Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических знаний о свойствах нервной системы.
Задачи
План
1. Вступительная часть
1.1. Игра-приветствие «Калейдоскоп»
1.2. Целеполагание
2. Основная часть
2.1. Функциональная асимметрия полушарий
2.1.1. Обоснование актуальности вопроса в свете требований ФГОС ДО
2.1.2. Тест «Правый-левый»
2.1.3. Доклад «Функциональная асимметрия полушарий»
2.1.4. Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка»
2.1.5. Практикум
2.1.6. Кинезиологическая гимнастика
2.2. Ведущий канал восприятия
2.2.1. Доклад «Ведущий канал восприятия»
2.2.2. Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка»
2.2.3. Практикум
3. Заключительная часть.
Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.
1. Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть вас на нашем семинаре. Начнем, как обычно, с приветствия. Одна из самых любимых игрушек многих людей калейдоскоп. Наша приветственная игра так и называется.
1.1. Игра-приветствие «Калейдоскоп».
Эта игра должна проходить в быстром темпе. Первую часть задания нужно выполнять молча, используя только мимику и жесты.
Я собираюсь озадачить вас маленькими вопросами и заданиями. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними и, если у вас еще останется время, обменяйтесь несколькими фразами. Позднее мы поговорим об этой игре, а также о тех вопросах, которые, возможно, возникнут у вас.
Обсуждение
Каждый раз Вы были в группе с одними и теми же людьми или разными? Все люди непохожи друг на друга, и то, как Вы выполняли задание напрямую связано со свойствам Вашей нервной системы.
1.2. Целеполагание
Итак, тема нашего семинара «Учет в работе с детьми свойств нервной системы». Важным умением для любого педагога является умение задавать вопросы. Для тренировки этого умения предлагаю выполнить задание. Задайте вопросы, которые возникли у Вас, когда Вы узнали тему сегодняшнего семинара.
Возможные варианты ответов:
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе работы. Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, поговорим об особенностях левополушарных, правополушарных детей, узнаем, как определить ведущее полушарие и ведущий канал восприятия и попробуем применить знания на практике.
2. Основная часть
2.1. Функциональная асимметрия полушарий
2.1.1. Обоснование актуальности вопроса в свете требований ФГОС ДО
Наверное, у каждого из Вас в педагогической практике были моменты, когда Вы удивлялись: «Я же для всех одинаково объясняю, почему одни дети сразу понимают, а другие нет?». Очевидно, что разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения с учётом особенностей детской психики.
Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Один из принципов дошкольного образования по ФГОС ДОО – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (п.1.4). К задачам, на решение которых направлен ФГОС относится:
Что же такое "индивидуальные особенности" и что влияет на поведение и познавательную деятельность людей? Все люди отличаются типом организации головного и спинного мозга, т.е.индивидуальным латеральным профилем.
2.1.2. Тест «Правый-левый»
Сократ сказал: «Если хочешь понять этот мир, познай самого себя». Проведём тест.
2.1.3. Доклад «Функциональная асимметрия полушарий»
Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с чёткой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. При рождении мозг ребенка весит около 350 граммов, что составляет 25% от веса мозга взрослого человека. Мозг растёт со скоростью 1 миллиграмм в минуту, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75% - к 2,5 годам и 90% - к 5 годам, что определяет и объясняет значимость психического развития ребёнка до пятилетнего возраста.
Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое. Правое – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей, построение программ поведения (рассмотреть схему). Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности.
Всех людей по соотношению активности полушарий можно разделить на три типа:
Разделение людей по принципу ведущего полушария достаточно условно. Очень немногих можно разделить как чисто «лево-» или «правополушарных».
2.1.4. Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка»
Попробуем определить Ваше ведущее полушарие, в этом нам поможет Мандала Юнга «Горизонтальная восьмёрка», которая является символическим выражением целостности к гармонии мозга. Отечественные кинезиологи называют этот символ «Волшебная восьмёрка», «Знак бесконечности».
