Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Пояснительная записка
В последние годы в общеобразовательной школе в разы увеличилось количество детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причины школьной не успешности могут быть разными, одна из них- задержка психического развития (ЗПР), другая- грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития.Эти дети нуждаются в специальной помощи педагога, психолога, учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность
И которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.
В современном обществе наблюдается тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.
Календарно-тематическое планирование для учащихся 5 –х классов по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития) –102 часа.
Дата |
Дата по факту |
Тема |
Задачи коррекционной работы |
Содержание работы |
|||||
I ДИАГНОСТИКА (4 часа) |
|||||||||
|
|
Обследование устной и письменной речи, математических представлений. |
Обследовать устную речь и письменную речь. Обследовать сформированность математических представлений. |
Материалы ППД |
|||||
|
|
Исследование уровня развития ВПФ, временных представлений, пространственной ориентировки, представлений об окружающем. |
Обследовать уровень сформированности ВПФ, временных представлений, пространственных ориентировок, представлений об окружающем. |
Материалы ППД |
|||||
Развитие познавательной деятельности. (74 часов)
|
|||||||||
|
|
Занятие 1,2. |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Развиваем слуховую память» Дыхательное упражнение Упражнение «Рисуем обеими руками» Упражнение «Припомни» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 3,4 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Развиваем механическую зрительную память» Дыхательное упражнение Упражнение «Рисуем обеими руками» Упражнение «Припомни» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 5,6 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Дыхательное упражнение Упражнение «Припомни» Упражнение «Развиваем ассоциативную память» Упражнение на развитие сенсомоторики» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 7,8 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Припомни» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Развиваем зрительную память и пространственную ориентацию» Упражнение на развитие пространственной ориентации и координации тонких движений Упражнение «Припомни» |
|||||
|
|
Занятие 9,10. |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Назови одним словом, найди лишнее и запомни его» Дыхательное упражнение Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
|
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
|
|||||
|
|
Занятие 11,12 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Шифровка с запоминанием» Дыхательное упражнение Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 13,14 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Шифровка с запоминанием» Дыхательное упражнение Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» Упражнение «Развитие слухового восприятия» |
|||||
|
|
Занятие 15,16 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Развитие смысловой памяти» Упражнение на расслабление и концентрацию Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 17,18 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Развитие смысловой памяти» Упражнение на расслабление и концентрацию Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 19,20
|
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Развитие зрительной памяти» Упражнение на расслабление и концентрацию Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 21,22 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Узнай буквы и запомни» Упражнение на расслабление и концентрацию Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 23,24 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Собираем букет» Упражнение на дыхание Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 25,26 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Шифровка с запоминанием» Упражнение на дыхание Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 27,28 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Соберем урожай» Упражнение на дыхание Упражнение на развитие координации и тонкой моторики Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 29,30 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Шифровка» Упражнение на расслабление и концентрацию Упражнение на развитие тонкой моторики и координации Упражнение «Припоминание» |
|||||
|
|
Занятие 31,32 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Собери пословицу» Упражнение «Сова» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Припомни» Упражнение на развитие сенсомоторики |
|||||
|
|
Занятие 33,34 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Сова» Упражнение «Припомни» Упражнение на развитие координации и тонкой моторики Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 35,36 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Шапка для размышлений» Упражнение «Соберём урожай» Упражнение «Припоминание» Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Припомни» |
|||||
|
|
Занятие 37,38 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Шапка размышлений» Упражнение «Составь пословицу и запомни шифр» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие координации и тонкой моторики Упражнение «Припомни» |
|||||
|
|
Занятие 39,40 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Сова» Упражнение «Припоминание» Упражнение на развитие тонкой моторики и координации Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 41,42 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Дыхательное упражнение Упражнение «Будь внимателен» Упражнение «Поставь фишки» Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации движений, графических навыков Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 43,44 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение на расслабление и н внимания. Упражнение «Закончи числовой ряд» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Развиваем долговременную память» Упражнение на развитие координации и тонкой моторики |
|||||
