Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»
Данное занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Юные художники» (автор-составитель: педагог дополнительного образования 1 кв. категории Николаева Е. О.; срок реализации 4 года; возраст обучающихся 7-15 лет) для обучающихся первого года обучения (7 лет).
Каждый год в нашем творческом объединении «Юный художник» формируется группа первоклашек. И занятия с ними для меня всегда самые сложные и ответственные. Как увлечь ребят? Как показать им, что рисование – это удивительный, волшебный мир, где можно и нужно фантазировать, пробовать новое и интересное.
И вот родился целый комплекс занятий – сказок, с помощью которых я и знакомлю своих первоклашек с изобразительным искусством. И дети с удовольствием приняли это и включились в игру!
Занятие «Цвета хохломской росписи» – проводится в середине учебного года, когда обучающиеся уже познакомились ближе с миром изобразительного творчества, знают и умеют пользоваться кисточками и работать с красками.
В процессе данного занятия происходит знакомство первоклашек с историей хохломской росписи, ее цветовым решением.
Тема занятия: «Цвета хохломской росписи. Гуашь»
Цель: познакомить с цветовым решением хохломской росписи.
Задачи:
Развивающие: развивать воображение, художественный вкус, цветовой ритм.
Воспитывающие: воспитывать интерес к народным промыслам.
Обучающие:
Тип занятия: изучения первичных и закрепление новых знаний.
Методы обучения: информационный, практический, проблемный, игровой.
Место проведения: д/к Автомобилист.
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
План занятия:
Организационный момент
Педагог: Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету вам скажу: Будет интересно!
Проверяем по внимательней,
Чтобы позже время мы не тратили.
Гуашь, салфетка, кисточки и баночка с водой –
Вот и все, что надо сегодня нам с собой.
Создание проблемной ситуации
Педагог: Ой, ребята, Принц Карандаш и Принцесса Кисточка продолжают путешествовать по нашей стране, и сегодня они прислали нам письмо и посылку, давайте посмотрим, что там (показать черно-белую дощечку с хохломской росписью).
Педагог: Посмотрите, что такое? Что случилось? Я думаю, совсем не это нам хотели показать Кисточка и Карандаш. Как вы считаете? Что произошло? Опять проказы Кляксы (обычно дети сами начинают говорить, что нахулиганить могла только Клякса). Ну и как нам быть? Как теперь показывать в Королевстве такую посылку? (Дети предлагают пути решения).
Постановка темы и цели занятия
Педагог: Да, вы правы, исправим все, нарисуем так, как должно быть. А кто знает, как должно быть? Что это за рисунок такой интересный? Давайте посмотрим электронное письмо от Кисточки с Карандашом.
(Показ слайдов).
Педагог: Как вы думаете, а почему ее так называют, колдовской? Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? Итак, цель нашего сегодняшнего занятия... расписать доску хохломской росписью.
Но прежде, чем рисовать, надо поближе познакомиться с этим чудом.
Сообщение новых знаний.
(Слайд 4).
Педагог: Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.
Это, конечно, сказка, а может, и не сказка. Никто не знает. А вот, что и правда известно о Хохломе.
(Слайд 6).
Педагог: Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг села Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи и Кулигино.
Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило 200 лет назад. Хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой.
Давайте посмотрим, а в чем оригинальность хохломской росписи? (Праздничность расцветки, красота орнамента). При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
Посмотрите внимательнее на эту роспись и скажите, какие цвета используются? (Подчеркнуть, что только 3 цвета). Из каких элементов состоит? Давайте рассмотрим их повнимательней. (слайд).
Какие инструменты нужны для росписи? (кисти, краски, «ляпушки» - комочек шерсти ли поролона) (слайд).
Искусство хохломы распространилось не только на предметы быта, посуду, мебель, но и радует нас просто в самых непривычных местах. Судите сами! (слайд).
Красивая роспись? Нравится? Ну что ж, попробуем вернуть все цвета на место. Но прежде, чем мы начнем рисовать, давайте немного разомнемся.
Физминутка «Веселая зарядка»
Практическая работа
Педагог: А теперь пора развеять злые чары вредной Кляксы. Я вам в этом помогу. Чтобы наши рисунки у нас получились яркие и аккуратные, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Ребята, а давайте вспомним, как правильно работать с кисточками. И самое главное, ребята, чтобы наши линии получились тонкими и плавными, как у настоящих мастеров, следите за тем, как вы ставите кисточку на бумагу. обязательно ставим ее только вертикально, касаясь бумаги самым кончиком. При рисовании старайтесь не отпускать руки и вести линию непрерывно, представьте, что ваша кисточка «танцует» по бумаге, скользит плавно и мягко. Тогда у вас все получится!
Инструктаж по ТБ.
Отлично! Итак, 1-2-3-4-5, начинаем рисовать!
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Практическая работа, индивидуальная помощь (дети раскрашивают подготовленный эскиз).
Подведение итогов. Анализ работ.
Все работы вывешиваются на доску под номерами.Черно-белое изображение доски с росписью меняется на цветное.
Педагог: Посмотрите, ребята! Испугалась Клякса! Вернулись краски к нам! Какие вы молодцы! Настоящие мастера и волшебники!
Оценка работ обучающимися. Выделяются наиболее удачные моменты в каждой работе.
Педагог: С какой росписью мы сегодня познакомились? Почему её так назвали? Чем отличается от других: дымковской или гжельской?
Рефлексия
Педагог: Давайте теперь попробуем в красках выразить все то, что мы сейчас чувствуем.
Прием «Светофор». Красный – все плохо, ничего не получилось, ничего не понравилось, зеленый – все хорошо, интересно, все получилось, желтый – что-то получилось, что-то нет, не совсем интересно.
Педагог: Молодцы! Вы хорошо поработали! На следующих занятиях мы продолжим знакомство с прекрасным миром хохломской росписи и научимся рисовать ее элементы. До встречи!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!