Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Формирование у детей 6-7 лет интереса к конструированию. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально - экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе заметное место может занять конструирование Требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации побуждают педагогов к созданию новой образовательной модели, основу которой составляют развивающие, игровые технологии и методики деятельностного типа. К таким методикам и технологиям относится конструктивно-модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам: -- стремительное развитие науки и техники, автоматизация промышленных процессов; -- технологичность повседневной жизни: освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.; -- инновационные процессы развития дошкольного образования как первого уровня основного общего образования; -- развитие в конструировании мыслительных функций и способностей(наблюдательность, сообразительность, инициативность в принятии решений). Конструирование(от лат. construo - строю, создаю) В Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность. Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Начиная работу по конструированию , я, прежде всего, внимательно изучила данный раздел в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Подобрала методическую литературу по данной теме и с большим интересом ознакомилась со статьями, которые помогли мне планировать образовательную деятельность по конструированию и использовать игры с конструктором в повседневной жизни. В своей работе использую специализированную программу дошкольного образования «Конструирование и художественный труд в детском саду» автор Л.В. Куцакова. Помимо конспектов, представлена система занимательных игр и упражнений по конструированию. Автор предлагает систему разнообразных занимательных игр-экспериментов, игр-фантазий, позволяющих мне в увлекательной для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения. Требования к предметно – пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Для решения поставленной цели в группе был создан Центр «Учимся конструировать», оснащённый следующим материалом: -- мелкий /настольный/ и крупный /напольный/ строительный материал; ---конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей; -- плоскостные конструкторы и головоломки; -- для обыгрывания построек были подобраны мелкие игрушки, фигурки людей, матрешки, машинки и т.д; -- материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном; -- материалы и оборудование для работы с использованным /бросовым/ материалом; -- природный материал; Для проведения занятий были приобретены наборы настольного деревянного строительного материала, различные виды конструкторов для каждого ребенка. Материал центра постоянно обновляется и пополняется: создана презентация виртуальной экскурсии «Башни Тульского Кремля», презентация «Дома» (использование информационно - коммуникативной технологии). В данный момент я собираю и систематизирую демонстрационный материал: фотографии и иллюстрации разных архитектурных сооружений г. Тулы, Москвы и Санкт-Петербурга, образцы построек из деревянного материала, разрабатываю схемы зданий различного функционального назначения, выбрала место для экспонирования детских работ. И вот, в группе появился строительный материал. С чего начать? Моим основным принципом работы является системность и последовательность. Темы НОД по конструктивно – модельной деятельности соответствуют тематическим неделям. Первоначальный этап моей работы, строился на ознакомлении детей с деталями конструктора, с простейшего анализа построек, обследовали разные виды бумаги .В первую очередь я научила детей узнавать каждую деталь конструктора и складывать все фигуры строителя в коробку, различать бумагу по качеству. В дальнейшем это умение сэкономит время ребенка (и мое), поможет сохранить игровой материал! Для того чтобы научить детей в короткий срок складывать детали в коробку, организовывала игры: «Кто тише, быстрее и аккуратнее сложит детали?», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «У кого самый аккуратный стол?» Я учила детей правильно пользоваться материалами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, по окончании работы разбирать постройку сверху вниз, детали класть в коробку и брать по мере надобности. Аккуратно работать с бумагой, ножницами. Наконец, пришло время, когда все дети могли сами, без моей помощи аккуратно и правильно сложить строительный материал, убрать рабочее место после работы с бумагой, бросовым материалом. Нетрадиционным приемом поддержания интереса к конструктивной деятельности стало появление в группе место для экспонирования детских работ, на которую каждую неделю выставляется новая постройка по изучаемой теме. И вот наступило время, когда под руководством воспитателя дети моей группы были готовы овладевать различными видами конструирования: по образу, по условию, по замыслу, по теме, овладеть сюжетным конструированием. Обучение конструированию на начальных этапах проходило под моим руководством. Так как именно в этот период имеет важное значение выбор методов и приемов обучения. При обучении различным способам конструирования применяю технологию исследовательской деятельности. Детям предлагаю решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для низкого и высокого корабля, построй мост для узкой и широкой реки , смастерить игрушки для ёлки определённого размера и т.