По характеру такого рисунка можно определить тип основного канала восприятия и предположить ведущее полушарие. Итак, нарисуйте на листе бумаги горизонтальную восьмёрку. В соответствии с исследованиями К.Ханна-форд и Г.Кэррола можно предположить следующее: если левая окружность больше (или аккуратнее, точнее), то ваше ведущее полушарие – правое. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, мышление, нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы (дивергентное).
Если правая окружность больше, то ведущее полушарие – левое. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словестно-логический характер познавательных процессов.
Тип организации мозга, данный человеку от природы сам по себе не является хорошим или плохим. Известные, талантливые люди встречаются среди представителей всех трёх типов людей.
Правополушарные гении |
Левополушарные гении |
Д.И.Менделеев сумел организовать множество химических элементов в одну периодическую систему, но не смог запомнить символы элементов. Французский химик Кекуле увидел во сне формулу бензола в виде держащихся за хвосты змей. Ньютон, Чарльз Дарвин Эйнштейн, Архимед, Ван Гог, Айвазовский, Репин, Суриков, Чайковский, Скрябин, Вагнер…. |
Иоганн Кеплер создал законы движения планет на основе наблюдения и логических выводов. Пифагор, Ферма, Малевич, Пикассо, Бах, Стравинский, Мендельсон. |
2.1.5. Практикум
Характеристика детей в зависимости от активности полушарий представлена в таблице (табл.1).
При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. У детей мозг только развивается. Чтобы начать жить в этом мире, важно сначала воспринять его целостно, наработать чувственный слой, а уже потом его дробить, классифицировать, обозначать. Поэтому правое полушарие – панорамное, целое – развивается у детей быстрее, левое медленнее.
Принято считать, что наиболее интенсивное развитие правого полушария (творческого, образного) происходит у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8. Наиболее сензитивный период для развития левого полушария (логического, речевого) продолжается до 9 – 12 лет. Т.о. дети более правополушарны, чем взрослые. Важно и то, что развитие функций правого полушария – обязательное условие полноценного созревания функций левого полушария.
(Пример с фундаментом) Напр. Для формирования математических способностей (функция левого полушария) до семилетнего возраста необходимо развить такие функции правого полушария, как обоняние, осязание, вкус и т.д. Фонематический слух – функция левого полушария – сначала должен сформироваться как тональное звокоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи. Дефицит пространственных функций правого полушария (трудности в распознавании зрительных образов, опознавания пальцев руки, ошибки в ориентации «правое – левое») мешает развитию левополушарной функции чтения.
Современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей – по результатам исследований они составляют всего 10% в группе. С каждым годом всё более возрастает количество правополушарных детей (до 40-50%). Однако программы обучения с каждым годом становятся всё более аналитичными, речевыми и алгоритмичными. В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, т.к. методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга. (пример с системой дошкольного образования в Японии.)
В связи с этим, педагог, воспитатель должен давать задания, связанные, как с непосредственным восприятием предметов (рассмотреть, потрогать, послушать, попробовать), так и с воображением детей (стихи, сказки, загадки, музыка, произведения искусства).
Применим знания на практике. Подумайте над вопросом: Какие задания можно предложить детям с разными типами организации мозга при проведении тематической недели "Зима на дворе".
Таким образом, в дошкольном возрасте наиболее развито правое полушарие, следовательно обучение детей должно проходить естественным для них образом – через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, сенсорные ощущения.
2.1.6. Кинезиологическая гимнастика
Несмотря на различие функций правого и левого полушарий головного мозга, все сложные формы деятельности, включая интеллектуальную, осуществляются только при совместной работе полушарий, интеграция которых происходит за счет нервных волокон мозолистого тела.
По сравнению со взрослыми, пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария у детей очень мал, т.е. обмен информацией затруднён. К 7 годам у детей должны быть полноценно развиты полноценно развиты прежде всего функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Этим занимается наука кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Разучим некоторые упражнения:
• «Колечко» (соединяем поочерёдно пальцы в «колечки» с большим от указательного к мизинцу и назад; выполняем сначала одной рукой, потом двумя, обязательно с речевым сопровождением)
• «Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
• «Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
• «Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".
