Регистрация

Педагогический проект в ДОУ «Дорога к истокам»

  • 3 мая 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «ФИЛИППОК»

Педагогический проект «Дорога к истокам»

Группа №12 «Родничок»

Автор-составители: воспитатели Альчикова Ольга Борисовна, Лавриенко Наталья Анатольевна, учитель-логопед Рахматуллина Рамиля Исламовна. 

Лангепас, 2017 год.

Аннотация.

Проект «Дорога к истокам» ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет и их родителей. Включает мероприятия направленные на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Проект учитывает основные принципы ФГОС ДО, которые направлены на поддержку разнообразия детства через организацию различных мероприятий, сотрудничество с семьями воспитанников.

Пояснительная записка.

На современном этапе развития дошкольного образования в условиях реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основными стратегическими ориентирами являются доступность и качество образования. Качество образования зависит от всех субъектов образовательной среды (педагоги, родители).   

Для обеспечения качественного образования в начале каждого учебного года мы организуем анкетирование родителей воспитанников с целью изучения потребностей и интересов в вопросах ежедневной организации жизни и деятельности детей в детском саду. На основании результатов анкетирования разрабатывается рабочая программа группы, в которую входят план мероприятий с семьями воспитанников и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

По результатам анкетирования в 2016-2017 учебном году выявлено, что большинство родителей считают одними из важных направлений работы с детьми - это духовно-нравственное развитие и познавательно-речевое развитие. Учитывая пожелания родителей и приоритетное направление детского сада (духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие детей средствами народного творчества и оказание ранней комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями  речевого развития) в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи разработан проект «Дорога к истокам».

Проект «Дорога к истокам» будет реализован в течение учебного года и направлен на развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников с учетом этнокультурных особенностей детей и их родителей. Рабочая программа группы также учитывает интересы родителей и включает часть, формируемую участниками образовательных отношений, направленную на развитие познавательного и речевого потенциала воспитанников.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение родителей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, презентаций по теме проекта, интерактивных игр.

Актуальность: от активной позиции родителей, от их вовлеченности в образовательный процесс зависит качество знаний и представлений детей об окружающей действительности, а также уровень семейного воспитания детей.

Проблема: формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников, преемственность поколений.                 

Тип проекта: творческий, долгосрочный

Вид проекта: семейный, групповой, творческий.

Сроки: 2016-2017 учебный год

Категория участников проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед.

Возраст детей: 5-6 лет.

Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о национальных традициях, фольклоре разных народов, нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, использование ИКТ), а также, что в процессе данной работы родители  воспитанников станут активными участниками образовательного процесса, а не наблюдателями.

Цели: 

1. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

2. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет средствами народного творчества.  

Задачи:

  • Организовать работу с родителями по познавательно- исследовательской деятельности в  изучении  национальных, семейных традиций, фольклора разных народов.
  • Сформировать активную позицию родителей в воспитательно-образовательном процессе.
  • Развитие диалоговой, связной  речи, формирование  грамматического  строя речи.

План мероприятий проекта «Дорога к истокам» 

Этап

Наименование мероприятий

Содержание мероприятий для родителей

Содержание мероприятий для детей

Сроки

Организационно-подготовительный

Знакомство с участниками образовательных отношений

Анкетирование родителей с целью выявления потребностей и интересов.

Беседы по вопросам воспитания детей в условиях дома

 

Мониторинг творческих способностей. Наблюдение. Игры. Беседы.

 

Август-сентябрь

Основной

 

Праздник «Осенины» с исполнением народных танцев, песен, закличек, демонстрацией альбома «Вчера-сегодня».

 

 

Рекомендации для родителей по выполнению творческих заданий, направленных на подготовку детей к участию в празднике.

Консультация для родителей  по заучиванию русских народных песенок, закличек, колядок.

Помощь в оформлении презентаций о сборе урожая для альбома «Вчера – сегодня» (прошлое и настоящее нашей родины).

Беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

Подготовка к празднику.

