Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в ДОУ»
Методическая разработка «Воронежская матрешка».
Тема: «Воронежская матрёшка» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения. Программные задачи:
Ожидаемые результаты мастер-класса: повышение креативности педагогов; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности. Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический); исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способы, свобода творчества). Приемы: объяснение, консультация, рассказ, беседа с показом практических действий, создание произведений декоративно - прикладного творчества. Использование наглядности: образцы готовых работ; схемы поэтапного выполнения изделий; материалы для практической работы. Оборудование и материалы: заготовки матрёшек из древесины (болванки), гуашь, кисти №1-3,ватная палочка, стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок. Ход занятияСлайд 1 1. Организационный момент. Педагоги входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок). Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо. Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет: Словно репка, она крутобока, Педагоги: матрёшка Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. На сундучке куколка стоит, Была одна, а стало пять Сказительница: (рассказ сопровождается показом игрушек – матрёшек) Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы вспомним с вами историю создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки. Слайд 2 2. Формирование новых знаний. Сказительница: В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую. Слайд 3 Сказительница: Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Слайд 4 Сказительница: Вот так и родилась первая матрешка - Россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок. Иллюстративный слайд: русские матрешки. И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например, семёновская Слайд 5 Сказительница: её отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка -цепь небольших бутонов. В Семенове роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Из Семенова матрешка начала путешествовать по белу свету. На Всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира. Слайд 6 Сказительница: Загорская матрешка в сарафане, в кофточке вышитой, ярком платке и переднике, а в руках она держит узелок, петушка или гусыню. Одежку украшает орнамент- кругляшки горошками. С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матрешек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загорска до Москвы. Слайд 7 Сказительница: у полхов-майданской матрешки свой стиль декоративной росписи- фартук с яркими цветами, кудри завитками, румянец на всю щеку. Они закрывают всю фигуру матрешки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Эти матрешки самые яркие. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, как у других матрешек, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок: малиново-красный, ярко - желтый, сочно-фиолетовый. У любой матрешки рисуют большие глаза и маленький рот. Это матрёшки традиционные. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления. Слайд 8 Этапы изготовления матрёшки: 1). Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Срок сушки примерно два года. 2). Следующий этап - вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 3). Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. 4). А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами. Затем матрёшку расписывают красками. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка? (Педагог обобщает ответы педагогов.) Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские. Сказительница: а кто из вас знает, что существует наша родная Воронежская матрёшка? Поднимите руку. Слайд 9 Воронежская матрёшка. Сказительница: В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Забавная, яйцеобразной формы, наша матрёшка существует уже более 50 лет. Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра « Воронежский сувенир». Слайд 10 Сказительница: Сама Елена Матвеева описывает свою куклу следующим образом: «Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. В Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм. Слайд 11 Сказительница: На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц, производились они в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма». Слайд 12 Сказительница: За время работы Елена Геннадиевна создавала целые композиции из матрёшек. Например «Свадьба», которая вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия... Мой мир», организованном ООН. Слайд 13 2. Основная часть. Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Проходите в мастерскую за столы. Творческая работа: Расписываем матрёшку. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня стать мастерами-матрёшечниками и самим выполнить роспись матрёшки. Каждый из вас получит шаблон корпуса матрёшки. Ваша задача – опираясь на образец, расписать свою матрёшку. А так как педагоги –люди творческие, я вам предлагаю ещё и пустые болванки. Может быть сегодня появится уже новая матрёшка. Приступайте к работе. (Педагог раздаёт заготовки матрёшек, у которых уже прорисован узор простым карандашом). Перед вами лежат кисти, для более мелких деталей ватные палочки и зубочистки. Предварительно ваши заготовки уже загрунтованы, чтобы краска (в нашем случае это гуашь) ложилась ровнее и мягче. Сказительница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. В своей работе мы будем применять приёмы, которыми пользуются наши дети на занятиях по художественному творчеству (всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки). (Во время их работы тихо звучит русская народная музыка). 4. Физкультминутка Сказительница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеёк» Проводится игра. 5. Итог занятия. После окончания работы все матрёшки выставляются в ряд. И педагоги вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т.д. Слайд 14 Сказительница: Ну что ж, а теперь я хочу, чтобы вы продолжили предложения….. Длительность занятия 30 минут. Использованная литература 1. Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. – 96с. 2. Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись играя» , ООО «Десятое королевство», 2004 3. Скольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М.: АСТ: Астрель, 2010. - 139
|
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.