Таким образом, в дошкольном возрасте наиболее развито правое полушарие, следовательно обучение детей должно проходить естественным для них образом – через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, сенсорные ощущения. Так же необходимо развивать межполушарное взаимодействие посредством специальных упражнений.
2.2. Ведущий канал восприятия
2.2.1 Доклад «Ведущий канал восприятия»
Понять ребёнка и его поведение, возможности, выбрать единственно верный подход к нему можно только хорошо изучив индивидуальные особенности подрастающего человека. То, каким образом, человек усваивает новые знания, зависит от ощущений, которые поставляют информацию в мозг. Большинство людей склонны пользоваться одним из видов ощущений больше, чем остальными.
Некоторые лучше всего учатся на слух. Такие люди полагаются на слуховое восприятие.
Другие лучше всего запоминают, читая или глядя на изображение, т.е. пользуясь зрительным восприятием.
Есть и такие, которым, чтобы учиться, надо что-то делать. Напр., записывать. Это двигательное или кинестетическое восприятие. Кинестик не может слушать слишком долго, зевает, ему не интересно, он бездумно рисует что-то, или мечтает.
2.2.2. Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка»
В зависимости от способа восприятия люди делятся на визуалов, аудитов, кинестетиков (табл.2). А какой способ восприятия ведущий у вас? Узнать это поможет «горизонтальная восьмерка».
В наиболее широкой части окружности проведите вертикальную линию. От этой линии проведите перпендикуляр к наиболее удалённой точке на боковой части окружности. Получившиеся отрезки А, В, К свидетельствуют о способах восприятия и обработки информации.
Если отрезок В длиннее остальных, всего скорее, Вы визуал (зритель). Воспринимаете информацию глазами, используете множество наглядных пособий, схем, цвет и стиль одежды подобраны; ключевые слова: видеть, наблюдать, смотреть, мелькать, картина, ярко.
Если отрезок А длиннее остальных, скорее всего, Вы аудиал (слушатель). Учитесь - слушая, обучаете - говоря, используете музыкальное сопровождение, ключевые слова: слышать, звучать, настраивать, громкий,.
Если отрезок К длиннее остальных, скорее всего, Вы кинестетик (деятель). Чтобы понять, требуется потрогать, почувствовать содержание. С детьми любите организовывать сценки, опыты, демонстрируете работы детей. Предпочитаете удобную одежду, комфорт. Ключевые слова: ощущать, притрагиваться, затронем тему, гладкий, холодный.
Говорят: какой воспитатель, такие дети. Каждый педагог неосознанно преподает так, как ему удобно, но не нужно забывать о том, что в группе есть дети, которые воспринимают информацию иначе.
Если психофизиологические особенности педагога не совпадают с психофизиологическими возможностями детей, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации ребенком, поэтому информация может быть усвоена частично или не усвоена. Поэтому, если педагог при объяснении постарается задействовать все три канала восприятия, большинство детей усвоят материал.
2.2.3. Практикум
Применим знания на практике. Подумайте над вопросом: Какие задания можно предложить детям с разными способами восприятия при изучении темы: «Сезонные изменения в природе осенью» (работа в подгруппах).
3. Заключительная часть.
Наш семинар подходит к концу. Получили ли вы ответы на свои вопросы? Вспомним калейдоскоп и попробуем создать рефлексивный узор.
Оцените представленный материал по трем критериям.
1. Теоретический материал (новизна, оригинальность представления, доступность).
2. Возможность использования представленных материалов в ежедневной работе лично Вами.
3. Психологический комфорт участников семинара.
Каждый из вас выбирает и наклеивает на основу три фигуры: по одной в каждой части круга. Цвет фигуры обозначает оценку.
Центральная часть круга – оценка теоретического материала, на неё вы наклеиваете один из треугольников. Средняя часть – практическая значимость, на неё вы наклеиваете один из квадратов. Внешняя часть – оценка Вашего психологического состояния: насколько комфортно Вы себя чувствовали, на неё вы наклеиваете один из кругов.
Анализ
Только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует именно этот ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире развить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит – сделать так, чтобы его детство было по-настоящему счастливым.
Благодарю за внимание.
