Регистрация

Конспект урока русского языка «Формирование умения определять склонение имени существительного»

  • 15 ноября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Тип учебного материала: Методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 4 классе.

Предмет: Русский язык.

УМК: « Гармония».

Тема: Формирование умения определять склонение имени существительного.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Цель урока: закреплять знания учащихся о трёх склонениях имён существительных и алгоритме определения склонения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • способствовать закреплению знаний о трёх склонениях имён существительных;
  • содействовать формированию умения пользоваться алгоритмом для определения склонения у имён существительных;
  • способствовать развитию памяти, внимания, речи;

Развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом.

 Воспитательные: способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

 Предметные результаты:

 - уметь определять склонение имён существительных;

 - знать алгоритм определения склонения имён существительных;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- формировать умение контролировать свои действия в процессе самостоятельной работы;

- оценивать выполнение своих действий;

Познавательные:

- формировать умение определять и формулировать цель урока;

- формировать умения сравнивать группы слов;

Коммуникативные:

- формировать умения сотрудничать в паре при выполнении учебного задания;

Оборудование:

Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык» 4 класс, ч.1, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014г.

Карточки с названием станций: «Повторяй-ка», «Выбирай-ка»,  «Отгадай-ка», «Поиграй-ка»,  «Составляй-ка», «Подумай-ка».

Ход урока

Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие по стране «Склонение». Нас ожидают остановки в пути: «Повторяй-ка», «Выбирай-ка»,  «Отгадай-ка», «Поиграй-ка»,  «Составляй-ка», «Подумай-ка». Первая остановка «Повторяй-ка»: повторим сведения об имени существительном и выполним тестовую работу: к каждому вопросу-заданию выбрать один или несколько правильных ответов.

1. Имя существительное обозначает …

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

2. Имя существительное изменяется …

А) по временам и числам

Б) по падежам и числам

В) по родам и временам

3. Начальная форма имени существительного отвечает на вопрос ...

А) какой?

Б) что делать? что сделать?

В) кто? что?

4. Склонение имени существительного – это изменение существительного по

А) падежам

Б) числам

В) родам

5. Соедини название падежа и его вопрос

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.

Кого? Чего?
Кем? Чем?
Кто? Что?
Кому? Чему?
Кого? Что?
О ком? О чём?

6. Какие имена существительные относятся к 1 склонению ...

А) мужского и женского рода с окончанием     а       я

Б) мужского рода с нулевым окончанием  и среднего рода

В) женского рода с нулевым окончанием        

7. Какие имена существительные относятся ко 2 склонению ...

А) мужского и женского рода с окончанием     а       я

Б) мужского рода с нулевым окончанием  и среднего рода

В) женского рода с нулевым окончанием        

8. Какие имена существительные относятся к 3 склонению ...

А) мужского и женского рода с окончанием     а       я

Б) мужского рода с нулевым окончанием  и среднего рода

В) женского рода с нулевым окончанием.

 

- Проверим правильность выполнения работы: сравнить свой ответ и правильный ответ на доске. Оцените свою работу: работа выполнена без ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3 - 4 ошибки – «3»; 5 и более ошибок – повтори учебный материал про имя существительное.

- Что нужно сделать, чтобы восполнить пробелы в знаниях? (Повторить учебный материал)

- Назовите алгоритм определения склонения имени существительного. (Определить род, окончание имени существительного, вспомнить к какому склонению относится)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Определите цель сегодняшнего урока. (Закреплять умение определять склонение у существительных)

- Какие умения нам помогут выполнить поставленную на уроке цель? (выделять окончание у имён существительных, определять род и склонение имён существительных)

- Назовите алгоритм определения склонения у имён существительных.

Закрепление учебного материала

- Следующая остановка «Выбирай-ка»: из группы слов выберите лишнее слово, докажите свой выбор.

Лес, пень, карта, круг

Галка, мужчина, ручка, телефон

Картофель, солнце, туча, обруч

Дочь, ночь, день, помощь

- Следующая остановка «Отгадай-ка»: выполним словарную работу: прослушайте загадку, назовите отгадку и определите склонение имени существительного, объясните написание слова. Слова записать в три колонки: 1 скл., 2 скл., 3 скл.

В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Ни одежду, ни продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь –...  (Аптека)

Нужно здесь купить билет –
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду – слева, справа
Пассажирские составы. (Вокзал)

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт? (Медведь)

Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро. (Воскресенье)

Четыре ноги, да не зверь.
Есть перья, да не птица. Что это? (Кровать)

Новый дом несу в руке.
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжка, ручка и альбом. (Портфель)

Старше секунды,
Младше часа,
О ней узнаём,
С первого класса! (Минута)

- Дополнить каждую группу слов тремя именами существительными из орфографического словаря. (Проверка выполнения работы)

Физминутка

- Мы на остановке «Поиграй-ка»: я называю слово, а вы должны определить склонение этого слова; если слово относится к 1 склонению – хлопайте в ладоши, если слово относится ко 2 склонению – топайте ногами, если слово относится к 3 склонению – поднимите руки над головой. (После выполнения действия, один из учащихся объясняет, как он определил склонение)

Меч, кузнечик, лента, тень, кольцо, корова, завод, девушка, молодёжь, карусель, бровь.

5. Закрепление учебного материала

- Мы попали на станцию «Составляй-ка». На этой станции вы должны из каждой группы слов:

  • составить предложения;
  • расположить предложения так, чтобы получился связный текст;
  • записать текст в тетрадь;
  • определить склонение, падеж имён существительных;

- Перед началом выполнения работы ответьте на вопрос: если имя существительное употреблено в каком-либо падеже, кроме именительного, то, как нужно действовать, чтобы определить склонение у этого имени существительного? (Поставить имя существительное в начальную форму)

метель, вечером, сильная, поднялась
засвистал, ветер
закружился, по, снег, земле, сухой, белой, змейкой
с. неба, повалили, хлопья

(дополнительное задание: составь и запиши предложение для продолжения текста)

(проверка выполнения работы, оценивание работ учащимися)

- Путешествие наше подходит к завершению. Последняя станция «Подумай-ка». Назовите, у какого имени существительного в тексе вы не смогли определить склонение и почему? (У слова «хлопья», так как это слово употребляется только в форме множественного числа, такие слова невозможно поставить в форму единственного числа, не узнаешь род, а без рода нельзя определить склонение)

- Приведите примеры слов, у которых невозможно определить склонение. (Очки, каникулы, санки…)

Рефлексия. Оценивание учащихся.

- Продолжите фразы:

Я открыл(а) для себя …

Мне удалось …

Мне было трудно выполнить …

Мне было интересно …

Домашнее задание Тетрадь для самостоятельной работы стр. 47 № 63

Источники информации:

http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-apteka/ загадка с ответом «аптека»

http://zagadka.pro/slovo-65.html загадки с ответом «морковь», «медведь»

http://50ds.ru/detsad/vospitatel/10503-zagadki-o-dnyah-nedeli.html загадка с ответом «воскресенье»

http://zagadki.info/zag/krovat.html загадка с ответом «кровать»

http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-portfel/  загадка с ответом «портфель»

http://загадки.su/zagadki-pro-minutu/ загадка с ответом «минута»

1 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 1)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!