Дополнительная общеразвивающая программа
МИР ТВОРЧЕСТВА
для детей 7 – 10 лет
Волгоград
2019 г.
I. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- ФЗ закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Конвенции о правах ребенка.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- "Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых";
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р)
- Инструкций по технике безопасности,
- СанПиН.2.4.5.3172-14
Направленность образовательной программы
"Мир творчества"
Программа имеет художественную направленность, ориентирована на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Актуальность программы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастер не будет не замечен.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена потребностью обучающихся в создании оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Здесь четко соблюдаются принципы наглядности, последовательности. Программа опирается не только на опыт предыдущих поколений, но и на современные тенденции.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она позволяет раскрепостить обучающегося, дает ему возможность быть самим собой, учит творчески мыслить, видеть что-то по-своему, по- новому, так, как не видел никто.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы в разнообразии содержания и гибкости методических приемов, в условиях освоения программы прослеживается стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Материально – техническое оснащение программы привлекает изобилием материала, тем самым увлекая учащихся в образовательный процесс. Обучение по данной программе построено по принципу "от простого к сложному": от создания простых изделий с несложной техникой исполнения до настоящих произведений искусств.
Обучающиеся получают общие сведения о народном искусстве с учетом характерных традиций местности, закрепляют знания основ материаловедения, овладевают начальными знаниями, изготавливают несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 10 лет.
При распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения, проявляемый интерес к определенным видам творчества.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 16 учебных часов. По данной программе можно работать со школьниками в каникулярное время.
Форма обучения
Форма обучения очная.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академического часа, всего 8 занятий (16 часов).
Цель программы
Целью данной программы является:
Развитие творческих способностей обучающихся посредством овладения основ народного и современного декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
В ходе достижения цели решаются задачи:
Предметные:
• Обучить работе с некоторыми видами технологий художественной обработки и декорирования изделий.
• Научить ставить перед собой цели и самостоятельно достигать их.
Метапредметные:
• Развивать форму детского творческого экспериментирования.
• Способствовать развитию коммуникативных способностей.
Личностные:
• Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие.
• Воспитывать устойчивое внимание, дисциплинированность.
• Формировать духовную культуру, привить любовь к традиционному народному искусству.
Учебный план
№
Блок Количество часов
Форма контроля
всего теоретическ. практическ.
1
Вводное занятие. ТБ
2
2
-
Опрос
2
Бисероплетение
4 1 3 Выставка изделий,
Конкурс
3
Изделия из соленого теста
4 1 3 Выставка изделий,
Конкурс
4
Обереги
4 1 3 Выставка изделий,
Конкурс
5
Итоговое занятие 2 - 2 Фестиваль идей
Итого 16
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория: План работы объединения "Мир творчества", правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Организация рабочего места.
2. Бисероплетение
2.1. История бисероплетения.
Теория: История бисероплетения. Виды бисера. Подбор материалов для работы. Рабочее место. Сочетаемость цветов. Чтение схем. Т/б.
Практика: Работа со схемами. Плетение цветочков.
2.2. Нежный букет.
Теория: Технология плетения цветочков на проволоке.
Практика: Плетение цветочков и оформление букета.
3. Изделия из соленого теста
3.1. Знакомство с работой с соленым тестом.
Теория: Рецепт соленого теста. Материалы и инструменты. Рабочее место. Т/б.
Практика: Приготовление соленого теста. Вырезание фигурок из теста по шаблону.
3.2. Окрашивание соленого теста. Панно.
Теория: Способы окрашивания.
Практика: Изготовление и оформление панно.
4. Обереги.
4.1. Предания старины, виды оберегов, символика. Техника изготовления.
Теория: История и символика оберегов. Техника изготовления. Рабочее место. Т/б.
Практика: Составление эскиза. Использование полученных знаний по бисероплетению и лепке из соленого теста. Изготовление деталей оберега.
4.2. Работа по эскизу.
Теория: Т/б.
Практика: Изготовление и оформление оберега.
5. Итоговое занятие.
Практика: Выставка-защита работ. Викторина по пройденному материалу.
Планируемые результаты
В результате обучения к концу года дети должны обладать следующими знаниями, умениями, навыками:
Должны знать Должны уметь
правила безопасности;
технологию изготовления изделий, художественной обработки и декорирования изделий;
основы формообразовании и цветоведения
работать нужными инструментами и приспособлениями;
выполнять изделия в технике:
бисероплетение,
лепка из соленого теста;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала)
декорировать изделия
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№
п/п Дата Уровень Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Форма контроля
1. 1 стартов. Вводное занятие. Техника безопасности. Групп. Опрос
Бисероплетение
2. стартов. История бисероплетения. Виды бисера. Техника безопасности при работе с бисером Групп. Опрос
3. стартов. Нежный букет Практ. Выставка
Изделия из соленого теста
4. стартов.
Знакомство с работой с соленым тестом. Техника безопасности Групп.
5. стартов.
Окрашивание соленого теста. Панно.
Групп. Выставка
Обереги
6. стартов.
Предания старины, виды оберегов, символика. Техника изготовления. Групп Опрос
7. стартов. Работа по эскизу
Практ. Конкурс
8. Выставка-защита работ. Подведение итогов.
Условия для реализации программы
Занятия проводятся в светлом помещении, с хорошей вентиляцией. Большое значение придаётся чистоте и оформлению кабинета.
При организации учебного процесса должны быть учтены физиолого-гигиенические и психолого-педагогические ограничительные и разрешающие нормы рекомендаций.
Для организации учебного процесса необходимы:
• Мебель, соответствующая возрасту младших школьников;
• Методическая литература по данному курсу;
• Материалы и инструменты: ножницы, карандаши, клей, декоративный материал.
Оценочные материалы
Для определения уровня развития обучающихся рекомендуется по окончании каждого блока отводить время на контроль. Контроль можно проводить в форме беседы по разделу программы, выставки, конкурса на лучшую работу.
Итоговое занятие проводится в форме выставки с презентацией своих работ. Критерии оценки работ: дизайн, качество выполнения, надежность в эксплуатации.
Методические материалы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы по дополнительному образованию, предполагают наличие:
1. Образцов изделий;
2. Схем бисероплетения;
3. Цветных сюжетных и предметных картинок по теме;
4. Описания упражнений на внимание, воображение.
Оборудование
1. Шкафы для пособий и поделок
2. Столы и стулья для детей
Материалы и инструменты
1. Бисер и проволока.
2. Картон, ножницы
3. Карандаши, фломастеры, краски, кисти.
4. Клей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. М.: Культура и традиции,1999
2. Кудрявцева М. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги. М.: Мой Мир, 2006
3. Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы /Под ред. Н.В. Богначевой и др. М.: "Просвещение",1992
4. Стильные штучки для вашего дома. М.: "Аст-Пресс книга",2006
5. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. Мой Мир, 2007
6. Ханаева И.Н. Соленое тесто. М.: "АСТ-Пресс книга", 2006
7. Шептуля А. Обереги своими руками: ООО Издательство "Эксмо", 2007
Список литературы, рекомендуемый для родителей
1. Калинич М. Павловская Л. Рукоделие для детей. Ми.: "Полымя",1997
2. Петрунькина А. Фенечки из бисера. Спб.: "Кристалл", 1998
3. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками. М.: "Мой Мир", 2006.
4. Суканова Н., Ермакова И. Оригинальные украшения М.: "Аст-Пресс", 2001