Литература:
Табл. 1
Характеристика детей в зависимости от активности полушарий |
|
Доминирует левое полушарие |
Доминирует правое полушарие |
Способность к последовательному, ступенчатому познанию |
Способность к целостному восприятию сложных объектов и явлений |
Аналитический склад ума |
Синтетический склад ума |
Способность к работе с техническим и научным текстом |
Способность к работе с художественным текстом, поэзией |
Способность к оперированию знаками, терминами и символами |
Способность оперировать образами, метафорами, эмоциональная окраска речи, интонации |
Преобладает словесно-логическое мышление, меньше чувствительность музыки: анализ ритма, а не восприятие мелодии |
Непосредственно чувственное восприятие (зрительное - живописи, слуховое - музыка, кинестетическое - хорошая ориентация в пространстве, координация движений, способность к дегустации, способность к конструированию) |
Наблюдается корреляция с «+» эмоциями |
Наблюдается корреляция с «-» эмоциями |
Конвергентное мышление (поток мысли идёт только в одном русле – успех в решении задач, имеющих однозначное решение, очень любят задачи, связанные с переходом одного состояния в другое) |
Дивергентное мышление (выдвижение оригинальных идей – успех в решении задач, имеющих несколько решений, в т.ч. нетрадиционных) |
Более доступен анализ, чем синтез, поэтому труднее представить целое сделать обобщение, сложности возникают, когда успех зависит от работы воображения |
Трудности возникают, когда приходится работать без наглядной опоры, словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок, схема. При правильных действиях хуже даётся теоретическое обоснование |
Табл. 2
Характеристика детей в зависимости от способа восприятия |
||
визуалы |
аудиты |
кинестетики |
Обучаются на основе наблюдения и демонстрации |
Обучаются на основе словесных указаний, которые могут давать себе вслух |
Обучение в действии, через непосредственное участие в деле |
Имеют богатое воображение, образное мышление, создают детальные мыслительные образы |
Озвучивают свои мысли, не придавая большого значения деталям |
Воображение не играет существенной роли, мыслительные образы сопровождаются движениями |
Не восприимчивы к звукам, но отвлекаются на зрительную информацию |
Легко отвлекаются на звуки |
Не придают значения визуальной, зрительной информации, поэтому кажутся невнимательными |
При чтении предпочитают описания, могут сидеть, уставившись в пустоту, придаваясь фантазиям, однако хорошо развита концентрация внимания |
При чтении предпочитают диалоги, пропускают длинные описания, не обращают внимания на иллюстрации, шевелят губами, шепчут |
При чтении предпочитают рассказы, в которых преобладает действие, ерзают, перегибают книги |
Составляют списки дел, планы действий, систематизируют мысли, записывают их |
Оговаривают проблему вслух, ищут решение |
Импульсивны, стараются сразу решить проблему, сразу начать действовать, выбирают решение, требующее действий |
Спокойны, но теряют терпение, когда долго приходится слушать |
Любят слушать, с интересом ждут возможности высказаться, однако собственные объяснения длинны и путаны |
Разговаривая жестикулируют, слушают невнимательно, во время общения придвигаются ближе |
Предпочитают виды искусств, основанные на зрительном восприятии, сосредотачиваются на деталях и на проблеме в целом |
Любят музыку, опускают существенные детали, когда воспринимают произведения искусства и литературу в целом |
Реагируют на музыку движениями, трогают произведения искусства |
Лучше запоминают то, что увидели, делают записи для памяти |
Лучше запоминают то, что услышали, чтобы запомнить, проговаривают вслух |
Лучше запоминают то, что сделали |
Табл. 3
Задания и упражнения для развития каналов восприятия
Приложение 2 Фотография
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Обстоятельная работа. Пожалуй, она будет интересна не только психологам, но и всем, кто хочет сделать детство ребенка про-настоящему счастливым.
Евгения Владимировна, спасибо на добром слове. Конечно, мне, как, наверное, и любому другому автору, хочется, чтобы представленные материалы пригодились коллегам в работе. Благодарю редакцию и всех авторов Портала за предоставленную возможность обмена опытом.