Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером их общения с ребенком и многими другими факторами. Это надо принять как данность, которую не изменить.
Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников, сидящих в одном классе. Несоответствие им, отклонение в любую, даже в лучшую сторону оказывается абсолютно нежелательным и может осложнять жизнь школьника.
Мы, психологи, дефектологи можем по -своему помочь детям адаптироваться к условиям обучения, своевременно выявив те проблемы, с которыми ребенок приходит в школу. Расскажу о тех методиках, которые я использую в работе для своевременной диагностики и профилактики возможных проблем. Это «Экспресс-диагностика готовности к школе» (Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. М., 1998) и Методика определения готовности к школе (Ясюкова Л.А. СПб. 1999). Они построены с опорой на теsanitized_by_modx& #39 оретические представления отечественных психологов о возрастной периодизации, кризисах развития, ведущей деятельности младших школьников и их новообразованиях.
Методики позволяют исследовать два аспекта: особенности личности ребенка, исходя из которых должна строиться воспитательная работа, и интеллектуальные особенности, которые необходимо учитывать при построении учебного процесса.
«Экспресс-диагностика готовности к школе» представляет собой набор методик, позволяющих быстро и эффективно провести диагностику готовности ребенка к школьному обучению (в основном охватывая ее интеллектуальный аспект). Диагностический комплекс включает следующие тестовые процедуры. 1. Анкетирование родителей, целью которого является сбор информации об особенностях физического и психического разsanitized_by_modx& #39 вития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания. 2. Беседа с ребенком с целью выявления его общей осведомленности, особенностей взаимодействия с незнакомым взрослым и поведения в ситуации проверки. В ходе беsanitized_by_modx& #39 седы выясняется, знает ли ребенок свои анкетные данные, фамилию, имя родителей, свой адрес, возраст и день рождения. Предлагается также несколько свободных, «творческих» вопросов. По ответам ребенка можно качественно оценить как уровень общей осведомленности, так и специфику речи, что бывает необходимо при обращении к специалисту, психологу или логопеду для специального глубокого обследования и консультирования. 3. Выполнение ребенком 11 субтестов («Нелепицы», «Пространственно- арифметический диктант», «Последовательные картинки», «Геометрические фигуры», «Аналогия», «Составление слов», «Запрещенные слова», «Ключи», «Чтение», «Рисунок человека» и логопедический субтест) с целью установления эмоционального конsanitized_by_modx& #39 такта, диагностики произвольности, интеллектуального развития, тонкой моторики и логопедических особенностей будущего первоклассника. Обследование с помощью данной методики занимает не более 30 минут и может проводиться не только психологом, но и педагогом. Все результаты оцениваются баллами. Баллы суммируются, и дети, показавшие низкие результаты, направляются на консультацию к специалистам для более глубокого обследования.
Хотелось бы отметить, что целью обследования является не только (и не столько) отбор детей в специальные классы или школу, а прежде всего представление учителю информации о психологических особенностях его будущих учеников. Такого рода информация всегда полезна думающему учителю, так как позволяет ему узнать сильные стороны своих учеников и понять природу их проблем. Суть «Методики определения готовности к школе» гораздо шире ее названия. Она позволяет получить надежную информацию об индивидуальных особенностях 6–7sanitized_by_modx& #39летнего ребенка и содержит рекомендации, как в соответствии с этими особенностями оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
В отношении дошкольников «Методика определения готовности к школе» дает ценную информацию, позволяющую грамотно спланировать процесс подготовки ребенка к школе. Главное же ее достоинство — наличие четких критериев, позволяющих прогнозировать проблемы в обучении и адаптации детей. Она позволяет своевременно выявлять детей, которые могут пострадать от нервно-психологических нагрузок или социальной дезадаптации, детей, имеющих некоторые отклонения в эмоциональном, личностном развитии, в функционировании памяти, внимания и других психических процессов, и профилактически оказывать им необходимую помощь, не дожидаясь и не допуская появления проблем. Методика позволяет выявлять и одаренных детей, которых неsanitized_by_modx& #39 обходимо вовремя переводить на обучение по более интенсивным образовательным программам, чтобы не допускать потери темпов развития. Она помогает понять неsanitized_by_modx& #39 стандартность поведения отдельных учеников и способствует их вхождению в классный коллектив.
Таким образом, «Методика определения готовности к школе» может быть начальным звеном социальной технологии, позволяющей осуществлять психологическое сопровождение учебно- воспитательного процесса и оптимизировать адаптацию, обучение, воспитание и развитие каждого учащегося, исходя из его индивидуальности. Для изучения личности ребенка используются и другие возможности. Это метод наблюдения на уроках, во внеурочное время, на психологических занятиях, где при анализе детских работ и наблюдений в ходе занятий высвечиваются стереотипы поведения, эмоции, желания, ценности ребенка, проявления агрессии, страхи, тревога и
Данные обследования свидетельствуют, что дети, посещающие дошкольные учреждения, где воспитанников целенаправленно готовят к систематическому обучению, показывают высокие результаты при поступлении в школу. Однако если успехами ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно. Некоторых детей обижает невнимание родителей, они замыкаются, перестают быть искренними, откровенными. Интерес же родителей к делам первоклассников придает особое значение всем его достижениям, способствует сближению родителей, детей и учителя. Поэтому залогом успешного обучения является взаимодействие семьи и школы.
Неготовые дети — это «группа риска»: риска испытать наибольшие трудности, стать неуспевающими, усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переsanitized_by_modx& #39 утомления, попасть в подростковом возрасте в категорию трудновоспитуемых. Эти первоклассники, как правило, отрицательsanitized_by_modx& #39 но или индифферентно относятся к школе, нарушают дисциплину, общественные поручения выполняют без особого желания, близких друзей среди одноклассников не имеют. Поэтому те учащиеся, которые поsanitized_by_modx& #39 пали в «группу риска», находятся на особом контроле у учителя и психолога. Результаты, полученные в ходе исследования, могут послужить основой построения плана работы по проведению профилактических мероприятий по предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся. Для того чтобы избежать этих трудностей, необходимо на наш взгляд: 1) организовывать «Школу будущих первоклассников», где у детей, не посещавших детских дошкольных учреждений, сформировались бы навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Эта школа должна функционировать в течение года; 2) для реализации принципа единства требований семьи и школы необходимо проводить психолого-педагогический всеобуч, в ходе которого родители знакомились бы с особенностями воспитания и обучения младших школьников. Успех в решении такой сложной и важной задачи, как организация учебно- воспитательного процесса в школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но и между дошкольным учреждением, школой и семьей. Должна быть создана единая система воспитания с выходом на каждого участника учебно- воспитательного процесса: учителя, родителя.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.