д. Для поддержания интереса, ставлю задачи, которые ребенку необходимо решить самостоятельно, найти свои оригинальные решения (технология проблемного обучения). Таким образом, у детей формируются обобщенные способы обследования, умение находить главное. Ребенок учится планировать последовательность действий, составлять образ будущей конструкции, отбирать способы постройки. В нашей группе дети с удовольствием строят по рисункам, чертежам, совершенствуя постройки, обыгрывают их. Они сами приносят журналы, фотографии, договариваются, выбирают место в пространстве, ведь все это формирует у них положительные качества, которые я замечаю и одобряю. Интерес не пропадает ,т.к. я использую разнообразные методы и приём. Когда что-то не получается в постройке или в конструировании из бумаги я стараюсь ненавязчиво подсказать вопросом: "А если заменить эту деталь на ту, то, что получиться?" Часто от такого толчка идет развертывание сюжета, дети как бы «заражаются» и уже идет соревнование, кто лучше придумает, лучше украсит, сложнее построит и т. д. Интерес к конструированию развивается у детей не только на НОД по конструктивно – модельной деятельности, но и на других занятиях, которые могут служить темой построек, с использованием различных видов конструирования – из строительного материала, из деталей конструктора, конструирование из бумаги. Происходит взаимосвязь между игрой, организованной и свободной деятельностью. Хочу привести пример. Например, по теме недели «Арктика и Антарктика» на НОД по ФЦКМ дети познакомились с животным миром, узнали о людях, которые там работают. После окончания занятия у детей возникла идея построить ледокол , который следует в Арктику. Я на компьютере показала детям варианты ледоколов. Дети сами выбрали образец для постройки. Но строительство усложнилось тем, что не все детали были в наличии, и приходилось заменять одни другими. При строительстве дети использовали крупный напольный деревянный конструктор. Они были сами в роли исследователей. Вечером дети решили из деталей мелкого пластмассового конструктора собрать фигурки научных работников, при этом, они ещё и придумали инструменты, которыми они будут использовать в своей работе. На следующий день по плану проходила НОД по конструированию из бумаги «Пингвины». Мотив занятия дети определили сами - встреча пингвинов и исследователей. Дети были увлечены деятельностью. По окончании работы, пингвинов разместили на построенные льдины, и игра продолжалась снова. Я всегда рядом для того, чтобы направить маленьких «почемучек» по правильному пути, а дальше дети уже сами находят пути решения и сооружают необходимые постройки. Проблемную ситуацию стараюсь создавать таким образом, чтобы ребенок сам захотел построить для решения поставленной перед ним игровой задачи. Проблемную ситуацию формулирую как я, так и сами дети. В нашей группе дети часто строят коллективные постройки, объединенные единым сюжетом, которые после занятия остаются в группе, где они разворачивают игры. Применение игровых технологий способствует поддерживанию устойчивого интереса детей к конструированию. В свободной деятельности дети моделируют реально существующие и придуманные конструкции, ищут способы их исполнения (использование технологии исследовательской деятельности). Гибкая форма организации конструктивной деятельности, позволяет мне учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: пол, интересы, самочувствие, настроение, уровень конструктивных умений. Хочу рассказать о моём воспитаннике Янковском Тимофее. Хотя в группе создан центр «Учимся конструировать», который оснащён различными видами конструктора, количество которого достаточно для индивидуального конструирования, но это не даёт возможности хранить постройки , не разбирать их, да и мальчишки такой народ, что нет – нет , и сломают Тимошин шедевр. Тима расстраивается, плачет, жалуется, воспитателям, родителям. Выход из создавшейся ситуации оказался простым. Я предложила Тимофею фотографировать его постройки. Мы увлеклись этой работой: распечатали фотки, собрали их в альбом, который назвали «Поделки Тимофея». Мальчик стал спокойным, отношения со сверстниками наладились, да и причин расстраиваться не было. Он с гордостью показывал, рассказывал, как строил и создавал, чудесные постройки. А некоторые ребята даже взяли за образец Тимошины постройки и строили такие же, дополняя их своими конструктивными задумками. Для плодотворной работы я привлекаю и родителей воспитанников, так как совместная работа педагогов, родителей и детей всегда более продуктивна. Так родители и дети принимают активное участие в проектах и конкурсах.. Демонстрация успехов, участие в конкурсах, является одним из приёмов, проявления интереса к конструированию. Участие в конкурсе, посвящённому «500- летию Тульского кремля», где наш воспитанник Глеб С. - занял первое место, а другие дети - Костя, Даша М. приняли участие и получили диплома, способствовало проявлению интереса к конструированию из бумаги , и у других детей. И когда был объявлен конкурс «Новогодняя феерия», многие дети то же захотели в нём поучаствовать. Хотя мы не получили призовых мест, но это послужило стимулом для дальнейшего участия в конкурсах. Популяризация конструктивно-модельной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей в развитии интереса у детей к конструированию, которое не ограничивается стенами детского сада. Дети нашей группы Тимоша, Миша, Кирилл посещают центр «Робототехники.» Самое главное и ценное — это то, что конструирование, как и любая другая игра, сближает взрослого с ребенком. Мы общаемся и заняты общим делом, что и объединяет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.