Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Изменение существительных по падежам» (4 класс)
с использованием приложения learningApps.org
Составила И. Н. Кацель, учитель начальных классов.
Цель: актуализировать знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.
Задачи:
обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении имен существительных, повторить название падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
развивающие: развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);
воспитательные: создавать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
Оборудование: компьютеры, индивидуальные карточки с заданиями, опорные таблицы, орфографические словари.
Учебник.В. П. Каникина. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций для 4 класса в 2-х частях. Часть 1.-М.: «Просвещение», 2016г.
Тип урока: комбинированный.
Место проведения: компьютерный класс.
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Для чего мы изучаем русский язык? Правильно, знание русского языка поможет нам правильно говорить и грамотно писать.
Я тетрадь свою открою
Уголочком положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Работа в тетрадях. (дата, классная работа)
ІІІ. Постановка проблемного вопроса.
ІV. Сообщение темы и задач урока.
Запись на доске:
V. Интерактивная технология «Пометки на полях». Работа в группах.
- Отметить только то, что мы уже знаем о существительном.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
ЗНАЕМ |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. |
V |
Существительное отвечает на вопрос кто? или что? |
V |
Бывает собственное и нарицательное. |
V |
Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. |
V |
Бывает одушевлённое и неодушевлённое. |
V |
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. |
V |
В русском языке есть 6 падежей. |
V |
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам. |
V |
Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. |
|
Существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения. |
|
Во множественном числе существительные не различаются по склонениям. |
|
Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. |
V |
VІ. Работа с учеником. (упр. № 135)
В рощах птичье пене,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
Склоняем вслух: «Весна, весны…
Весне, весну, весною, о весне…»
«Пришла весна,
Дождись весны…
Привет весне,
Встречай весну…
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…»
Я. Аким
- Что обозначает выражение «склоняется весна»?
- Какая часть слова при склонении изменяется?
- Спишите последнее предложение.
- Определите падеж имени существительного весна по вопросам.
VІІ. Работа по таблице.
- А что нам помогло справиться с этим заданием? (вспомогательные слова, предлоги и вопросы).
ПАДЕЖИ |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА |
ВОПРОСЫ |
ПРЕДЛОГИ |
Именительный |
есть (существует) |
кто? что? |
- |
Родительный |
нет |
кого? чего? |
без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, межу |
Дательный |
рад (подошёл к) |
кому? чему? |
к, по |
Винительный |
вижу |
кого? что? |
через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по |
Творительный |
доволен (играю) |
кем? чем? |
над, за, под, перед, с, со, между |
Предложный |
говорю о (думаю о) |
о ком? о чём? |
о, об, в, на, при |
VІІІ. Первичная проверка понимания.
- Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж, опираясь на таблицу – памятку.
Образец:
Писать (в чём?) в тетради (п,п.)
Плыть (_____________) по реке ( )
Расти (_______________) на опушке( )
Укололся (_______________) иглой ( )
Идти (_______________) по тропинке ( )
Поздравить (_____________) друга ( )
ІX. Составление алгоритма определения падежа имени существительного. Самостоятельная работа.
Проверка алгоритма:
X. Игра «Лови ошибку». Работа в парах по рядам.
- В предложенных заданиях нужно исправить ошибку.
І ряд
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чего?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?
(Ошибка состоит в следующем: дательный падеж имеет вопросы кому? чему?).
ІІ ряд
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Винительный – кого? что?
Дательный – кому? чему?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?
(Ошибка состоит в следующем: падежи стоят не в том порядке).
ІІІ ряд
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чему?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком?
(Ошибка состоит в следующем: предложный падеж имеет два вопроса, а не один).
XІ. Физкультминутка.
Назвали падежи вы по - порядку
Теперь я приглашаю на весёлую зарядку.
Танцевальная разминка «Учитель танцев».
XІІ. Интерактивная технология «Верные – неверные утверждения.
(Ученики отвечают карточкой «В», «Н»)
Правильные ответы: Н В Н Н В
XІІІ. Работа за компьютерами.
- А теперь вам необходимо занять рабочие места за компьютерами и выполнить задания в формате learningApps.org
1 группа
2 группа
ІX. Интерактивная технология «Кластер».
- На сегодняшнем уроке мы расширили наши знания о существительном. Предлагаю составить кластер «Что мы знаем об Имени существительном».
X. Рефлексия.
- Понял все и могу научить другого.
- Понял все, но не могу научить другого.
- Плохо понял.
XІ. Информация о домашнем задании.
1. Заполнить карточки по вариантам:
1 вариант:
Просклонять слова:
ПАДЕЖ |
СЛОВО |
СЛОВО |
Именительный |
окно |
лиса |
Родительный |
|
|
Дательный |
|
|
Винительный |
|
|
Творительный |
|
|
Предложный |
|
|
2 вариант
Просклонять слова:
ПАДЕЖ |
СЛОВО |
СЛОВО |
Именительный |
ёж |
осень |
Родительный |
|
|
Дательный |
|
|
Винительный |
|
|
Творительный |
|
|
Предложный |
|
|
Выполнить задания в формате learningApps.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хорошо продуманная, наполненная, современная, полезная и интересная работа. И все это можно сделать за один урок? Браво! Ставлю учителю 5 баллов!