Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
Тип учебного материала: Методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 4 классе.
Предмет: Русский язык.
УМК: « Гармония».
Тема: Формирование умения определять склонение имени существительного.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Цель урока: закреплять знания учащихся о трёх склонениях имён существительных и алгоритме определения склонения.
Задачи урока:
Обучающие:
Развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом.
Воспитательные: способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные результаты:
- уметь определять склонение имён существительных;
- знать алгоритм определения склонения имён существительных;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- формировать умение контролировать свои действия в процессе самостоятельной работы;
- оценивать выполнение своих действий;
Познавательные:
- формировать умение определять и формулировать цель урока;
- формировать умения сравнивать группы слов;
Коммуникативные:
- формировать умения сотрудничать в паре при выполнении учебного задания;
Оборудование:
Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык» 4 класс, ч.1, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014г.
Карточки с названием станций: «Повторяй-ка», «Выбирай-ка», «Отгадай-ка», «Поиграй-ка», «Составляй-ка», «Подумай-ка».
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие по стране «Склонение». Нас ожидают остановки в пути: «Повторяй-ка», «Выбирай-ка», «Отгадай-ка», «Поиграй-ка», «Составляй-ка», «Подумай-ка». Первая остановка «Повторяй-ка»: повторим сведения об имени существительном и выполним тестовую работу: к каждому вопросу-заданию выбрать один или несколько правильных ответов.
1. Имя существительное обозначает …
А) действие предмета
Б) предмет
В) признак предмета
2. Имя существительное изменяется …
А) по временам и числам
Б) по падежам и числам
В) по родам и временам
3. Начальная форма имени существительного отвечает на вопрос ...
А) какой?
Б) что делать? что сделать?
В) кто? что?
4. Склонение имени существительного – это изменение существительного по
А) падежам
Б) числам
В) родам
5. Соедини название падежа и его вопрос
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
6. Какие имена существительные относятся к 1 склонению ...
А) мужского и женского рода с окончанием а я
Б) мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода
В) женского рода с нулевым окончанием
7. Какие имена существительные относятся ко 2 склонению ...
А) мужского и женского рода с окончанием а я
Б) мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода
В) женского рода с нулевым окончанием
8. Какие имена существительные относятся к 3 склонению ...
А) мужского и женского рода с окончанием а я
Б) мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода
В) женского рода с нулевым окончанием.
- Проверим правильность выполнения работы: сравнить свой ответ и правильный ответ на доске. Оцените свою работу: работа выполнена без ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3 - 4 ошибки – «3»; 5 и более ошибок – повтори учебный материал про имя существительное.
- Что нужно сделать, чтобы восполнить пробелы в знаниях? (Повторить учебный материал)
- Назовите алгоритм определения склонения имени существительного. (Определить род, окончание имени существительного, вспомнить к какому склонению относится)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Определите цель сегодняшнего урока. (Закреплять умение определять склонение у существительных)
- Какие умения нам помогут выполнить поставленную на уроке цель? (выделять окончание у имён существительных, определять род и склонение имён существительных)
- Назовите алгоритм определения склонения у имён существительных.
Закрепление учебного материала
- Следующая остановка «Выбирай-ка»: из группы слов выберите лишнее слово, докажите свой выбор.
Лес, пень, карта, круг
Галка, мужчина, ручка, телефон
Картофель, солнце, туча, обруч
Дочь, ночь, день, помощь
- Следующая остановка «Отгадай-ка»: выполним словарную работу: прослушайте загадку, назовите отгадку и определите склонение имени существительного, объясните написание слова. Слова записать в три колонки: 1 скл., 2 скл., 3 скл.
В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Ни одежду, ни продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь –... (Аптека)
Нужно здесь купить билет –
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду – слева, справа
Пассажирские составы. (Вокзал)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт? (Медведь)
Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро. (Воскресенье)
Четыре ноги, да не зверь.
Есть перья, да не птица. Что это? (Кровать)
Новый дом несу в руке.
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжка, ручка и альбом. (Портфель)
Старше секунды,
Младше часа,
О ней узнаём,
С первого класса! (Минута)
- Дополнить каждую группу слов тремя именами существительными из орфографического словаря. (Проверка выполнения работы)
Физминутка
- Мы на остановке «Поиграй-ка»: я называю слово, а вы должны определить склонение этого слова; если слово относится к 1 склонению – хлопайте в ладоши, если слово относится ко 2 склонению – топайте ногами, если слово относится к 3 склонению – поднимите руки над головой. (После выполнения действия, один из учащихся объясняет, как он определил склонение)
Меч, кузнечик, лента, тень, кольцо, корова, завод, девушка, молодёжь, карусель, бровь.
5. Закрепление учебного материала
- Мы попали на станцию «Составляй-ка». На этой станции вы должны из каждой группы слов:
- Перед началом выполнения работы ответьте на вопрос: если имя существительное употреблено в каком-либо падеже, кроме именительного, то, как нужно действовать, чтобы определить склонение у этого имени существительного? (Поставить имя существительное в начальную форму)
метель, вечером, сильная, поднялась
засвистал, ветер
закружился, по, снег, земле, сухой, белой, змейкой
с. неба, повалили, хлопья
(дополнительное задание: составь и запиши предложение для продолжения текста)
(проверка выполнения работы, оценивание работ учащимися)
- Путешествие наше подходит к завершению. Последняя станция «Подумай-ка». Назовите, у какого имени существительного в тексе вы не смогли определить склонение и почему? (У слова «хлопья», так как это слово употребляется только в форме множественного числа, такие слова невозможно поставить в форму единственного числа, не узнаешь род, а без рода нельзя определить склонение)
- Приведите примеры слов, у которых невозможно определить склонение. (Очки, каникулы, санки…)
Рефлексия. Оценивание учащихся.
- Продолжите фразы:
Я открыл(а) для себя …
Мне удалось …
Мне было трудно выполнить …
Мне было интересно …
Домашнее задание Тетрадь для самостоятельной работы стр. 47 № 63
Источники информации:
http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-apteka/ загадка с ответом «аптека»
http://zagadka.pro/slovo-65.html загадки с ответом «морковь», «медведь»
http://50ds.ru/detsad/vospitatel/10503-zagadki-o-dnyah-nedeli.html загадка с ответом «воскресенье»
http://zagadki.info/zag/krovat.html загадка с ответом «кровать»
http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-portfel/ загадка с ответом «портфель»
http://загадки.su/zagadki-pro-minutu/ загадка с ответом «минута»
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.