Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «ФИЛИППОК»
Педагогический проект «Дорога к истокам»
Группа №12 «Родничок»
Автор-составители: воспитатели Альчикова Ольга Борисовна, Лавриенко Наталья Анатольевна, учитель-логопед Рахматуллина Рамиля Исламовна.
Лангепас, 2017 год.
Аннотация.
Проект «Дорога к истокам» ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет и их родителей. Включает мероприятия направленные на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Проект учитывает основные принципы ФГОС ДО, которые направлены на поддержку разнообразия детства через организацию различных мероприятий, сотрудничество с семьями воспитанников.
Пояснительная записка.
На современном этапе развития дошкольного образования в условиях реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основными стратегическими ориентирами являются доступность и качество образования. Качество образования зависит от всех субъектов образовательной среды (педагоги, родители).
Для обеспечения качественного образования в начале каждого учебного года мы организуем анкетирование родителей воспитанников с целью изучения потребностей и интересов в вопросах ежедневной организации жизни и деятельности детей в детском саду. На основании результатов анкетирования разрабатывается рабочая программа группы, в которую входят план мероприятий с семьями воспитанников и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
По результатам анкетирования в 2016-2017 учебном году выявлено, что большинство родителей считают одними из важных направлений работы с детьми - это духовно-нравственное развитие и познавательно-речевое развитие. Учитывая пожелания родителей и приоритетное направление детского сада (духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие детей средствами народного творчества и оказание ранней комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями речевого развития) в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи разработан проект «Дорога к истокам».
Проект «Дорога к истокам» будет реализован в течение учебного года и направлен на развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников с учетом этнокультурных особенностей детей и их родителей. Рабочая программа группы также учитывает интересы родителей и включает часть, формируемую участниками образовательных отношений, направленную на развитие познавательного и речевого потенциала воспитанников.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение родителей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, презентаций по теме проекта, интерактивных игр.
Актуальность: от активной позиции родителей, от их вовлеченности в образовательный процесс зависит качество знаний и представлений детей об окружающей действительности, а также уровень семейного воспитания детей.
Проблема: формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников, преемственность поколений.
Тип проекта: творческий, долгосрочный
Вид проекта: семейный, групповой, творческий.
Сроки: 2016-2017 учебный год
Категория участников проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед.
Возраст детей: 5-6 лет.
Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о национальных традициях, фольклоре разных народов, нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, использование ИКТ), а также, что в процессе данной работы родители воспитанников станут активными участниками образовательного процесса, а не наблюдателями.
Цели:
1. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
2. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет средствами народного творчества.
Задачи:
План мероприятий проекта «Дорога к истокам»
Этап |
Наименование мероприятий |
Содержание мероприятий для родителей |
Содержание мероприятий для детей |
Сроки |
---|---|---|---|---|
Организационно-подготовительный |
Знакомство с участниками образовательных отношений |
Анкетирование родителей с целью выявления потребностей и интересов. Беседы по вопросам воспитания детей в условиях дома
|
Мониторинг творческих способностей. Наблюдение. Игры. Беседы.
|
Август-сентябрь |
Основной
|
Праздник «Осенины» с исполнением народных танцев, песен, закличек, демонстрацией альбома «Вчера-сегодня».
|
Рекомендации для родителей по выполнению творческих заданий, направленных на подготовку детей к участию в празднике. Консультация для родителей по заучиванию русских народных песенок, закличек, колядок. Помощь в оформлении презентаций о сборе урожая для альбома «Вчера – сегодня» (прошлое и настоящее нашей родины). |
Беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Подготовка к празднику.
|
Октябрь |
Оформление мини - музея группы «Народная игрушка». |
Участие в мастер–классе, организованным совместно с музейно-выставочным центром «Изготовление народной игрушки». Участие родителей в пополнении экспонатами (сделанными своими руками) мини-музея группы «Народная игрушка». |
Совместная с родителями экскурсия в музейно-выставочный центр (мастер-класс по изготовлению народных игрушек). НОД по лепке, рисованию |
Ноябрь |
|
Основной
|
Краткосрочный информационно-творческий проект «Народные промыслы России». |
Рекомендации родителям по выполнению презентаций по теме «Народные промыслы России».
|
Просмотр презентации «История самовара».
|
|
Досуговое мероприятие «Пришли святки, запевай колядки». |
«Мастер – класс» для родителей по изготовлению атрибутов к досуговому мероприятию. Участие в мероприятии
|
Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Участие в мероприятии |
Декабрь |
|
Краткосрочный проект: «Семейные традиции». |
Помощь родителей в постройке снежного городка. Помощь в организации экскурсий в музейно-выставочный центр (зал русской избы).
|
Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание поговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. Экскурсия в музейно-выставочный центр (зал русской избы). |
Январь |
|
Основной
|
Развлечение «Широкая масленица! |
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в воспитании ребенка». Краткосрочный творческий проект: «Народные традиции». |
Разучивание рождественских колядок, русских народных игр.
|
Февраль |
Интерактивная игра: «По дорогам русских сказок».
|
Рекомендации для родителей по подготовке детей к интерактивной игре.
|
Открытая НОД «В гости к хозяюшке».
|
Март |
|
Культурно - досуговое мероприятие «Посиделки ». |
Консультация родителей: «Прочтите мне сказку».
Помощь в создании игротеки по темам русских народных сказок. Оформление фотоальбома: «Вот мы какие». |
Проведение русских народных игр «Верба - вербочка». Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. |
Апрель |
|
Рефлексивно-диагностический |
Отчетное мероприятие: «День семьи» с презентацией изготовленных игр и игрушек. |
Анкетирование родителей.
|
Мониторинг творческих способностей. Наблюдения.
|
Май |
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Нормативно – правовой ресурс: утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.
2. Материально – технический ресурс: приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группе детского сада.
3. Информационный ресурс: подбор методической и познавательной литературы по теме; сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Ожидаемые результаты: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство; раскрытие творческих способностей семьи, интеллектуальное развитие детей средствами народного творчества, оказание комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями речевого развития; расширение коммуникативной сферы и практического опыта родителей.
Продукт проекта:
Вывод: Проект «Дорога к истокам» должен стать мощным импульсом развития всего родительского коллектива группы в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре интеллектуальном развитии детей средствами народного творчества.
Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого была сделана работа по обобщению и систематизации фольклорного материала из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами театральной, игровой деятельности.
В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям.
Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Неоценима помощь в подготовке этого проекта всего родительского коллектива. Родители из простых созерцателей становятся активными участниками педагогического процесса в группе, помогают своим детям раскрыть их творческий потенциал.
Список используемой литературы
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.