Регистрация

Сборник задач по теме: Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ

  • 10 июня 2019

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

"Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий"

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА                                                   

на заседании методического совета  от "___" _______ 2019 г.                        

Протокол № ____                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал

Сборник задач по теме:

Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ

 

 

 

Выполнила:

Тарасова Ольга Анатольевна,

методист,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2019

Содержание

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………...……………...3

СБОРНИК ИГР……………………………………………………..….…4-7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….....………….. ….8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …9

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Часто в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит
о том, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой –
не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца.
И тут же звучит объяснение: "Одному дано, а другому – нет". Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня. 

Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся знания. 

Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. 

Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют, прививая детям вкус
к творчеству. 

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Развитие творческого воображения и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ, утверждает, что творческое воображение развивать просто необходимо, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать? 

Игра – эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей
с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества.
В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи.

Данный дидактический материал предлагает описание тризовских игр, которые можно включать в занятия или конкурсные программы.  Игры   разделены по блокам. Каждый блок преследует определенную цель. Педагог в своем занятии может использовать одну или несколько игр из определенного блока, в соответствии с целью занятия. Возраст обучающихся – от 7 до 10 лет.

Цель - использование дидактического пособия как средства формирования творческого мышления ребёнка.

 Сборник игр

 

Цель: научить систематизировать и выделять существенные свойства предметов, делить объекты на группы по заданному основанию. Сформировать умение выбирать основание для классификации предметов
с противоположными свойствами по заданным признакам. 

 

Игра "Аукцион"

Все обучающиеся стоят. Педагог показывает какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагает обучающимся по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой?, что делает?. Если обучающийся повторяет уже сказанное или затрудняется ответить,
он садится. В конце игры остается один обучающийся-победитель. 

 

Игра "Цепочка". 

(Проводится в кругу). Педагог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Обучающийся возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему обучающемуся. И т.д. 

Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная. 

 

Игра "Поезд". 

Обучающиеся называют любые слова. Педагог записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство. 

Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары. 

Пример: На доске записаны слова: музыка – игра – лягушка – карандаш – и т.д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д. 

 

Цель: научить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления. 

 

Игра "Паутинка". 

Педагог называет два предмета (явления). Обучающиеся по-очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме. 

Пример: Сено и авторучка 

Варианты ответов: 

а) ручка выпала и затерялась в сене; 

б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена; 

в) пейзаж со стогом сена, нарисованный авторучкой; 

г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка
с водой внутри. 

 

Игра "Четвертый лишний". 

На доске – рисунки с изображением предметов. Нужно исключить лишнее и аргументировать, почему. (Например, изображены: яблоко, апельсин, банан, помидор. Классический вариант ответа: "Помидор – лишний. Это овощ, а все остальное фрукты). 

Возможные основания для сравнения: цвет, стоимость, вкус, где растёт, количество букв в обозначенном слове и др.

 

Игра "Путаница". 

Обучающиеся делятся на две группы. Одна группа записывает
на отдельных листочках имена существительные, другая глаголы. Затем педагог наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например, "стол летает", "мороженое танцует", "облако стреляет" и т.д. 

Нужно:

а) попытаться объяснить последствия получившихся нелепиц; 

б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии. Например, объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет. 

 

Цель: развивать ассоциативное мышление, привить навыки выхода
за рамки привычных цепочек рассуждений, борьбы с психологической инерцией. 

 

Игра "Теремок"

На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для "приобретения билетов в сказочную страну" (или на машину времени, или в страны Загадок). 

В теремке живет …. Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож. 

Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д. 

 

 

Игра "Отгадай-ка". 

Обучающийся выходит из класса, коллективно загадывается какой-либо предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет задан. 

 

Игра "Превращение". 

Представить, что класс заколдовали и превратили, например, в (море, лес, город, стройка, театр и т.д.). Каждая группа получает название того,
во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе. 

Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных…). Перечисляется, что в классе похоже на перечисленные объекты. 

 

Игры "Ассоциации" или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности. 

Педагог называет предмет или явление, а обучающиеся приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов: 
в пространстве: глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь. 
во времени: утро – восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т.д. 

б) Ассоциации по подобию: 

Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т.д. 

Море – пустыня, остров, государство. 

Подобного цвета – зола, кот, ночь, ручка, волос. 

Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник 

Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер. 

в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты) 

экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга. 

 

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь. 

 

Игра "Суд". 

Обучающиеся делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда "прокуроров" указывает на отрицательные стороны объекта, а другая "адвокаты" - на положительные. Ответы оцениваются баллами
или фишками. 

 


          Игра "Спор". 

Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия. 

Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специальными снарядами, т.к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Игры, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно
на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, научить детей приёмам прикладной диалектики. 
 

Такой подход к обучению повышает интерес обучающихся, формирует творческие способности, рационализаторское мышление. уверенность в себе и в своих силах.

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Альтшуллер Генрих. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач/ Г.Альтшуллер. - Москва: Книжный мир, 2002. –57 с.
  2. Иванов Г.И. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов (сборник)/ Г.И. Иванов. – Москва: ИГ "Весь", 2012. – 120 с. 
  3. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990. – 67 с. 
     
0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!