|
|
Занятие 45,46 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Сова» Упражнение «Развиваем долговременную память» Упражнение «Шифровка с запоминанием» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации движений и тонкой моторики |
|||||
|
|
Занятие 47,48 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Певец» Упражнение «Развиваем слуховую память» Упражнение «Стрельба глазами» Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации движений и тонкой моторики Упражнение «Припомни» |
|||||
|
|
Занятие 49,50 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Певец» Упражнение «Подбери пару и запомни» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие сенсомоторики |
|||||
|
|
Занятие 51,52 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Певец» Упражнение «Припомни» Упражнение «развитие зрительной памяти» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие тонкой моторики и зрительной памяти |
|||||
|
|
Занятие 53,54 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Сова» Упражнение «Подбери слово» Упражнение на развитие координации и тонкой моторики Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Припомни» |
|||||
|
|
Занятие 55,56 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Шапка для размышлений» Упражнение «долговременная память» Упражнение «Развитие зрительной памяти» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие пространственной ориентации и графических навыков |
|||||
|
|
Занятие 57,58 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Сова» Упражнение «Припомни» Упражнение «Побери слово и запомни» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие пространственной координации движений и пространственной ориентации |
|||||
|
|
Занятие 59,60 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Певец» Упражнение «Припомни» Упражнение «Подбери слово и запомни» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие координации движений и графических навыков |
|||||
|
|
Занятие 61,62 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Сова» Упражнение «Развиваем память» Упражнение «Звуковой диктант с запоминанием» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие сенсомоторики |
|||||
|
|
Занятие 63,64 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Дыхательное упражнение Упражнение «Припомни» Упражнение на развитие фонематического слуха Упражнение на развитие пространственной ориентации и графических навыков Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 65,66 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Шапка для раздумий» Упражнение «Запомни». Упражнение на развитие координации и графических навыков Упражнение «Припомни» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 67,68 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение «Певец» Упражнение «Развитие смысловой памяти» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение на развитие координации движений Упражнение на развитие графических навыков Упражнение «Припомни» |
|||||
|
|
Занятие 69,70 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение на концентрацию и расслабление Упражнение «Развиваем смысловую память» Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Припомни» Упражнение на развитие координации и графических навыков |
|||||
|
|
Занятие 71,72 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Упражнение на концентрацию и расслабление Упражнение «Припомни» Упражнение «Придумай слово» Упражнение на развитие сенсомоторики Упражнение «Профилактика нарушения зрения» |
|||||
|
|
Занятие 73,74 |
Развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти. Профилактика нарушения зрения. Формирование мыслительных операций, совершенствование тонкой моторики и графических навыков |
Дыхательное упражнение Упражнение на развитие слуховой памяти Упражнение «Профилактика нарушения зрения» Упражнение «Припомни» Упражнение на развитие координации и графических навыков |
|||||
Развиваем мышление. (28 часов) Блок 1. Понятия: Обобщение, мыслительные действия. (9 часов) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Общее и частное понятия |
Изучение операции обобщения |
Задание «Общее и частное понятия» Задание «Нахождение общего понятия к частному» Упражнение «Буквы и цифры телом» Упражнение «Нос-пол-потолок» Упражнение «Объясни, что это?» |
|||||
|
|
Обобщение понятий: род-вид |
Изучение родовидовых отношений |
Задание «Обобщаем понятия» Задание «Словесное домино» Упражнение «Сосулька» Упражнение «Штанга» Упражнение «Камень» Упражнение «Угадайка» |
|||||
|
|
Целое-часть и рядоположности |
Изучение отношений «целое-часть» и «рядоположности» |
Задание «Целое-часть» Задание «Рядорасположенности» Игры и упражнения: Эмоциональный парк, Муха, Бином, |
|||||
|
|
Антонимы и синонимы |
Изучение антомичных и синтомичных понятий |
Задание «Противоположности» Задание «Антономы» Задание «Синонимы» Игры и упражнения : Четыре стихии, Письма на спине, Живые картины |
|||||
|
|
Схемы понятий (2 ч) |
Изучение способов построения логических схем |
Задание «Круговые схемы» Задание «Схема понятий» Игры и упражнения: Коктейль движений, трёхлитровая банка, Пиктограмма |
|||||
|
|
Причинно- следственные связи |
Изучение причинно- следственных связей, выполнение мыслительных действий с понятиями |
Задание «Причина и следствие» Задание «Найди причину и следствие событий» Задание «Причина и следствие на рисунке» Игры и упражнения: Тётя Моня |
|||||
|
|
Последовательности и определение понятий |
Закрепление пройденного материала, изучение отношений последовательности и путей определения понятий |
Задание «Последовательности» Задание «Определение» Игры и упражнения: Какое это?, Слон, жираф и крокодил |
|||||
|
|
Обобщение: сходства и различия |
Развитие мыслительных действий с понятиями, повторение и закрепление материала |
Задание «Обобщение-ограничение» Задание «Обобщение- ограничение» Задание «Сходства и различия» Игры и упражнения: Лимон, Потянулись-сломались, Волшебный круг |
|||||
Блок 2. Развитие понимания. (6 часов) |
|||||||||
|
|
Контекст и омонимия |
Развитие понимания слов и текста, понимания слов в контексте |
Задание «Омонимы» Задание «Омонимы» Игры и упражнения: Не буду, Играем словами, Я могу!