 

Октябрь

Оформление  мини - музея группы «Народная игрушка».

Участие в мастер–классе, организованным совместно с музейно-выставочным центром «Изготовление народной игрушки».

Участие родителей в пополнении экспонатами (сделанными своими руками)  мини-музея группы «Народная игрушка».

Совместная с родителями экскурсия в музейно-выставочный центр (мастер-класс по изготовлению народных игрушек).

НОД по лепке, рисованию

Ноябрь

Основной

 

Краткосрочный информационно-творческий  проект «Народные промыслы России».

Рекомендации родителям по выполнению презентаций по теме «Народные промыслы России».

 

Просмотр презентации «История самовара».

 

 

Досуговое мероприятие «Пришли святки, запевай колядки».

«Мастер – класс» для родителей по изготовлению атрибутов к досуговому мероприятию.

Участие в мероприятии

 

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Участие в мероприятии

Декабрь

Краткосрочный проект: «Семейные традиции».

Помощь родителей в постройке снежного городка.

Помощь в организации экскурсий в музейно-выставочный центр (зал русской избы).

 

 

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание поговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Экскурсия в музейно-выставочный центр (зал русской избы).

Январь

Основной

 

Развлечение «Широкая масленица!

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в воспитании ребенка».

Краткосрочный творческий  проект: «Народные традиции».

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр.

 

Февраль

Интерактивная игра: «По дорогам русских сказок».

 

Рекомендации для родителей по подготовке детей к интерактивной игре.

 

Открытая НОД  «В гости к хозяюшке».

 

 

Март

Культурно - досуговое мероприятие «Посиделки ».

Консультация родителей: «Прочтите  мне сказку».

 

Помощь в создании игротеки по темам русских народных сказок.

Оформление фотоальбома: «Вот мы какие».

Проведение русских народных игр «Верба - вербочка».

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Апрель

Рефлексивно-диагностический

Отчетное мероприятие: «День семьи» с презентацией изготовленных игр и игрушек.

Анкетирование родителей.

 

Мониторинг творческих способностей. Наблюдения.

 

Май

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Нормативно – правовой ресурс: утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

2. Материально – технический ресурс: приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группе детского сада.

3. Информационный ресурс: подбор методической и познавательной литературы по теме; сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ожидаемые результаты: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство; раскрытие творческих способностей семьи, интеллектуальное развитие детей  средствами народного творчества, оказание комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями речевого развития; расширение коммуникативной сферы и практического опыта родителей.

Продукт проекта:

  • презентации по теме проекта, выполненные совместно с детьми и родителями;
  • интерактивные игры, разработанные педагогами группы;
  • альбом с картинками и рассказами детей «Вчера-сегодня»;
  • мини-музей народной игрушки;
  • сценарии мероприятий: «Осенины», «Пришли святки, запевай колядки!», «Широкая масленица», «Посиделки».
  • методические разработки для педагогов открытой НОД «В гости к хозяюшке».

Вывод: Проект «Дорога к истокам» должен стать мощным импульсом развития всего родительского коллектива группы в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре интеллектуальном развитии детей средствами народного творчества.

Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого была  сделана работа по  обобщению и систематизации фольклорного материала  из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами театральной, игровой деятельности.

В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям.

Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Неоценима помощь в подготовке этого проекта всего родительского коллектива. Родители из простых созерцателей становятся активными участниками педагогического  процесса в группе, помогают своим детям раскрыть их творческий потенциал.

Список используемой литературы

  1. Князева О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  – СПб. : Акцидент, 1997.
  2. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  5. Веракса Н. Е., Комарова Т. С, Васильева М. А Программа  От рождения до школы.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2001г.
  7. Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!
  8. Суровяк Л.В.Программа  Школа этнической социализации Новосибирск, 2004.
  9. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия: С-Петербург, 2002.
  10. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
  11. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
  12. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
TEXT.RU - 57.70%
0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 23.09.2020 в 07:36

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:19

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!