покажите. Вместе с куколками давайте весну кликать и пусть ваши куколки вас берегут, охраняют и во всем помогают. Куколки эти волшебные, они хранят тепло ваших рук, их можно подарить своим близким. (Все вместе поют закличку, держа в руках куколок)
Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Кулички- мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!
Рефлексия:
Вот такие куколки у нас получились.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.