|
|||||
|
|
Устойчивые речевые конструкции |
Развитие понимания, изучение устойчивых речевых конструкций |
Задание «Недостающее слово» Задание «Смысловые сочетания» Игры и упражнения: Листик, Необычная походка, Опиши своих друзей |
|||||
|
|
Восстановление текста и слов в предложении |
Развитие понимания, выстраивание последовательного повествования |
Задание «Рассыпанное предложение» Игры и упражнения: Четыре квадрата, Два квадрата, Рыбка, квадраты, Змейка. Асинхронная гимнастика |
|||||
|
|
Восстановление текста из отрывков |
Развитие понимания, умения анализировать части, отрывки, складывать целый текст из частей |
Задание «Подбери пару» Задание «Собери предложение» Игры и упражнения: Шифровка, Аналогии |
|||||
|
|
Пояснение и резюмирование услышанного |
Развитие понимания, формирование умения резюмировать услышанное и прочитанное |
Задание «Подбери пословицу»
|
|||||
|
|
Толкование пословиц-конкретное и общее |
Развитие понимания, закрепление умения формулировать отличи и сходства значений |
Задание «Общий смысл» Задание «Построение пословиц по алгоритм» Игры и упражнения: Делай как я! И др |
|||||
Блок 3. Логические задачи (9 часов) |
|||||||||
|
|
Решение логических задач помощью схем (2 ч.) |
Развитие навыков решения логических задач с помощью схем |
Задание «Одноклассницы» Задание «Друзья» Задание «У кого какая оценка?» Задание «Праздничный утренник» Игры и упражнения: Подбери слово по аналогии |
|||||
|
|
Решение логических задач с помощью таблиц (2 ч) |
Развитие навыков решения логических задач с помощью таблиц |
Задание «Школьные учителя» Задание «Спортивные соревнования» и. р. Игры и упражнения: Замок, Шарик, Гора с плеч, Запретное слово |
|||||
|
|
Закрепление навыков решения логических задач (2 ч) |
Развитие и закрепление навыков решения логических задач с помощью схем и таблиц |
Задание «Четыре инженера» Задание «Все замечу» Игры и упражнения: Перышко, Анаграмма |
|||||
|
|
Логические задачи на переправу (2 ч) |
Развитие навыков решения логических задач на переправу |
Задание «Поход» Задание «Волк, коза, капуста» Задание «Построй метограмму» Задание «отряд солдат» Игры и упражнения: Шифровка, Счёт, Найди и коснись |
|||||
|
|
Закрепление навыков решения задач на переправу |
Закрепление навыков решения задач на переправу |
Задание «Три рыцаря и три оруженосца» Игры и упражнения: Антонимы-синонимы |
|||||
Блок 4. Базовые мыслительные операции (4 часа) |
|||||||||
|
|
Анализ и синтез (2 ч) |
Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза) |
Задание «Четвёртый лишний» Задание «Классификация» Задание «Три товарища» Игры и упражнения: Солдат и тряпичная кукла |
|||||
|
|
Аналогия и обобщение (2 ч) |
Развитие базовых мыслительных операций (сравнения, обобщения) |
Задание «Подбери слово» Задание «Простые аналогии» Задание «Числовые закономерности» |
|||||
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА-2 ч |
|||||||||
|
|
Обследование устной и письменной речи, математических представлений. |
Обследовать устную речь и письменную речь. Обследовать сформированность математических представлений. |
Материалы ППД |
|||||
|
|
Исследование уровня развития ВПФ, временных представлений, пространственной ориентировки, представлений об окружающем. |
Обследовать уровень сформированности ВПФ, временных представлений, пространственных ориентировок, представлений об окружающем. |
Материалы ППД |
|||||
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.