Мастер-класс
педагога-психолога Артюшковой О.А.
Песочная терапия как метод развития речи детей дошкольного возраста
Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, это способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о тех приемах, которые использую в индивидуальной работе.
Первый этап индивидуального занятия – это ритуал входа, знакомство с песком.
Поздороваемся с песком: положи ладошки на песок, раздвинь пальчики в стороны, поиграй с песочком. Теперь набери песка в кулачки. Подними высоко и тонкой струйкой высыпь в песочницу.
Потом возьми песок меду ладошками, потри его. Тут я спрашиваю у ребенка: «Какие ощущения ты испытываешь?» «Какой песок?» (приятный, бархатистый, холодный, мягкий)
На этом этапе через тактильные ощущения снимается психофизическое напряжение, а также ребенок настраивается на дальнейшую работу.
На втором этапе – основном – вводится персонаж. В данном случае это – фермер, который сообщает ребенку, что на его ферме прошел песочный дождь, который засыпал всех животных. Далее он просит помочь отыскать всех животных. Я спрашиваю у ребенка: « (…), поможем фермеру?»
(«Да, поможем!»)
Я говорю: «Фермер предлагает нам подсказки, где искать его животных»
(разворачиваю письмо):
«Первое животное спряталось перед домиком»
- (…), найди домик и раскопай песочек перед домиком. Расскажи, кого ты нашла?
(«Я нашла корову. Она спряталась перед домиком»)
«Второе животное спряталось между деревьями»
- (…), раскопай песочек между деревьями. Расскажи, кого ты нашла?
(«Я нашла овечку. Она спряталась между деревьями»)
«Третье животное спряталось за забором»
- (…), найди забор и раскопай песочек за забором. Расскажи, кого ты нашла?
(«Я нашла собаку. Она спряталась за забором»)
Далее следует игра «К кому подходит фермер?» (отвечать нужно полным ответом)
Также для развития речи можно использовать игры, в которых ребенок создает свой сказочный мир и рассказывает о нем («Сад камней», «Морская история», «Нарисуй сказку», «Сотри лишнее»
Третий этап – ритуал выхода. Персонаж спрашивает ребенка, где мы были, чем занимались. Благодарит за помощь.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.