Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
"Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий"
УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического совета от "___" _______ 2019 г.
Протокол № ____
Дидактический материал
Сборник задач по теме:
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ
Выполнила:
Тарасова Ольга Анатольевна,
методист,
педагог дополнительного образования
Волгоград, 2019
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………...……………...3
СБОРНИК ИГР……………………………………………………..….…4-7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….....………….. ….8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …9
Пояснительная записка
Часто в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся знания. Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют, прививая детям вкус Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Развитие творческого воображения и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ, утверждает, что творческое воображение развивать просто необходимо, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать? Игра – эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей Данный дидактический материал предлагает описание тризовских игр, которые можно включать в занятия или конкурсные программы. Игры разделены по блокам. Каждый блок преследует определенную цель. Педагог в своем занятии может использовать одну или несколько игр из определенного блока, в соответствии с целью занятия. Возраст обучающихся – от 7 до 10 лет. Цель - использование дидактического пособия как средства формирования творческого мышления ребёнка. Сборник игр
Цель: научить систематизировать и выделять существенные свойства предметов, делить объекты на группы по заданному основанию. Сформировать умение выбирать основание для классификации предметов
Игра "Аукцион". Все обучающиеся стоят. Педагог показывает какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагает обучающимся по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой?, что делает?. Если обучающийся повторяет уже сказанное или затрудняется ответить,
Игра "Цепочка". (Проводится в кругу). Педагог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Обучающийся возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему обучающемуся. И т.д. Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
Игра "Поезд". Обучающиеся называют любые слова. Педагог записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство. Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары. Пример: На доске записаны слова: музыка – игра – лягушка – карандаш – и т.д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д.
Цель: научить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления.
Игра "Паутинка". Педагог называет два предмета (явления). Обучающиеся по-очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме. Пример: Сено и авторучка Варианты ответов: а) ручка выпала и затерялась в сене; б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена; в) пейзаж со стогом сена, нарисованный авторучкой; г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка
Игра "Четвертый лишний". На доске – рисунки с изображением предметов. Нужно исключить лишнее и аргументировать, почему. (Например, изображены: яблоко, апельсин, банан, помидор. Классический вариант ответа: "Помидор – лишний. Это овощ, а все остальное фрукты). Возможные основания для сравнения: цвет, стоимость, вкус, где растёт, количество букв в обозначенном слове и др.
Игра "Путаница". Обучающиеся делятся на две группы. Одна группа записывает Нужно: а) попытаться объяснить последствия получившихся нелепиц; б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии. Например, объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет.
Цель: развивать ассоциативное мышление, привить навыки выхода
Игра "Теремок". На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для "приобретения билетов в сказочную страну" (или на машину времени, или в страны Загадок). В теремке живет …. Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож. Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.
Игра "Отгадай-ка". Обучающийся выходит из класса, коллективно загадывается какой-либо предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет задан.
Игра "Превращение". Представить, что класс заколдовали и превратили, например, в (море, лес, город, стройка, театр и т.д.). Каждая группа получает название того, Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных…). Перечисляется, что в классе похоже на перечисленные объекты.
Игры "Ассоциации" или ассоциативные цепочки. а) Ассоциации по смежности. Педагог называет предмет или явление, а обучающиеся приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов: б) Ассоциации по подобию: Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т.д. Море – пустыня, остров, государство. Подобного цвета – зола, кот, ночь, ручка, волос. Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер. в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты) экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга.
Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь.
Игра "Суд". Обучающиеся делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда "прокуроров" указывает на отрицательные стороны объекта, а другая "адвокаты" - на положительные. Ответы оцениваются баллами
Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия. Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специальными снарядами, т.к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность.
Заключение
Игры, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно Такой подход к обучению повышает интерес обучающихся, формирует творческие способности, рационализаторское мышление. уверенность в себе и в своих силах. |
|
Список литературы
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.