В настоящее время ученое занятие является основополагающим элементом системы дополнительного образования.
Занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.
Учебное занятие представляет собой одно из звеньев образовательной программы, реализуемой в конкретном объединении.
Алгоритм подготовки к занятию:
1. Согласовать тему занятия с программой, календарным учебным графиком.
2. Проанализировать предыдущее занятие и при необходимости откорректировать тему занятия.
3. Определить цель и задачи занятия.
4. Определить тип занятия и его структуру (в соответствии с типом).
5. Составить план занятия.
6. Отобрать содержание теоретической и практической части занятия.
7. Определить методы проведения занятия.
8. Определить необходимое оборудование.
9. Подготовить необходимое методическое обеспечение и дидактический материал (с учетом разного уровня готовности обучающихся).
10. Подготовить резервный материал на случай более быстрого выполнения плана занятия.
11. Разработать план-конспект занятия.
Классификация учебных занятий
Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и обучающихся на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой.
Учитывая активную позицию обучающихся в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:
- изучение и первичное закрепление новых знаний;
- закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности;
- обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
- проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности. Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, основной, заключительный.
Примерная структура учебного занятия:
1 этап – организационная часть;
2 этап – теоретическая часть;
3 этап – практическая часть;
4 этап – окончание занятия.
Организационная часть занятия
Цель – привлечь внимание обучающихся, настроить на предстоящую деятельность.
Длительность от 1 до 3-х минут.
Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к занятию обучающихся, оборудования, выявление отсутствующих. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Сообщение плана и целей занятия.
Теоретическая часть занятия
Цель – донести новые знания.
Длительность до 20-30 минут.
Включает следующие элементы:
- изложение исторических данных по теме занятия;
- устное описание объекта практической работы (раскрытие его назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
- описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
- правила техники безопасности.
Теоретическая часть будет максимально содержательной и интенсивной, если:
- использовать наглядный и раздаточный материал;
- использовать технические средства обучения;
- привлечь к подготовке и изложению теоретического материала самих обучающихся (начиная со второго года обучения);
- использовать игровые методы обучения.
Практическая часть занятия
Цель – привить умения и навыки практической деятельности по изучаемой теме.
Длительность от 20 минут.
Включает следующие элементы:
- выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы;
- подготовка материалов, инструментов, необходимых для выполнения конкретной практической работы;
- практическую часть следует разделить на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представлять собой некую законченную часть работы.
Педагог контролирует деятельность обучающихся, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
- возраст обучающихся;
- тему учебного курса;
- уровень подготовки обучающихся;
- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
- стремление обучающихся к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия
Цель – дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Длительность - заключительные 10-15 минут.
Включает следующие элементы:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
- объяснение домашнего задания (при необходимости);
- организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
- необязательность его наличия и выполнения;
- творческий характер;
- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды)работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Организационные требования к занятию:
– рациональное использование и распределение учебного времени;
– общая организационная чёткость (своевременность, установка на деятельность, оптимальный темп обучения, логичность, дисциплинированность);
– логичность и эмоциональность всех этапов образовательной деятельности;
– творческий подход к формированию типа, вида, структуры учебного занятия; гибкость и подвижность структуры урока (занятия) в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе;
– оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы обучающихся на занятии;
– организация обратной связи с обучающимися в процессе обучения;
– создание условий для продуктивной деятельности обучающихся на занятии;
– эффективное использование технических средств и средств наглядности;
– организация самостоятельной деятельности обучающихся по формированию знаний, умений и навыков.
Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия:
Факторы риска:
Для наиболее эффективной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагог обязан качественно и тщательно готовиться к каждому занятию, продумывать его структуру, цели и результаты. Очень важно уметь анализировать подготовленные занятия, чтобы выявить положительные результаты и недостатки, которые необходимо устранить.
Вопросы для самоанализа занятия
1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?
2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?
3. Какие задачи решались на занятии:
а) образовательные,
б) воспитательные,
в) развивающие
4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли "связки" между этапами занятия?
6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?
7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?
11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?
12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?
14. Запасные методические "ходы" на случай непредвиденной ситуации.
15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?
Использованные интернет-ресурсы:
1. Занятие в системе дополнительного образования https://ddt-bataysk.ru/wp-content/uploads/2016/12/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9-1.pdf
2. Скородумова Е.А. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации) [Электронный ресурс от 30.11.2023] http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
3.Учебное занятие в учреждении дополнительного образования (методические рекомендации) [Электронный ресурс от 30.11.2023] https://yarlad.edu.yar.ru/pedagogam/uchebnoe_zanyatie.PDF
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.